Воспитание доброты у детей дошкольного возраста.
статья (средняя группа)

Буравлёва Татьяна Васильевна

С самого раннего возраста важно формировать у ребенка такие качества, как доброта, милосердие, отзывчивость, трудолюбие, уважение, любовь. Для достижения этой цели в дошкольном учреждении создается атмосфера любви и доверия. В статье рассматривается нравственное воспитание детей дошкольного возраста, в частности привитие добра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrota.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ДОБРОТЫ У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от человека».

                                                                   (М.Пришвин)

Доброта - качество, ценимое во все эпохи. Чем тяжелее времена, тем дороже для людей доброта и сочувствие окружающих. Но каким должен быть  добрый человек? В чем выражается доброта? Как и когда она складывается у детей?

Доброта - это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Доброта - это проявление искренних чувств, полезных другим, и не требующих вознаграждения.

С самого раннего возраста важно формировать у ребенка такие качества, как доброта, милосердие, отзывчивость, трудолюбие, уважение, любовь.

Шелгунов Н.В. утверждал «Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку».

 О. С. Богданова и Л. И. Катаева считают, что формирование первоначальных нравственных представлений дошкольников — это психолого-педагогическая доминанта развития личности ребенка.

В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких чувствах, как доброта, отзывчивость, милосердие, великодушие, справедливость. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста. Поэтому работа воспитателей, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях, представляется на сегодняшний момент очень актуальной.

Важным аспектом нравственного воспитания детей является понимание добра и зла, их проявление в поступках по отношению к другим людям, окружающему миру. Становление осознанного отношения к добру подчеркивал В. А. Сухомлинский «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать».

Но для начала нужно разобраться, что же такое доброта? Каждый человек должен обладать таким положительным качеством, как доброта. Доброе отношение к другому предполагает признание прав другого на такое обращение. Стремление делать добро другим, не ожидая внешнего или внутреннего вознаграждения, преобразует весь эмоциональный строй психики и возможно лишь у любящего человека. Проявление доброты представляется неразрешенной загадкой. Доказано, что во всех человеческих обществах регулярно совершаются добрые поступки, стремление делать добро - это черта, которая передается генетически из поколение в поколение.

Доброта - это внутреннее чувство человека, которое можно выразить и словами, и поступками. Дети проявляют доброту в простых на взгляд поступках: покормить птиц зимой, собрать игрушки и книги за сверстников, улыбнуться. Для детей дошкольного возраста понятие «быть добрым» неразделимо связано с понятием «быть хорошим», «идеальным» в глазах взрослых и ровесников, однако реальное поведение детей может не соответствовать этому идеалу, расходиться с представлениями об «идеальном» образе себя. При этом характерно, что большинство детей продолжают оценивать себя как «хороших» только потому, что момент нарушения нравственных норм не был зафиксирован взрослым.

Необходимо в воспитании добра у детей сформировать следующие представления:

  • если тебя окружают добрые люди, ты сам делаешься добрее;
  • доброта, как нравственное качество человека, проявляет себя в любви, милосердии, терпимости;
  • стремление делать добро другим людям.

Добрые поступки как проявления доброты для ребенка служат нескольким целям: улучшить собственное благополучие, повысить социальный статус и заслужить одобрение других, поддержать образ «Я», справиться с собственными эмоциями и настроением.

Ребенок впервые узнает из сказок, что  вокруг него существует какая-то другая жизнь, основанная на взаимодействии двух составляющих: добра, которое всегда вознаграждается за положительные поступки и действия, и зла, которое непременно к концу сказки оказывается наказанным. Так они учатся быть добрыми и снисходительными к близким, друзьям и знакомым, жить в окружающем мире, творить добро, помогать тем, кто нуждается в помощи.  Именно сказки прививают любовь к прекрасному, ответственность, целеустремленность, отзывчивость. Значение сказок для маленького ребенка велико: из обычных слов и рассказов родителей дети еще не в состоянии воспринять необходимые знания, а с помощью ярких образов и сюжетов сказок, в которых каждый ребенок ищет себя, проще усваивать жизненные ценности и приобретать необходимые навыки.

Существуют разные методы воздействия на нравственные чувства ребенка в целях воспитания в детях доброты.

Основной источник знания детей - окружающие взрослые. На примере взрослых дети видят образцы для подражания, копируя их в своем поведении. Наши дети воспитываются примером, и если им с детства показывать, что можно жить так, чтобы другим от тебя была польза, скорее всего, эта картина, станет их жизненной моделью. Метод примера - это метод воздействия на сознание, чувства, поведение личности через подражание. Подражание направлено на воспроизводство индивидом определенных внешних черт, образцов поведения, которое сопровождается эмоциональными и рациональными чувствами. Примером для детей могут быть родители, педагог, сверстники, литературные и мультипликационные герои.

Добрый пример - лучшее поучение. Лишь опираясь на него, слово получает истинную силу. К тому же и это слово должно быть верным, точно выбранным. Остальное зависит от мастерства: от умения воздействовать не только словом, но и выражением лица (мимикой), взглядом, жестом. Красноречивый взгляд может подчас сказать больше целой нотации, а жест заменить поучение. Всему этому родители должны научиться. Но при всех особенностях словесного воздействия оно всегда в сути своей должно быть добрым, как, впрочем, и другие виды практического влияния на детей. Постоянная ворчливость, небрежность в выборе слов, обращенных к ребенку, так же плохи, как и вечно насупленный, раздраженный вид.

Доброта не исключает требовательности, напротив предполагает ее и связана с ней. А. С. Макаренко так определил подход к воспитательной работе: как можно больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему. Здесь и уважение, и требовательность - это вера в возможности ребенка.

Желание нести людям добро надо всячески культивировать в ребенке, потому что это делает из него гуманную личность. Доброта рождается в деятельности, настоящий гуманизм заключается в способности нести добро. В сознании подрастающего ребенка должен четко сформироваться образ доброго человека, сопереживающего и стоящего на стороне добра в противовес злу.  Поощрять стремление ребенка к доброте - задача взрослых.

Таким образом, нравственная база ребенка закладывается в детстве, для дальнейшей успешной социализации в обществе ребенку в дошкольном детстве необходимо не только дифференцировать добро и зло, но и научиться проявлять добро в отношениях, делах, поступках. Лучший метод воспитания доброго начала в ребенке является пример взрослого. Если наши дети будут расти в нравственной среде, то и мир будет добрее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание доброты у детей дошкольного возраста в условиях семьи

В детстве человек долженпройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств...

Выступление из опыта работы: "Воспитание доброты у детей дошкольного возраста"

Выступление из опыта работы на тему: "Воспитание доброты у детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей «Воспитание доброты у детей дошкольного возраста»

quot;Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от человека" М. Пришвин...

Воспитание чувства доброты у детей дошкольного возраста посредством книги

Тема: Воспитание чувства доброты у детей дошкольного возраста посредством книгиСодержаниеВведение1. Характеристика дошкольного возраста2. Осознание дошкольниками чувства доброты3. Методы и формы работ...

Воспитание доброты у детей дошкольного возраста

Цель : создание воспитывающей среды, формирование умения оценивать свои поступки и поступки сверстников , овладение детьми нормами поведения, принятыми  в обществе, включая моральные и нравс...

Воспитание доброты у детей дошкольного возраста.

Формирование доброты лежит в основе нравственного воспитания дошкольника. Основой нравственности человека являются те качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и соц...