«Системно – деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ».
статья

Елькина Олеся Васильева

В современной образовательной практике сложилась парадоксальная ситуация: значительные изменения в системе образования и неготовность педагогов к реализации воспитательно-образовательного процесса и реализации технологий, являющихся методологической основой ФГОС дошкольного образования. Одной из методологических основой ФГОС ДО является системно-деятельностный подход.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Системно – деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ».

Подготовил:

Елькина О.В., воспитатель

МБДОУ д/с №15 «Снегирек» МО г. Саяногорск

В последнее время общество предъявляет высокие требования к качеству образования и профессиональному уровню педагогических работников. Особое внимание уделяется профессиональной компетентности педагогов, работающих в системе дошкольного образования.

        Педагогическая деятельность на современном этапе характеризуется реализацией ФГОС дошкольного образования, который выдвигает новые требования к системе развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Каким должен быть педагог, чтобы выполнить задачу, поставленную перед ним государством?

        В современной образовательной практике сложилась парадоксальная ситуация: значительные изменения в системе образования и неготовность педагогов к реализации воспитательно-образовательного процесса и реализации технологий, являющихся методологической основой ФГОС дошкольного образования.

        Одной из методологических основой ФГОС ДО является системно-деятельностный подход. Задача дошкольного образования на современном этапе состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в фиксировании сроков  и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.

        Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребован деятельностный подход в организации образовательного процесса в ДОУ.

        Что же обозначает системно-деятельностный подход?

        Система – слово греческое, буквально обозначает «целое, составленное из частей». Термином «системный подход» обозначается группа методов, направленных на постановку и решение задач.

        Системно-деятельностный подход – это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности воспитанников.

        Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны.  Давайте, я вам дам рыбу, чтобы вы утолили голод». Но притча гласить: не надо давать рыбу, надо научить её ловить. Стандарт дошкольного образования и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ребенку будет трудно в школе. Именно в действии порождается знание.

        Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не дают в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающие свое собственное открытие. Задача педагога заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Педагог должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

        Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности, исключает из образовательного процесса учебную деятельность как не существующую закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства.

        Поэтому воспитателям и другим специалистам необходимо владеть педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.

        Важным условием осуществления системно-деятельностного подхода в дошкольной образовательной организации является реализация системы основных принципов:

        - принцип психологической комфортности:  предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию всех стрессообразующих факторов образовательного процесса. Задача взрослого: побуждать и поддерживать интерес у воспитанников (говорим, делаем и играем вместе с детьми, даем возможность говорить, делать и играть самим детям);

        - принцип деятельности: предполагает освоение окружающего мира не путем получения готовой информации, а через «открытие» детьми и освоение в активной деятельности, под умелым руководством взрослого (когда я делаю сам, я получаю опыт и знания);

        - принцип минимакса: предполагает продвижение каждого ребенка вперед своим темпом по индивидуальной траектории саморазвития на уровне своего возможного максимума (даем больше, требуем стандарт, возьми сколько сможешь);

        - принцип целостности: представление о мире (обобщенное, целостное представление о мире, о себе, о роли и месте каждой науки и системе наук);

        - принцип творчества: ориентирует образовательный процесс на поддержку различных форм детского творчества, сотрудничества детей и взрослых (ситуация успеха, настрой на творческое дело);

        - принцип непрерывности: необходим для обеспечения преемственных связей между детским садом и начальной школой;

        - принцип вариативности: предусматривает создание условий выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности.

        Соблюдение этих принципов четко прослеживается в структуре образовательной ситуации или занятия. Образовательная ситуация с применением системно – деятельностного подхода является технологией последовательность действий (как нужно делать), поэтому каждое условие должно учитываться, иначе возможно несовпадение с дидактической основой.

        Еще один важный момент. Деятельностный подход опирается на стиль партнерского взаимодействия воспитателя и детей. Современный педагог должен стать не учителем и контролером, а организатором и помощником в совместной деятельности и познании окружающего ребенком.

        Необходимо пересмотреть позицию воспитателя во время проведения организованных видов деятельности. Воспитатель должен находиться не над детьми, а «рядом» в прямом и переносном смысле.

        Если педагог и ребенок партнеры, то инициатива должна исходить не только от взрослого. Нужно создать такую образовательную ситуацию, чтобы она опиралась на личностные мотивы, эмоциональную сферу, познавательный интерес и активность детей.

        «Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями», сказал Жан-Жак Руссо.

        Системно – деятельностный подход ставит несколько задач перед педагогом:

  • Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;
  • Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
  • Помогать ребенку, сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

        

Методологические подходы к организации занятий с детьми:

  1. Ребенок занимает активную позицию на занятии: он – то слушающий, то – наблюдающий, то - действующий;
  2. Во время образовательной деятельности главенствует дух открытия;
  3. Обязательны смена мизансцен и движение;
  4. Не принимать ответы детей без обоснования их мнения и не оставлять без внимания ни одного ответа;
  5. Отказаться от судейской роли: когда ребенок говорит, он обращается к детям, а не к воспитателю;
  6. Упражнять детей видеть возможность выполнения заданий разными способами (ситуация выбора);
  7. Статическая поза ребенка не должна превышать 50% времени всего занятия;
  8. В процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения;
  9. Необходимо поддерживать у детей ощущение успешности.

Структура с позиции системно - деятельностного подхода состоит в следующем:

- педагог создает проблемную ситуацию;

- ребенок принимает проблемную ситуацию;

- вместе выявляют проблему;

- педагог управляет поисковой деятельностью;

- ребенок осуществляет самостоятельный поиск;

- обсуждение результатов.

Если, стремясь к реализации деятельностного подхода, педагог упускает какие – то структурные моменты, организуя деятельность воспитанников, то он либо вообще не является в этом случае субъектом деятельности, либо выполняет ее как иллюзорную, как отдельные действия. Ребенок освоит содержание образования только тогда, когда у него есть внутренняя потребность и активно-положительная мотивация для такого освоения. Это, в свою очередь, требует обучения его: целеполаганию и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Литература:

  1. Петерсон Л.Г., Абдулина Л.Э. Формирование предпосылок к универсальным учебным действиям у дошкольников//Управление ДОУ.-2013.-№2
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М.: Народное образование.-1998
  3. Системно - деятельностный подход к разработке стандарта нового поколения. А.Г. Асмолов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход как основа организации образовательного процесса

Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого  эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сфера...

«Системно-деятельный подход как основа организации образовательных процессов в рамках ФГОС»

Организация образовательных процессов с учетом возрастных особенностей...

Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования

Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. В статье раскрываются особенности построения образоват...

Мастер-класс «Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОО»

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе дошкольного учреждения позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоя...

Статья на тему «Системно -деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в истории педагогики и образования»

Статья на тему «Системно -деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в истории педагогики и образования»...

Презентация к докладу "Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования"

Системно-деятельностный подход как основа организации  образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования...