Мастер-класс «Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОО»
статья

Никитина Наталья Алексеевна

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе дошкольного учреждения позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Именно знания и умения, которые ребенок получает не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом, определяющем его успешность на последующих этапах обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx40.03 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОО»

Никитина Н.А. старший воспитатель,

Реутова И.Ю. музыкальный руководитель

МБДОУ д/с №58 г. Белгорода

Цель: повышение компетентности участников мастер-класса в умении использовать системно-деятельностный подход в организации образовательного процесса в ДОУ.

         Системно-деятельностный подход в образовательном процессе дошкольного учреждения позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Именно знания и умения, которые ребенок получает не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом, определяющем его успешность на последующих этапах обучения.

Для детей дошкольного возраста образовательная деятельность, организованная на основе системно-деятельностного подхода включает в себя шесть последовательных шагов -этапов:

  1. Введение в ситуацию
  2. Актуализация знаний
  3. Затруднение в ситуации
  4. Открытие детьми нового знания (способа действий)
  5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребёнка
  6. Осмысление (итог)

При изучении данного подхода с целью применения его в своей работе с детьми, мы обращались к опыту педагогов своего дошкольного учреждения, а также изучали разработки педагогов других регионов в сфере дошкольного образования.

Мы предлагаем рассмотреть поэтапную реализацию этого метода на примере организации познавательной деятельности с опорой на решение задач музыкального развития. Сегодня мы будем работать с аудиторией и  участниками,  у которых есть в телефоне доступ к Интернету. В нашей деятельности мы будем совмещать роли участников (дети и взрослые)

Тема: «Что такое филармония»

Цель: приобщать детей к культуре родного края, познакомить с достопримечательностью города – филармонией.

Задачи: познакомить с основными залами здания филармонии, выяснить их функциональное предназначение; расширять кругозор и словарный запас детей, развивать логическое мышление; учить дифференцировать звучание различных музыкальных инструментов, различать их на слух, правильно называть; использовать имеющиеся знания в самостоятельной деятельности; прививать уважительное отношение к родному городу, гордость за его достижения.

ВВЕДЕНИЕ В СИТУАЦИЮ (1 этап)

Вопросы помощникам: Вы любите праздники? А какой больше всего? – подвести к ответу Новый год.

Приносил ли Дед Мороз вам подарки?

Кто из вас писал письмо Д.М-зу?

Я хочу вам рассказать историю моего знакомого мальчика Вани, который тоже написал письмо Д.М-зу. Ваня долго ждал прихода Д.М., но незаметно уснул, а когда проснулся – нашел под ёлкой долгожданный подарок. Когда он стал открывать коробку – из неё выпал странный листок. Это было приглашение. Но куда?..

Ваня уже умел читать, но всё равно не понял, куда приглашает его Д.М-з, потому что на листке было написано незнакомое слово «Приглашение в филармонию». Ваня растерялся, ему очень хотелось пойти, но он не знал куда…

Давайте подумаем, сможем ли мы ему помочь?   

К аудитории

Итак, мы прошли первый этап образовательной ситуации «Введение в ситуацию», где создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать. Для этого педагог включает детей в беседу, обязательно личностно-значимую для них, связанную с их жизненным опытом.

Включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы. Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?» Важно понимать, что детская цель не имеет ничего общего с программными задачами. Задавая такие вопросы, педагог формирует у детей веру в собственные силы. Голосом, взглядом дает понять, что и он в них верит. Итак, на этом этапе полноценно включается методологически обоснованный механизм мотивации (надо-хочу-могу).

Следующий этап (2) образовательной ситуации «АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ». Этот этап можно назвать подготовительным к следующим этапам, на которых дети как раз и должны сделать «открытие» для себя нового знания.

К помощникам:

Итак, что мы можем сделать, чтобы помочь Ване?

Вместе с детьми мы выясняем, что:

 - Мы можем узнать, есть ли в нашем городе филармония.

- Где она находится и как туда проехать.

- Узнать, что же такое – филармония и почему так называется.

- Как мы можем всё это узнать? Ведь Д.М. давно ушел…

(Можем спросить у родителей).

Но мама и папа были там давно и затрудняются ответить Ване.

Подводим к ответу, что можно узнать у других взрослых, или с их помощью в Интернете.

К помощникам:

Я поняла, что вы хотите помочь Ване. Откройте, пожалуйста, Интернет. Какой сайт мы будем искать?  Белгородская филармония.

Итак, мы вошли в Интернет и увидели фотографию, где изображено необычное здание, которое находится в городе Белгороде, узнали, что оно называется Филармония, его адрес и как к нему проехать.

Вопросы: Это здание похоже на жилой дом?.. На магазин?..

Как вы думаете, для чего оно построено и почему у него такое необычное название? (Ответы-предположения детей).

Сайт, на который мы зашли, нам такую информацию не дал.

Давайте найдем в интернете ответ и на ЭТОТ вопрос.

Это здание необычной формы, и предназначено оно для того, чтобы здесь звучала музыка, поэтому называется оно тоже необычно - «филармония». Такое название придумали в Древней Греции, где музыкальное искусство любили и считали очень важным.

Филармо́ния (от греч. phileo — любить и harmonia — гармония, музыка): музыкальное общество или учреждение, которое занимается организацией концертов, содействует развитию музыкального искусства.

Итак, теперь мы знаем, что такое филармония.

На входе мы видим афиши. Что это такое и для чего они предназначены?

 Афиши - это специальные плакаты, которые оповещают зрителей о том, какие концерты будут проводиться.

Как же нам помочь Ване разобраться и выбрать тот концерт, который ему по душе? Ведь их так много!  Сможем ли мы это сделать самостоятельно?

 

(Затруднение в ситуации).

К аудитории:

Это 3-й этап - Затруднение в ситуации, который является ключевым. Слушаем ответы детей с предположениями.

Пробное действие: Рассматриваем афиши. По желанию ребенок выбирает понравившуюся и рассуждает, что мы можем услышать или увидеть на концерте.

Т.е. происходит проектирование решения проблемной ситуации: (Как же Ване разобраться?) Педагог с помощью подводящего диалога помогает воспитанникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути ее решения.

На этом этапе важно не оценивать ответы детей, а предлагать им делать что-то на выбор, опираться на их личный опыт.

Для решения проблемной ситуации используются дидактический материал, разные формы организации детей. Например, В НАШЕМ СЛУЧАЕ, педагог организует обсуждение детьми проблемы в микрогруппах, каждая из которых обсуждает выбранную афишу: «Что изображено и написано на афише?   Что мы сможем рассказать Ване об этом концерте?» Воспитанники высказывают свои варианты.

На этом этап «Затруднение в ситуации» завершается и мы переходим к 4 этапу  - Открытие нового знания

Предлагаю отправиться в виртуальное путешествие по белгородской филармонии и разобраться самим.

Как только вы заходите в здание филармонии, вы попадаете в очень красивое фойе. Здесь собираются люди, которые пришли на концерт перед тем, как войти в зал.

 А вот и сам большой зал филармонии.

Рассматриваем слайды и предлагаем детям вопросы для обсуждения: 

Что вы видите на этой фотографии. (Зал с множеством кресел, балконы).  Как вы думаете, для чего нужна такая большая сцена? (На сцене выступают артисты, музыканты). 

На сцене филармонии часто выступают оркестры, исполняющие различные произведения. Слово «оркестр» - тоже греческого происхождения. В Древней Греции «оркестровой» называлась площадка для танцев. На ней располагался и хор. Позднее хор сменили музыканты, сопровождающие спектакль игрой на музыкальных инструментах, их и стали называть оркестром.

Существуют разные виды оркестров: 

 на каждом слайде изображение разных видов оркестров.

17 - симфонический,

18 - духовой,

19 - струнный,

20 - народный,

21- эстрадный,

22 - джазовый

 Они различаются по составу инструментов и по количеству музыкантов. Количество музыкантов зависит от конкретного музыкального произведения.

В симфоническом оркестре, в среднем, около 60-70 человек, но бывает, что состав достигает 100 и более участников, которые располагаются в определенном порядке.

Вот посмотрите, как выглядит симфонический оркестр на сцене. Музыканты объединяются в группы схожих по тембру инструментов.  Музыканты одной группы сидят рядом, чтобы лучше слышать друг друга, это создает согласованное звучание.

Чтобы каждый оркестр звучал слаженно, гармонично – им управляет дирижер. Он стоит лицом к музыкантам. Перед дирижером лежат ноты, в которых расписаны партии всех музыкантов.

(Детям предлагается посмотреть видеоклипы и послушать звучание различных оркестров - на выбор 3 оркестра по 1 мин.)

Предлагаю сделать музыкальную паузу – послушать и отгадать, какой музыкальный инструмент звучит.

Проводится музыкально-дидактическая игра

«Угадай, какой инструмент звучит»

Дети на слух определяют звучание различных по тембру муз.инструментов – и определяют, в каком оркестре он используется, напр.: труба – духовой и симфонический,

балалайка, баян – народный оркестр и т.д.

Можно провести игру, как настольное лото – дети слушают звучание инструмента, находят его изображение на своей карточке и накрывают картинку маленькой карточкой.

Также можно спрашивать выборочно - в каком оркестре…

Т.о. происходит Включение нового знания в систему знаний ребенка, т.е. мы плавно вошли в 5 этап.

Вы правильно определили звучание различных музыкальных инструментов.  Перед тем, как отправиться дальше, предлагаю вам немного поиграть.

Поскольку дети постоянно были заняты мыслительной деятельностью, важно сменить её на подвижную, при этом не выходя из данной темы.

Проводится динамическая пауза:

Все на флейте мы играем (руками изображают игру на флейте),

И на кнопки нажимаем (топают ногами),

Гамма вверх (поднимаются на носочки, тянутся руками вверх),

Гамма вниз (опускают руки вниз, приседая),

А сейчас всем поклонись (поднимаются, кланяются в разные стороны).

Двигаемся дальше.

Детям предлагается рассмотреть блок фотографий, где на сцене филармонии выступают певцы, танцевальные коллективы, артисты балета.

К помощникам:

Что вы увидели на этих фотографиях? (Дети описывают увиденное). 

Надо подвести детей к выводу, что на сцене филармонии выступают не только оркестры, но и другие исполнители: певцы, танцоры, артисты балета.

Предлагаются вопросы для обсуждения: Теперь вы поняли, для чего нужна такая большая сцена? (Ответы детей)

А зачем так много кресел в зале и даже на балконах? (Для зрителей, чтобы как можно больше людей могли попасть на концерт и насладиться прекрасной музыкой).

Давайте поиграем -  и устроим   небольшой концерт.

Детям предлагается самостоятельно придумать или подобрать знакомые движения танца, подходящие по характеру к звучанию того или иного оркестра.

Например: на звучание народного оркестра – какие движения будем исполнять? - полуприсядка, ковырялочка, притопы.

На звучание симфонического оркестра – плавные движения руками, кружение и т.п.

Продолжаем наше путешествие…Мы попали в необычный зал. Здесь находится и звучит только один инструмент. Он такой большой, что для него сделали специальный зал, называется он – орган. Его нельзя переносить с места на место, поэтому и зал называется – органный.  Орган был заказан на немецкой фирме, в нем четыре этажа и 3000 труб. Орган может быть расцвечен любым цветом в отдельности, в различных комбинациях и режимах (переливы, мерцания, перетекания).

Над игровой консолью органиста по центру органа размещён герб города Белгорода. Сцена, и нависающая над ней часть, по форме напоминают раскрытую раковину, в центре которой находится главная жемчужина филармонии и всего Черноземья — орган.

Детям предлагается послушать фрагмент звучания органной музыки и поделиться впечатлениями.

К аудитории:

Т.о., на данном этапе педагог, вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний и их применения.

Новые знания: Что такое оркестр. Какие бывают оркестры. Для чего нужен дирижер – даёт педагог.

Для чего большая сцена и зрительный зал с множеством кресел, какие инструменты к какому оркестру относятся – знания, которые дети получили сами путём рассуждений.

+ Самостоятельно из собственного опыта применили определённые характерные движения танцев и сопоставили их с характером звучания и инструментальным составом оркестра.

Используя различные формы организации детских видов деятельности, педагог помогает открыть новое знание.

В нашей филармонии организуются концерты не только для взрослых, но и для детей, чтобы дети научились слушать красивую музыку, понимать и любить её.

И я говорю детям: И может быть, кто-то из вас тоже станет знаменитым певцом, танцором или музыкантом, и будет выступать на сцене нашей филармонии или других театров.

6 этап /Осмысление/  

Сегодня мы совершили с вами виртуальное путешествие по необычному зданию. Давайте подумаем, что же мы расскажем о нём Ване?

А я ваш рассказ я запишу на телефон и отправлю ему.

  • Кто запомнил, как оно называется, и что означает это слово?
  • Что же мы сможем рассказать Ване о филармонии? (Это дом, где…)
  • Удалось ли нам разобраться, какие концерты проводятся в филармонии? Какие оркестры и коллективы выступают?
  • С помощью чего мы разобрались? Откуда мы можем узнать о предстоящем концерте и выбрать, на какой нам хочется пойти?
  • Что в филармонии называют «жемчужиной Черноземья»?

Думаю, что Ваня будет благодарен и ему будет интересен наш рассказ. Теперь он наверняка поймет, куда пригласил его Дед Мороз и с радостью отправится на концерт.

Таким образом, с помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?» педагог помогает осмыслить детям их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. А далее, с помощью вопросов: «Как вам это удалось?», «Какие знания вам пригодились?»  и т. д. подводит детей к тому, что они достигли своей цели благодаря тому, что они что-то узнали, чему – то научились.

         С уверенностью можно сказать, что системно-деятельностный подход к организации образовательной деятельности дает возможность сформировать у детей познавательный интерес, желание думать, стремление узнавать что-то новое и тем самым подготовить выпускника ДОУ, обладающего способностью и желанием получать знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход как основа организации образовательного процесса

Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого  эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сфера...

«Системно-деятельный подход как основа организации образовательных процессов в рамках ФГОС»

Организация образовательных процессов с учетом возрастных особенностей...

Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования

Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. В статье раскрываются особенности построения образоват...

«Системно – деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ».

В современной образовательной практике сложилась парадоксальная ситуация: значительные изменения в системе образования и неготовность педагогов к реализации воспитательно-образовательного процесса и р...

Статья на тему «Системно -деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в истории педагогики и образования»

Статья на тему «Системно -деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в истории педагогики и образования»...

Презентация к докладу "Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования"

Системно-деятельностный подход как основа организации  образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования...