Доклад к семинару: «Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ»
учебно-методический материал по информатике

Муллахметова Рузиля Наилевна

Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность. Б. Шоу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_seminaru_sist_deyat_podhod.docx26.02 КБ
Файл prezentatsiya_seminar.pptx1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад общеразвивающего вида №5»

с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников

МБДОУ «Д/с №5»

461630 Оренбургская область  г. Бугуруслан ул. Московская, 74

тел. (35352) 2-18-95

petushok_5@mail.ru

Доклад на тему:

«Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ»

Подготовила:

воспитатель МБДОУ «Д/с № 5»

Муллахметова Р.Н.

Введение

Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность.

Б. Шоу.

             В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны. «Развивающемуся обществу, – подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования», – нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью… способные к сотрудничеству…обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание».

        Не осталось в стороне и дошкольное образование. Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является введение принципиально нового документа – Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

         В основу ФГОС ДО заложен системно - деятельностный подход, который базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребенка (включая одаренных детей и детей с ОВЗ) обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Системно - деятельностный подход

         

Ещё в 1988г. группа отечественных учёных (Виталий Александрович Сластенин, Евгений Николаевич Шиянови др.) утверждала: «Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка».

     Основы системно - деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

    Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.        

В основе развития лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействия с ней В чем же заключается деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками? Деятельностный подход в образовании предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность. На первый план здесь выходит дело, а знания играют второстепенную роль, являясь средством выполнения этого дела и средством обучения. «Хочешь накормить человека один раз - дай ему рыбку. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его рыбачить» Конфуций Деятельностный подход - это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность. Деятельностный подход - это способ освоения образовательной среды без психических и физических перегрузок детей, при котором каждый ребенок может самореализоваться, почувствовать радость творчества. Деятельность определяется как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность- система действий человека, направленная на достижение определѐнной цели. «Слышу-не помню, вижу - помню, делаю-понимаю» Конфуций.

Принципы деятельностного подхода:

  принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;

  принцип субъектности воспитания;

 принцип учета сенситивных периодов развития;

 принцип преодоления зоны ближайшего развития;

 принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;

 принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности;

 принцип обязательной результативности каждого вида деятельности; принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

 принцип обязательной рефлективности всякой деятельности; принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;

 принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности;

 принцип активности ребенка в образовательном процессе.

 Структуру НОД на основе деятельностного метода:

 1. Создание проблемной ситуации

2. Целевая установка

3. Мотивирование к деятельности

4. Проектирование решений проблемной ситуации

5. Выполнение действий

6. Анализ результатов деятельности

7. Подведение итогов.

      Посредником между деятельностью и субъектом деятельности (ребенком) призвана стать личность педагога. Таким образом, педагогика становится не только лишь средством воспитания и обучения, но в большей степени – средством возбуждения творчески-поисковой активности. Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребован деятельностный подход в организации воспитательно – образовательного процесса ДОУ.

       Перед педагогом становятся следующие задачи:

1. Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;

2. Учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства, ее достижения;

3. Помогать ребенку сформировать у детей умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

         На основе вышесказанного можно сформулировать основные правила деятельностного подхода:

• Подари ребенку радость творчества, осознание авторства

• Веди ребенка от собственного опыта к общественному

• Будь не «НАД», а «РЯДОМ»

 • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши

• Учи анализировать каждый этап работы

• Критикуя, стимулируй активность ребенка.

Заключение

 Главное достоинство системно - деятельностного подхода это исследовательско – экспериментальная деятельность. Она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В ходе экспериментально – исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь: почему железный шарик тонет, а деревянный – нет; что будет, если в стакан с водой насыпать земли и т. д.

   Этот подход противостоит вербальным методам и формам передачи готовой информации, пассивности обучения воспитанников и, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности.

Однажды ученики спросили Мастера, можно ли за пару мелких монет накормить голодную семью.

- Можно, - ответил Мастер.

- Но, как? - удивились ученики, - Ведь за пару монет можно купить только несколько мелких рыбин.

Мастер усмехнулся и сказал:

- Если дать голодному человеку кусок рыбы - он съест и будет опять голодным. А если вручить удочку - сможет ловить рыбу и обеспечит пропитание себе и своей семье на долгое время. (Старинная Китайская притча)

Поэтому смело, можно сказать: ФГОС дошкольного образования - это стандарт, который помогает учиться «ловить рыбу». 

Список использованной литературы

1.Асмолов А.Г. Системно - деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.

2.Выготский Л.С. Психология развития ребенка. Москва, Э КС М- 2003г.

3.Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ.// Официальные документы в образовании. – 2013. - №2,№3.- С.2-92; Администратор образования. – 2013.

4. Концепция модернизации Российского образования до 2015 года. (Электронный ресурс)

5.Леонтьев А.А. Психологические аспекты личности и деятельности // ИЯШ 1978, №5

6.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

 7.Словарь - справочник воспитателя /Авт.-сост. С. С. Степанов. - М.:ТЦ Сфера, 2008.

 8.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М, 2013.

9.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды.– Издание 2-е, стереотипное. – Москва: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Системно - д еятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ » Подготовила: воспитатель МБДОУ «Д/с № 5» Муллахметова Р.Н.

Слайд 2

С истематизировать знания педагогов о деятельностном подходе в воспитательно -образовательном процессе ДОУ, показать необходимость использования данного метода в работе педагога на современном этапе развития дошкольного образования. Цель семинара:

Слайд 3

- Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. - Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий. - Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели Деятельность

Слайд 4

- Деятельностный подход - это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. - Деятельностный подход — это способ освоения образовательной среды без психических и физических перегрузок детей, при котором каждый ребенок может самореализоваться , почувствовать радость творчества. Деятельн остный подход

Слайд 5

1. Принцип субъективности, опоры на предшествующее развитие; 2. Принцип учёта ведущих видов деятельности; 3 . Принцип обогащения, усиления, углубления детского развития; 4 . Принцип обязательной рефлективности всякой деятельности; 5. Принцип обучения деятельности; 6. Принцип перехода от совместной познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ребёнка (зона ближайшего развития); 7. Креативный принцип. Принципы деятельностного подхода:

Слайд 6

- создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным ; - учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; - помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи:

Слайд 7

В основе развития лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней. Деятельностный подход

Слайд 8

Планирование деятельности ФГОС - предполагает внесение корректив в планирование образователь ной деятельности с детьми Соблюдение принципа интеграции образовательных областей и комплексно - тематический принцип построения образовательного процесса Перенос «Центра тяжести» с НОД на другие формы организации образовательной деятельности

Слайд 9

Учебная модель Совместная деятельность взрослого и детей Позиция ребёнка Ребенок – объект. Взрослый управляет ребёнком, занимает более активную позицию. Ребенок – субъект. Взрослый сотрудничает с ребёнком; ребенок активен не менее взрослого) Лозунг «Делай как я!» «Вместе с ребенком» Регламентированность Большая регламентированность образовательного процесса, использование готовых шаблонов. Гибкость в организации образовательного процесса. Форма организации деятельности Основная форма – учебное занятие. Организация деятельности в различных, адекватных дошкольному возрасту формах. ПРИЗНАКИ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Слайд 10

Учебная модель Совместная деятельность взрослого и детей Преобладающие методы Монолог взрослого. Диалог (общение) взрослого и ребёнка Рассадка детей Рассадка «взрослый напротив ребёнка» Рассадка взрослых и детей «по кругу» Участие ребёнка в образовательном процессе Обязательность участия Необязательность участия Основной мотив Авторитет взрослых (педагога, родителей) Наличие (отсутствие) интереса у ребёнка ПРИЗНАКИ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Слайд 11

Традиционные формы работы Интерактивные формы работы Беседы Досуги Игровые беседы с элементами движения Занятия Развлечения Викторины Клубы Конструирование Театрализованная деятельность Дидактические игры Спортивные игры Народные игры Экскурсии Походы Выставки И т.д Пресс-коференция Устные журналы «Школа исследователей» «Клуб любознательных» Рисунки-сочинения Интегративная деятельность Проектная деятельность Исследовательская деятельность Режиссёрская игра Создание коллекций Изостудия Коллективное дело «Сказочная лаборатория » И т.д

Слайд 12

Непосредственно образовательная деятельность Реализуется через организацию различных видов детской деятельности и их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

Слайд 13

НАЧАЛО Для начала это приглашение к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» (или: «Я буду… Кто хочет – присоединяйтесь…»). Игровая мотивация – это методический прием, помогающий в игровой форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата. Игровая мотивация должна отвечать возрастным особенностям детей. СТРУКТУРА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 14

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый, как равноправный участник, предлагает всевозможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности исподволь он «задает» развивающее содержание (новые задания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем. СТРУКТУРА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 15

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Прежде всего, его характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось. СТРУКТУРА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 16

- Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса - Веди ребенка от собственного опыта к общественному - Будь не «НАД», а «РЯДОМ» - Радуйся вопросу, но отвечать не спеши - Учи анализировать каждый этап работы - Критикуя, стимулируй активность ребенка «Золотые правила» деятельностного подхода

Слайд 17

Структура НОД на основании деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон ) Создание проблемной ситуации Целевая установка Мотивирование к деятельности (надо-хочу-могу) Проектирование решений проблемной ситуации Выполнение действий (заданий) Анализ результатов деятельности Подведение итогов

Слайд 18

Способы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в разных возрастных группах

Слайд 20

Направления взаимодействия педагога с родителями - Педагогический мониторинг семьи - Педагогическая поддержка - Педагогическое образование родителей -Совместная деятельность педагогов и родителей Одним из важных принципов работы педагога является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход как основа организации образовательного процесса

Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого  эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сфера...

«Системно-деятельный подход как основа организации образовательных процессов в рамках ФГОС»

Организация образовательных процессов с учетом возрастных особенностей...

Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования

Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. В статье раскрываются особенности построения образоват...

Мастер-класс «Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОО»

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе дошкольного учреждения позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоя...

«Системно – деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ».

В современной образовательной практике сложилась парадоксальная ситуация: значительные изменения в системе образования и неготовность педагогов к реализации воспитательно-образовательного процесса и р...

Статья на тему «Системно -деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в истории педагогики и образования»

Статья на тему «Системно -деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в истории педагогики и образования»...

Презентация к докладу "Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования"

Системно-деятельностный подход как основа организации  образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования...