Мастер-класс "Системный оператор"
материал (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Скупкина Юлия Александровна

Мастер-класс разработан по одному из методов ТРИЗ , а именно "Системный оператор". Мастер-класс предназначен для педагогов, воспитателей,родителей в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Системный оператор»

Если мы рассмотрим что-то,

Это что-то для чего-то….

Это что-то часть чего-то….

Это что-то из чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

Что-то ты сейчас возьми,

На экране рассмотри…

Всё, что нас окружает, окружало в прошлом и будет окружать в будущем крутится вокруг такого понятия, как время.

Звучит мелодия из былины, на экране появляется богатырь.

Из того ли из города из Мурома,

Из того ли села да Карачаева

Выезжает оттуль да добрый молодец,

Старый казак да Илья Муромец…

Звучит стих о войне. На экране появляется современный воин – солдат, звучит тихая музыка.

Солдату я слагаю оду.

Был ратный путь его тяжёл.

Он всё прошёл: огонь и воду,

И трубы медные прошёл.

На экране российский солдат в современной экипировке.

Время многое изменило: изменилось обмундирование, оружие, характер солдата. Это своего рода ось времени. И она нашла свое отражение в одной из технологий ТРИЗ – теории решения изобретательских задач, теории Генриха Альтшуллера.

В общем ТРИЗ позволяет:

- учит выявлять суть задачи;

- умение определять правильные направления поиска;

- находить пути отхода от традиционных решений;

- смотреть на вещи и явления по-новому;

- расширяет кругозор;

- даёт толчок к изобретательской и творческой деятельности.

В связи с этим, легко выделить принципы образования, отражённые в ФГОС ДО, которые реализуются в ТРИЗ:

Технологии ТРИЗ:

  1. Мозговой штурм
  2. Синектика
  3. Метод каталога
  4. Морфологичекий анализ
  5. Метод фокальных объектов
  6. Данетка
  7. Золотая рыбка
  8. Моделирование маленькими человечками
  9. Типовое фантазирование
  10. Системный оператор

Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий. Хотим обратить ваше внимание именно на последнюю технологию, которая и построена на исследовании оси времени и оси пространства. Данная технология возможна для использования в работе с дошкольниками и обеспечивает знакомство с предметами, явлениями, событиями в их взаимосвязи, целостности, обучение составлению полнообъёмных описательных рассказов.

Регулярное использование приема СО (Системный оператор) формирует у ребенка «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление» (Г.С.Альтшуллер) Это очень важные навыки и стиль мышления: думая о будущем – значит не делать ошибок в настоящем, а думая о прошлом – не делать ошибок в будущем. Этот метод расширяет информационное поле, прекрасно тренирует память, концентрирует внимание, развивает мыслительную деятельность ребенка и, конечно, развивает речь и воображение.

В детском саду этот прием получил название «Волшебный экран». На экране появляется картинка таблицы.

«Страшно» выглядит? Но это только на первый взгляд. Давайте рассмотрим их на примерах.

Система – это и есть наш рассматриваемый объект. Возьмём для примера матрёшку как исконно русский предмет.

Подсистема – это часть системы, или элементы, составляющие ее (например, система: Машина, подсистема: колеса, кузов, руль, фары, сиденья, бампер и др.; система Дерево, подсистема: корень, ствол, листья). Каждая из подсистем имеет свою функцию, без которой система существовать не может (Если засохнет корень, то дерево погибнет; если лишится веток, то не сможет цвести и плодоносить и т.д.) Подсистема тоже состоит из частей или элементов (например, Лист состоит из черенка, листовой пластины, прожилок и т.п.), но в дошкольном возрасте на этот уровень можно не выходить.  Итак, в нашем случае у матрёшки есть голова, туловище и другие матрёшки, которые вставляются одна в другую.

Надсистема – это более крупная система, частью которой является рассматриваемая система. Надсистема может быть разной: дерево – это растение, или объект леса, машина – это транспорт и т.д. Что такое матрёшка? Это русский сувенир, или предмет декоративного искусства.

Отправляемся в прошлое. Какой раньше была наша система? Здесь можно рассмотреть историческое развитие, как на примере воина, или биологическое развитие, например, цыплёнок раньше был яйцом. Для нашей матрёшки будет полезнее рассмотреть её изготовление. Из чего сделана матрёшка? Из дерева. Значит система в прошлом – это дерево. Подсистема прошлого, т.е. части дерева. В центре предлагаю разместить ствол, т.к. именно из этой части делают заготовки матрёшек. Надсистема прошлого, т.е. к какой группе относится предмет: мы уже говорили ранее это растение или лес. Та же работа проводится и с системой будущего. Для детей она сложнее, т.к. иногда требует проявления фантазии или определённых знаний. В нашем случае, для чего делают матрёшек: в подарок, в музей или для продажи на ярмарке, части ярмарки – это прилавки, торговцы с лотками, карусели и т.д. Надсистема – ярмарка – это торгово - праздничное мероприятие.

В итоге, системный оператор представляет собой замкнутый цикл, в котором все экраны взаимосвязаны. Экранов для дошкольников может быть как 9 , так и меньшее количество.

Таким образом, в работе с детьми метод системного оператора или «Волшебный экран» очень удобен тем, что дети с помощью взрослого могут составить такую таблицу, рассмотрев предмет или явление целостно, и составить по ней собственный рассказ.

Мы предлагаем вам составить такие волшебные экраны самостоятельно.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода ТРИЗ "Системный оператор"

Использование приёма ТРИЗ "Системный оператор" позволяет рассмотреть объект во взаимосвязи во времени и в пространстве. На примере цыплёнка можно обобщить представления детей о домашних птицах....

Конспект НОД с использованием Системного оператора "Транспорт"

Совместная образовательная деятельность по усвоению образовательной области "Познание" с применением методов ТРИЗ...

Конспект НОД по составлению описательных рассказов о домашних животных используя «системный оператор» современной развивающей технологии ТРИЗ

Данный конспект с использованием современной развивающей технологии ТРИЗ Г.С.Альтшуллера позволяет педагогам в интересной форме сформировать речевые навыки, обогатить словарный запас, способствовать р...

Использование МОДЕЛИ «Системный оператор»

Игра  "Системный оператор" ТРИЗТема: «Компьютер»Цель: развивать системное мышлениеФормировать познавательный интерес к окружающему миру;vДать представление о компьютере.Познакомить с частями комп...