Мастер класс " Системный оператор"
консультация (подготовительная группа)

Подоляк Елена Анатольевна

Мастер класс для воспитателей ТРИЗ элемент " Системный оператор"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Формирование системного мышления

детей дошкольного возраста с

использованием ТРИЗ-технологии

«Системный оператор»

Составитель:  

Цель: повышение компетентности педагогов в применение метода ТРИЗ «системный оператор» в совместной деятельности педагога с детьми..

Задачи: ознакомить педагогов с техналогией ТРИЗ- системный оператор; с шаблоном системного  оператора ; собственным пособием 

«Интересная сумочка»

Побудить  к использованию метода –системный оператор и приемов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.

Создать условия для плодотворного общения участников мастер класса .

Оборудование: доска, фломастер , пособие «пятиэкранка»,карточки

С изображением предметов живой и неживой природы, предметов рукотворного мира.

Ход:

Основателем ТРИЗ является Генрих Саулович Альтшуллер. Изначально он разработал свою теорию для решения технических и инженерных задач. Однако со временем основные принципы перекочевали и в педагогику.

Технологии ТРИЗ является очень актуальной на сегодняшний день. Современное общество предъявляет все новые и новые требования к системе дошкольного образования. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС -это воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Педагоги стали искать такие технологии, которые бы отвечали требованиям стандарта, а главное они должны быть доступны для любого образовательного учреждения и легко применимы на практике. И именно такой является теория решения изобретательных задач.

Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи в создавшейся ситуации. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

Еще один огромный плюс этой теории заключается в том, что она работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнеров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира. В решении изобретательских задач ТРИЗ используются  различные методы и приёмы.  Сегодня мы рассмотрим один из таких приёмов известный нам как шаблон девятиэтажка. Метод помогает рассмотреть мир в системе , как совокупность связанных между собой определенным образом элементов.

Это шаблон разделенный на 9 экранов. Имеет временную ленту по вертикали: настоящее (середина), прошлое (справа),  будущее (слева).

По горизонтали : В середине – система, под системой- подсистема, над системой –надсистема. В прошлом –прошлое надсистемы внизу, будущее подсистемы внизу.Также расположено и будущее подсистемы .

1-система

2- подсистема

3- надсистема

4-прошлое системы

5-прошлое подсистемы

6- будущее подситемы

7- будущее системы

8- прошлое подситемы

9- будущее подситемы.

Это квадрат который разделён на 3,5,9 частей (экранов).

Работу с детьми лучше начинать с трёхэкранки или как ещё её называют  «системный лифт». Он может быть как вертикальным, так и горизонтальным. Вертикальный позволяет рассмотреть предмет в системе, подсистеме и надсистеме. А горизонтальный помогает рассмотреть объект во временном аспекте.

Самое большое распространение в работе с детьми дошкольного возраста получил «Волшебный экран» с пятью частями (пятиэкранка) и девятью частями (девятиэкранка).

Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если педагог использует замечательное стихотворение Марата Гафитулина «Что-то»:

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)

Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)

Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)

Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)

ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)

ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)

ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

Как же работает системный оператор?

По сути, системный оператор — это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. В нем заложены такие критерии анализа ,как:

 система. Это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать.

Подсистема. Это то, что входит в систему — ее составляющие части.

 Надсистема. Это некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект.

 Прошлое. Чем/кем объект был раньше? Каким были его свойства, возможности, задачи?

 Настоящее. Что представляет собой объект сегодня. Какой он? Каковы его функции?

Будущее. Что произойдет с объектом через некоторое время? Через какое именно? Почему?

Объект — лисёнок. Способствует формированию способности анализировать действия объекта с учётом временной шкалы (прошлое, настоящее, будущее)

Объект — лук.

Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом, рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.

Педагог показывает картинку с изображением животного.

Педагог: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного. Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего оно или какую пользу приносит. Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой теме, в том числе и по теме «Животные».

Педагог: Заяц (поднимает зеленый кружок).

Дети: Заяц относится к природному миру, к живой системе, к диким животным. Он живет в лесу.

Педагог: Поднимает красный кружок.

Дети: У зайца есть голова, уши, туловище, хвост, лапы, нос, шерстка.

Педагог: Почему заяц меняет шубку зимой?

Дети: Чтобы скрываться от врагов: лисы, волка.

Педагог: поднимает желтый кружок.

Дети: Зайчик – это доброе, безобидно животное, он никого не обижает. Он нужен для того, чтобы в лесу жили животные, и было красиво.

Данная игра может использоваться при рассмотрении картины.

Если я подниму круг красного цвета - вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг - определите, частью чего является сюжет картины (природный мир, транспорт, домашние животные).

Объект - дом.

Цель: Формирование умения мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, развитие фантазии.

Материал: картинки с изображением предметов живой и не живой природы, предметов рукотворного мира и т. д.

Ход игрового упражнения:

1.Загадка:

Друг на дружке ровно в ряд,

Эти кубики стоят,

В каждом есть окно и вход,

В каждом кто-нибудь живет Ответ: Дом

2.Из чего состоит дом сейчас:

Одной ручкой всех встречает,

Другой ручкой провожает.Ответ: Дверь

Зимой заклеено оно,

А летом открывается.

Оно кончается на «О»

И так же начинается.Ответ: Окно

***

Что на домике моем

И важней всего и выше?

Без чего и дом — не дом.Ответ: Крыша

3.Частью чего является:

Дома стоят,

Друг на друга глядят.

Пешеходы идут,

Сумки несут.

И автомобили

Куда-то покатили.Ответ: Улица

4.Чем было в прошлом:

Где встречается такое,

Что земля над головою?Ответ: Пещера

***

Возле речки под горою

Мы с друзьями дом построим.

Он из веток и соломы,

Гостю даст приют любому.

Домик наш в один этаж,

Называется – …Ответ: Шалаш

5.Из каких частей предмет состоял в прошлом: ветки, солома, камни.

6.Частью чего предмет являлся в прошлом: природы, гор.

7. Какой дом будет в будущем? Дом будущего это удобное, экономичное и экологичное жилище. Оно будет напрочь выделяться из общей массы невзрачных многоэтажек и удивлять всех прохожих.

8. Частью чего дом будет являться в будущем? Частью вселенной, моря.

9. Из каких частей дом будет состоять в будущем? Сенсорные дисплеи будут в доме повсюду. Двери, которые открываются «при появлении» хозяина, и свет, который зажигается только тогда, когда в комнате находится человек, и гаснет, когда он выходит.

Молодцы! У Вас все получилось.

Накопления ребенка:

1. Получает информацию, используя различные источники для «заполнения окошечек чудесного экрана» (заполнения системного оператора информацией из разных источников).

2. Ориентируется в источниках информации, в поисках недостающих звеньев для систематизации знаний об объекте.

3. Задает вопросы на интересующую тему, позволяющие самостоятельно систематизировать знания про объект, установить системные связи.

4.Делает выводы из полученной информации:

- все окружающие объекты имеют свое назначение, обладают определенными признаками, имеют части, место, классификационную группу, линию времени;

- все объекты можно сравнивать между собой по признакам.

5. Использует новую информацию для попыток самостоятельно систематизировать знания о новом объекте и поиска признаков, по которым можно произвести сравнение.

Заключительная часть. Рефлексия. Уважаемые коллеги! Я думаю, что мне удалось заинтересовать вас в применении технологии ТРИЗ, вы активно участвовали, были эмоциональные. Выполнение творческих заданий способствовало раскрепощению педагогов, активизации творческих способностей. Для лучшего видения возможностей применения приемов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада я приготовила для вас практический материал (картотеку игр в соответствии с возрастом детей).

Уважаемые педагоги, если вам понравилось играть в «системный оператор», то улыбнитесь, пожалуйста; если не понравилось – сделайте грустное лицо. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Системный оператор"

Мастер-класс разработан по одному из методов ТРИЗ , а именно "Системный оператор". Мастер-класс предназначен для педагогов, воспитателей,родителей в ДОУ....

Мастер - класс для родителей "Формирование представления об объектах окружающего мира с использованием приема "Системный оператор"

Мастер класс для родителей "Формирование представления об объектах окружающего мира с использованием приема "Системный оператор"...

Мастер-класс "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"

Цель: повышение компетентности участников мастер-класса в умении использовать системно-деятельностный подход в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:1. Активизировать знания участников мастер-кл...

Мастер-класс "Системный оператор"

Мастер-класс "Системный оператор"...

Мастер-класс «Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОО»

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе дошкольного учреждения позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоя...

Мастер класс для педагогов "Использование приёма ТРИЗ "Системный оператор", как способ развития творческих способностей детей."

Мастер класс для педагогов "Использование приёма ТРИЗ "Системный оператор", как способ развития творческих способностей детей."...

Мастер класс для педагогов "Системный оператор одно из средств развития инженерного мышления дошкольников"

Мастер класс составлен для ознакомления  педагогов ДОУ с методом ТРИЗ технологии "Системный оператор"...