Консультация для родителей "Психолого - педагогические основы семейного воспитания"
консультация

Железина Юлия Васильевна

Психолого - педагогические основы семейного воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Психолого – педагогические основы семейного воспитания.

Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Семья дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.

Важность семьи как института воспитания обусловлен тем, что в ней ребенок находится в наиболее значимый период своей жизни, и по силе и длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: экономика, право, социология, демография, психология, педагогика и другие. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет те или иные стороны ее функционирования и развития. Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей, взаимодействия родителей в процессе воспитания детей со школой и другими детскими учреждениями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсаций.

Семья – это социально – педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не просто как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где любят, понимают, защищают.

Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

  • демографический – структура семьи (большая, включая других родственников, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная);
  • социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;
  • социально-экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе;
  • технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Семейное воспитание – целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести ребенка, предполагающее психолого – педагогическую поддержку, защиту и формирование личности с учетом возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.

Семейное воспитание — целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.

Воспитательный потенциал семьи — совокупность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемые ее особенностями (типом, структурой, традициями и др.).

Особенности семейного воспитания:

• органическая связь со всей жизнедеятельностью ребенка;

• непрерывность и длительность воздействия;

• многократность и противоречивость воспитательного воздействия;

• интимность, естественность, многогранность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности;

• относительная замкнутость;

• общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью (семья как дифференцированная социальная группа);

• взаимная направленность формирующих воздействий. Негативные факторы семейного воспитания:

• преобладание материальных ценностей;

• бездуховность родителей;

• авторитаризм или безграничный либерализм;

• безнравственность, аморальный стиль и топ отношений;

• отсутствие нормального психологического климата;

• неразвитость родительских чувств;

• фанатизм в любых его проявлениях;

• противоправное (криминальное) поведение взрослых;

• отсутствие психолого-педагогических знаний у взрослых членов семьи.

Родительская установка — система или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.

Неверные установки в семейном воспитании:

• предпочтение женских (мужских, детских) качеств у детей;

• страх утраты ребенка;

• проекция на детей собственных отрицательных качеств;

• амбиции родителей в отношении собственных детей;

• внесение в сферу воспитания конфликтов родителей. Принципы семейного воспитания:

• целенаправленность;

• культуросообразность;

• гуманизм;

• связь воспитания с жизнью детей и их потребностями;

• единство и согласованность общественного и семейного воспитания;

• учет возможностей и особенностей развития личности ребенка;

• единство требования и воспитательных позиций;

 включенность воспитуемого в воспитательное взаимодействие и деятельность семьи.

Условия семейного воспитания:

• семейный быт, уклад;

• семейные традиции;

• семейные отношения, эмоциональный климат семьи;

• общение и совместная деятельность;

• понимание и принятие ребенка;

• чувство долга и ответственности за воспитание детей;

• педагогическая культура родителей: умение анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность, владение основами психолого-педагогической грамотности;

• авторитет родителей;

• организация жизненного пространства ребенка.

Принятие ребенка — признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, и на родителей в том числе; утверждение неповторимого существования именно этого человека со всеми свойственными ему качествами.

Несколько слов об авторитете родителей. А. С. Макаренко определял авторитет как такое нормальное взаимоотношение между воспитателями и воспитанниками, когда последние, уважая своих воспитателей и доверяя им, подчиняются их воле, требованиям и указаниям. Им описаны в статье о родительском авторитете виды ложных родительских авторитетов: авторитет дружбы, любви, чванства, резонерства, подкупа и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Правовые основы семейного воспитания".

Семья тысячами нитей связана с обществом, государственными и общественными организациями и учреждениями. Она чутко реагирует на все изменения, которые происходят в государственной и общественной жизни...

"Духовные основы семейного воспитания"

сборник материалов VII Рождественских образовательных чтений "ДУХОВНО _ НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ГУБКИНСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ"...

Организация и проведение с применением психолого-педагогических технологий индивидуальной консультации с родителями по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка

Организация и проведение с применением психолого-педагогических технологий индивидуальной консультации с родителями по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития р...

Взаимодействие общественного и семейного воспитания в рамках реализации ФГОС ДО. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семейного воспитания детей

Взаимодействие общественного и семейного воспитания в рамках реализации ФГОС ДО. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семейного воспитания детей...

Психолого - педагогические основы семейного воспитания.

Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Семья дает человеку представления о...