Консультация для родителей "Застенчивые дети"
консультация

Шипилова Наталия Васильевна

Консультация для родителей "Застенчивые дети"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx14.76 КБ

Предварительный просмотр:

         Консультация для родителей «Застенчивые дети».

          Застенчивость – одна из самых распространённых и самых сложных проблем межличностных отношений. Известно, что застенчивость порождает ряд существенных трудностей в общении и отношениях людей, таких, в частности, как проблема знакомства с новыми людьми, отрицательные эмоциональные состояния в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неумелое представление себя, скованность в присутствии других и т.п.

Наблюдения показали, что застенчивость появляется у многих детей уже в 3-4-летнем возрасте и сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Возникнув в дошкольном возрасте, застенчивость становится, таким образом, у некоторых детей устойчивой чертой личности, во многом усложняющей и омрачающей жизнь человека. Вот почему очень важно вовремя распознать эту черту и остановить её чрезмерное развитие.

В поведении застенчивых детей обычно отражается борьба двух противоположных тенденций: с одной стороны, ребёнок хочет, например, подойти к незнакомому взрослому и начинает движение к нему, но, с другой, по мере приближения он останавливается, возвращается назад или обходит этого человека стороной.

При встрече с новыми обстоятельствами или в ходе общения с посторонними ребёнок испытывает эмоциональный дискомфорт, который проявляется в робости, неуверенности, напряжении, выражении тревоги или страха. Застенчивые дети испытывают страх любых публичных выступлений, даже если это всего – навсего необходимость отвечать на вопросы малознакомого взрослого или воспитателя на занятиях.

Данные особенности легко заметить, наблюдая за поведением ребёнка. Детей, у которых эти особенности проявляются слишком часто, в том числе и в безопасных ситуациях, можно отнести к группе застенчивых.

Следует отметить, что по уровню умственного развития и по успешности в предметной деятельности застенчивые дети не уступают своим сверстникам. Более того, застенчивые дети нередко гораздо лучше справляются с заданиями, чем их застенчивые ровесники. Но в случае неудачи или отрицательной оценки они менее настойчивы в достижении результата. Для всех застенчивых детей характерно острое переживание отрицательной оценки взрослого, часто парализующее как их практическую деятельность, так и общение. В то время как незастенчивый ребёнок стремится к активному поиску ошибки и привлечению внимания взрослого, застенчивый дошкольник и внутренне и внешне сжимается от чувства вины за свою неумелость, опускает глаза и не решается обратиться за помощью.

  Итак, застенчивый ребёнок, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой – не решается проявлять себя и свои потребности. Причина таких нарушений кроется в особом характере отношения застенчивого ребёнка к самому себе. Застенчивый ребёнок имеет высокую самооценку, считает себя самым хорошим или даже лучшим и в тоже время сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Поэтому в общении с незнакомыми людьми застенчивасть обнаруживается ярче всего. Неуверенность застенчивого ребёнка в своей ценности для других людей блокирует его инициативу, не позволяет ему в полной мере удовлетворять имеющиеся потребности в совместной деятельности и полноценном общении.

           Признание и уважение других всегда выступают для застенчивого ребёнка в качестве главного смысла жизни, заслоняя и познавательные, и деловые интересы, что препятствует реализации собственных его способностей и нормальному общению со сверстниками. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрослых ясен для ребёнка, личностный фактор уходит в тень; в общении же с посторонними он чётко выступает на первый план, провоцируя защитные формы поведения, которые проявляются в уходе в себя, а иногда в принятии маски равнодушия. Мучительное переживание своего «я», собственной уязвимости сковывает ребёнка, не даёт ему возможности проявить свои, подчас очень хорошие, способности, выразить свои переживания. Но в ситуациях, когда застенчивый ребёнок «забывает о себе», он становится таким же открытым и общительным, как и его незастенчивые ровесники.

           Мы рассмотрели некоторые наиболее типичные формы конфликтного отношения ребёнка к окружающим. Сравнивая разные типы «проблемных» детей, можно видеть, что такие дети существенно различаются по характеру своего поведения и по степени трудностей, которые они создают для окружающих. Одни из них постоянно дерутся, и их приходится всё время призывать к порядку, другие всеми силами стремятся привлечь к себе внимание и выглядеть «хорошими», третьи прячутся от посторонних глаз и избегают любых контактов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей средней группы «Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему».

Консультация для родителей детей средней группы«Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему»....

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Родители – активные помощники педагогов в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице"

Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас – родителей, других взрослых. Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей.Ст...

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возрастана тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитаниядетей среднего дошкольного возраста  поможет софрмировать пре...

Консультация для родителей детей 6-7 летнего возраста "Подготовка детей к школе"

Родители озабочены главным вопросом: как будет учиться их ребёнок в 1 классе, будет ли успевать, хорошо бы стать гордостью класса, первым учеником... По крайней мере, без троек. И изучение иностранных...

Логопедическая консультация для родителей детей дошкольного возраста "Развитие речи детей в ваших руках!"

Уважаемые родители! Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи....

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку"

Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подраж...