Знакомство детей с основами безопасности средствами изобразительной деятельности
консультация

Андреева Наталья Валерьевна

Обеспечение безопасности – проблема, затрагивающая все стороны жизнедеятельности человека. Нередко люди страдают из-за элементарного неумения грамотно вести себя в чрезвычайных и даже в самых простых ситуациях. Вот почему возникла необходимость готовить детей к решению проблем безопасности жизнедеятельности еще в стенах дошкольного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство детей с основами безопасности

средствами изобразительной деятельности.

Обеспечение безопасности – проблема, затрагивающая все стороны жизнедеятельности человека. Нередко люди страдают из-за элементарного неумения грамотно вести себя в чрезвычайных и даже в самых простых ситуациях. Вот почему возникла необходимость готовить детей к решению проблем безопасности жизнедеятельности еще в стенах дошкольного учреждения.

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – актуальные задачи дошкольного воспитания. При этом важно не просто оберегать ребенка, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать навыки безопасного поведения.

Необходимо разъяснять и детям и родителям, что обеспечение безопасности жизнедеятельности возможно через духовно-нравственное воспитание и правильное поведение каждого из нас, взрослых.

Я хочу подчеркнуть, что взрослым нужно спокойно, без нравоучений и назиданий вводить ребенка в мир, который таит в себе столько неожиданностей. Знакомство с произведениями живописи немыслима без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности, а достигается она с помощью живого слова педагога, его диалогов с детьми, звучащих музыки и поэтических текстов. Все средства должны быть направлены на то, чтобы увлечь, зажечь ребенка, разбудить его душу. Эмоциональное воздействие важно на ранней стадии знакомство дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности. Рассматривая с детьми репродукции картины И.Айвазовского «Гроза», я читаю стихи, загадываю загадки, беседую с воспитанниками по их содержанию – о признаках приближающейся грозы, правилах поведения во время грозы, правилах поведения во время непогоды (необходимо остаться в помещении и закрыть все окна и двери; выдернуть наружный антенный кабель из телеаппаратуры и т.п.). Во время знакомства с репродукциями картин И.Хрутского «Натюрморт» и Е.Зуева «Дары лесов» обращаю внимание детей на то, что грибы бывают съедобные и несъедобные, и даю им практические советы, как нужно собирать грибы (не использовать в пищу незнакомые грибы, не брать в рот сырых грибов и тем более не пробовать их на вкус). Поскольку в лесу и на участке детского сада малыши встречаются с различными насекомыми, с помощью иллюстраций художника В.Кононова к стихотворениям К.Чуковского «Муха – Цокотуха» и «Тараканище» формирую представления детей о разнообразии мира насекомых и даю необходимые знания о правилах поведения при встрече с ними (ни в коем случае не трогать осиные гнезда; сохранять спокойствие и не размахивать руками, если вокруг головы вьется пчела и т.п.). Во время рассматривания иллюстраций Е.Чарушина к рассказам о животных необходимо учу детей понимать состояние и поведение зверей, знать, как следует правильно обращаться с ними (не брать на руки бездомных кошек и щенят; не обижать не дразнить их и т.п.).

Хочу поделиться опытом обучения дошкольников передаче элементов опасности или способов ее преодоления через цвет, формы, композицию, изображение. Работа с изобразительными материалами дает выход чувствам раздражения, гнева, помогает повысить самооценку ребенка, укрепить его уверенность в себе, гармонизировать отношения с родными и близкими. «Красивое и доброе» для детей – то, что дает приятные зрительные впечатления. «Некрасивое, злое» - все неприятное, страшное, пугающее, оформляется в изобразительной деятельности обычно темными красками. Детям дошкольного возраста такие эмоции, как радость, гнев, горе, страх и удивление, вполне доступны и понятны. На занятиях по изобразительной деятельности у детей расширяется круг понимаемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и своих сверстников. Изображая отрицательного героя, дети понимают, что плохие поступки и мысли отражаются на лице и во взгляде, и передают их цветом, формой, расположением на листе бумаги. Во время рисования ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Графическое изображение опасности не приводит к ее усилению, а наоборот, снижает напряжение юного художника. В детских рисунках опасность уже во многом реализована, как нечто уже произошедшее, фактически уже случившееся. В данном случае рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ выражения различного рода эмоций.

Рассматривая работы известных художников иллюстраторов к русским народным сказкам, вместе с детьми вспоминаем сказочный сюжет, где встречается тот или иной сказочный полезный совет. Например:

  • «Гуси-лебеди» - будь готов к неожиданностям. Бывают случаи, когда спасаться бегством вовсе не стыдно, а необходимо;
  • «Кот, петух и лиса» - если ты попал  в беду и тебя обманули, зови на помощь, кричи громче, поднимай много шума;
  • «Заюшкина избушка, «Волк и семеро козлят» - доверие к окружающим – прекрасная черта, а вот слепая доверчивость иной раз бывает опасна;
  • «Зимовье зверей» - никого не пускай к себе домой, когда ты один. Не открывай дверь, не говори никому по телефону, что дома никого нет;
  • «Гуси-лебеди», «Лиса и тетерев», «Сивка - Бурка», «Царевна – лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др. – не бывает безвыходных ситуаций, что бы не случилось, как бы не складывались обстоятельства, выход всегда есть. Надо только хорошо подумать.

Души маленьких детей открыты миру, и наша задача – помочь сделать так, чтобы их доверчивость и открытость не обернулись им во зло. Русские народные сказки – своеобразный «учебник», по которому ребенок начинает учиться жить. Лучшие образцы устного народного творчества воплотили в себе жизненный опыт многих поколений. Сказки по своей структуре многослойны, и один из слоев – те самые уроки безопасности, которые должны усвоить наши дети. В сказках внешний облик персонажа сразу говорит нам о том, какой он: добрый или злой. Плохие люди встречаются и в реальной жизни. Но они не извергают пламя изо рта, у них нет когтей и длинных острых зубов, однако, догадаться об их истинных намерениях можно. И в этом случае нужно ни в коем случае не дать себя обмануть. С помощью сказки малыш легко усвоит, что в мире, в котором он живет, просто необходимо соблюдать определенные правила: «Берегись бед, пока их нет!».  «Не всякому верь – закрывай крепче дверь!», «Не преступай запреты, не робей и не сдавайся!».  Раз за разом повторяя эти не хитрые, но очень важные «сказочные истины», мы учим ребенка бдительности и осторожности. Причем (это очень важно!) не запугивая малыша и не очерняя окружающий мир, в котором он живет. Однако рассказывать детям о возможных опасностях, правильном поведении с незнакомцами, мерах безопасности, которые должны быть предприняты в том или ином случае, не так легко, как кажется на первый взгляд. Ведь ребенка можно очень сильно напугать! Поэтому, знакомя детей с правилами безопасного поведения воспитатели должны соблюдать «технику психологической безопасности»: не вкладывать слишком много актерского мастерства в описание возможных последствий некоторых ситуаций.

Основные правила безопасности, которым обязательно следует обучать ребенка:

  • Знай свой адрес и телефон родителей; телефон скорой помощи, милиции, пожарной охраны, газовой службы;
  • Во время прогулки не уходи далеко от дома;
  • Не гуляй до темноты;
  • Не входи с незнакомым человеком в подъезд, лифт;
  • Никогда не бери ничего у незнакомых людей, сразу же отходи в сторону;
  • Избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, чердаков, подвалов;
  • Не дразни на улице собак;
  • Не открывай незнакомцам дверь, когда дома находишься один;
  • Никогда не садись в чужие машины;
  • На все предложения незнакомцев (будь то мужчина или женщина) громко отвечай: «Нет!» уходи или и немедленно уходи или убегай от них туда, где есть люди;
  • Не стесняйся звать людей на помощь на улице, в транспорте, в подъезде или  даже у себя дома;
  • В минуту опасности, когда пытаются схватить, применяя силу, громко кричи, кусайся, вырывайся, убегай.

Педагоги по изобразительной деятельности могут внести существенный вклад в формирование безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста. Необходимое условие для этого – мотивационная и методическая готовность педагогов к такой работе, тесное сотрудничество воспитателей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство детей с основами безопасности жизнедеятельности через театрализованную деятельность».

Конспект занятия по ознакомлению  детей с основами безопасности жизнедеятельности через сказку....

Теоретические основы коллективной изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте

Данная статья раскрывает особенности коллективного творчества детей в изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте....

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы (на основе интеграции изобразительной деятельности и развития речи) на тему «Осенний сон»

Систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе; продолжать учить детей составлять рассказы по представлению; учить использовать выразительные средства при рассказывании: учить детей само...

Презентация «Знакомство детей с основами театральной деятельности»

Знакомство педагогов с  использованием театрализованной деятельности, как средства развития и воспитания детей дошкольного возраста....

Конспект интегрируемого занятия в подготовительной группе ЗПР на основе интеграции изобразительной деятельности, ознакомления с окружающим миром и развития речи на тему "Натюрморт"

ИНТЕГРИРУЕМОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ТЕМУ "НАТЮРМОРТ" Воспитатель группы...

«Знакомство детей с основами безопасности жизнедеятельности через театрализованную деятельность».

ООД по социально – коммуникативному развитию   (формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников посредством театрализованной деятельности)  в средней   гр...