Доклад на тему: «Развитие игры как способ решения противоречий с реальными возможностями ребёнка младшего дошкольного возраста.»
консультация (младшая группа)

Карлик Светлана Анатольевна

Игра - это основной вид деятельности малыша. Так чем же для ребенка является игра? Всем ясно, что знакомство ребенка с миром происходит через игру. Через игру малыш постепенно познает мир вещей, мир природы, мир взаимоотношений и самого себя. Через игру ребенок учится тому, что есть этот мир и человек в нем. А это предопределяет серьезные отношения в игре и игрушке со стороны нас - взрослых. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»

Доклад на тему:

«Развитие игры как способ решения противоречий с реальными возможностями ребёнка младшего дошкольного возраста.»

Воспитатели:

Карлик С.А.

Кузьмина Д.Х.

                                             

                                       15 мая 2019г.

 (вопросы к родителям)

  • Как Вы играете с ребенком?
  • В какие игры?
  • Даете ли Вы советы своему ребенку в ходе игры?
  • Что Вас побуждает играть вместе с ребенком?
  • Что дает игровое общение Вам и Вашему малышу?
  • Чем Вы руководствуетесь, покупая малышу новую игрушку?
  • Как Вы покупаете игрушку и преподносите её малышу?
  • Где и как приучаете их хранить?

игра – разминка «Продолжи фразу».

  • Когда мой ребенок играет один, то …
  • Если ребенок просит поиграть с ним, а я чем - то занят (а), то …
  • Ребенок любит играть с отцом, когда …
  • Чаще всего мой ребенок играет …
  • Любимая игра моего ребенка – это …

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам необычное задание. Вспомните ваши семейные вечера и дайте им оценку.

Цель этого самоанализа помочь разобраться в отношениях с ребёнком, своевременно предотвратить ошибки, чтобы не допустить нервных срывов, агрессивности у детей.

И так, если вы поступаете так, как сказано, то выставляете на стол квадрат, если не всегда - круг, никогда так не поступаете – треугольник. 

  1. Каждый вечер уделяю ребенку время для беседы, игры, рассказав о своем детстве.
  2. Рассказываю сказки на ночь, говорю о том, какой у меня добрый, умный, вежливый, храбрый сын (дочь).
  3. Вместе с ребенком смотрим детские передачи, мультфильмы, обсуждаем их.
  4. Ребенок не смотрит со взрослыми телепередачи для взрослых.
  5. Перед сном совершаем прогулки с детьми.
  6. Не рассказываем на ночь страшных историй.
  7. Ребенок никогда не ложится спать не «прощенным».
  8. Никогда не решаем конфликты взрослых при детях.
  9. Укладываем ребенка в одно и то же время.

С каким из пунктов Вы не согласны? Посмотрите на фишки: если первые три пункта говорят о вашей любви, взаимоотношениях с ребенком, то последующие - о вашей заботе по созданию комфортных условий для его здоровья и нервной системы.  

Педагогическая ситуация.

Пятилетняя Таня, когда играет, разбрасывает игрушки по всей квартире (в комнате). Однажды мама потребовала у Тани собрать все до единой игрушки (а их было 50) и сложить их в ящик. Таня отказывалась делать это, мать настаивала на своем. Таня расплакалась и пожаловалась бабушке. Бабушка молча начала собирать игрушки, но мать запретила ей делать это. Вмешался папа. Он, приласкав Таню, сказал ей: «ладно, Танечка, на этот раз простим. Я покажу тебе, как собирать игрушки, а ты мне будешь помогать, в следующий раз уже сама будешь собирать». Отец оставил в ящике 5 игрушек, а остальные положил в недоступное для Тани место. Мама упрекнула отца в том, что он запрятал от ребенка игрушки, и в том, что он вмешался: «Таня сама должна была собрать игрушки». На следующий день Таня, поиграв пятью игрушками, самостоятельно убрала их в ящик. Папа дал ей еще пять игрушек. Таня обрадовалась и продолжала охотно играть. Кто поступил правильно, кто допустил ошибки, и какие? 

Значение игры и подбор игрушек для детей.  

Игра - это основной вид деятельности малыша. Так чем же для ребенка является игра? Всем ясно, что знакомство ребенка с миром происходит через игру. Через игру малыш постепенно познает мир вещей, мир природы, мир взаимоотношений и самого себя. Через игру ребенок учится тому, что есть этот мир и человек в нем. А это предопределяет серьезные отношения в игре и игрушке со стороны нас - взрослых. Чем же здесь могут помочь взрослые? Прежде всего, принять участие в игре, беря на себя определенные роли. Но что интересно, дети не любят выполнять роли детей. Кому интересно играть самого себя? Ведь игра нужна ребенку для того, чтобы хоть понарошку, но стать хоть на время взрослым. Так что если уж «дочки - матери» - так пусть дочка исполняет роль мамы. А маме придется изображать роль дочки. Зато как это смешно и весело! Включаться в игру взрослому нужно исподволь, не распоряжаться в ходе игры, что он должен делать. Лучше всего, если ребенок уже начал играть, а взрослый присоединиться к нему уже войдя в образ. Включаясь в игры ребенка в разных ролях, взрослый будет содействовать тому, что и сам научиться брать для себя разнообразные роли, что благотворно влияет на игры, на умственное развитие малыша. Найти для своего ребенка подходящих партнеров в игре - одна из задач, которой могут воспользоваться родители. Даже если 2-3 детей затеяли игру, вряд ли они могут войти в долговременный контакт, построить и завести замысел игры - ведь сверстники имеют встречный замысел, а договориться и согласовывать свои действия трёхлеткам ещё не под силу. Научить детей объединятся в совместной игре – еще одна задача взрослого. А решить её можно известным нам способом - принять участие в игре, выступив в определенной роли. Играя, ребенок может фантазировать домысливать, комбинировать, придумывать новое. С расширением кругозора ребенка обогащается и содержание его игр, развивается речь, сюжет игры, высказывание по ходу игры. 

Воспитатель:  А теперь мы поговорим о том, что такое « игрушка».  

Народная поговорка гласит: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Справедливо ли это? Так ли нам, взрослым, безразлично, чем будет играть наш малыш?

 Ответы родителей.

Воспитатель: Роль истинной игрушки может получить любой предмет, если он…

Ответы родителей.

Воспитатель: Какими же качествами должен обладать предмет, чтобы ребенок не только захотел, взять его в руки, но и сделать участником своих игр?

  • Привлекательностью.
  • Доступностью для овладения (совершать с ним желаемые действия, удержать в руках.)
  • Не восприниматься в данный момент как «серьезная вещь».
  • Подходить по возрасту.

Для сюжетно - ролевой игры или игр в куклы необходимы куклы разных размеров, сгибаемые, разных полов, с разнообразными лицами: грустными, веселыми, добрыми, доверчивыми. Для кукол - посуда, мебель, одежда. Они помогут детям познакомиться с предметами, окружающими человека и удовлетворяющими его потребности. Одежда куклы поможет полнее рассказать о жизни людей в разное время года, кухонная и столовая посуда обогатит представления о культуре еды, правилах поведения за столом. Мебель - кроватки, шкафчики, стульчики, познакомят детей с культурой жизни и быта.

Для развития строительно-конструктивной деятельности необходимы наборы различных строительных материалов, лучше, если деревянные, т. к. дерево экологически чистый материал, обладающий многими полезными свойствами.

Для строительства необходимы игрушки, « заселяющие» постройки (сказочные персонажи, домашние и дикие животные, солдатики, машинки).  Так же важно учитывать для процесса игры подбор игрушек. Ребёнку нужны куклы, мишки, зайки и др. зверушки. Они заменители людей, партнеры по игре. К ним и требования нужно применять такие, как к людям - прежде всего, чтобы были приятными, симпатичными, умели садиться, двигать ручками и ножками. Сложнее с др. игрушками - мебелью, посудой, машинами. Здесь на первый план выступает функциональность, возможность использования игровых действий, т.е. имеет значение размер (стульчики и стол такие, чтобы на них можно было усадить кукол пить чай); наличие работающих деталей (открывающихся дверей, поворачивающих колёс), материал, чем прочнее, тем лучше. Что касается внешнего сходства - то главное, чтобы предмет был узнаваем, ни к чему изобилие внешних мелких деталей, которые кажутся столь привлекательными. Важен и подбор игрушек, обеспечивающий возможность проводить игру по определенному сюжету (семья, доктор).

Определенный набор игрушек сам подсказывает ребенку сюжет, направляет содержание игры. Но для умственного развития ребенка пальма первенства принадлежит неоформленному игровому материалу. Умение увидеть в одной и той же ничем не примечательной палочке термометр, расческу, отвертку - вот то, что останется непреходящим достижением детского мышления и воображения. А это значит, что, помогая ребенку организовать игру, следует побуждать его к самостоятельному подбору предметов - заместителей, на первых порах подсказывать возможные варианты, специально вводить ситуации, для разыгрывания которых не хватает готовых игрушек.

Игрушки, которые нравятся взрослым, далеко не всегда оказываются ценными для ребенка. При покупке важно руководствоваться не только новизной и привлекательностью игрушки, но и её педагогической ценностью. Иногда простая коробка из-под обуви бывает ребенку дороже, чем игрушка, т. к. коробку можно использовать как комнату, пароход, машину.

Для ценных в воспитательном отношении игр ребенку нужны образные (изображающие людей и животных) предметы домашнего обихода ( посуда, мебель), моторные, двигательные, конструктивные, строительные – обучающие (матрешки, башенки, мозаика). Чем разнообразнее виды игрушек, тем разнообразнее игры малыша.

И о главном правиле: прежде чем ребенку дать игрушку, надо взрослому ознакомить ребенка с ней и игрой (как называется, что умеет делать, как с ней играть, чему можно научить и т. д.). Обучая не только играть, но и сохранять игрушку в порядке.

19).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Тема «Развитие мелкой моторики и координации Движений пальцев рук у детей Младшего дошкольного возраста».

  «Ум ребенка – в пальчиках»     Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, тро...

Статья. Статья на тему "Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста" (возраст детей 3-4 года). Подготовила воспитатель Светлана Юрьевна Стома

Материал предназначен для воспитателей детских садов и родителей. В данной статье предлагаются игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и в детском саду и дома....

родительское собрание :"Развитие игры как способ решения противоречий с реальными возможностями ребенка младшего дошкольного возраста."

Ребенок рождается свободным и талантливым, и окружающий мир он познает через пробы действий и подражание поступкам взрослых. Через игру малыш узнает о назначении предметов и постигает явления природы ...

Консультация для родителей Тема: «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».

  Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать,  гладить и пробовать на вкус!...

Доклад на родительском собрании № 3 в младшей группе на тему «Развитие игры как способ решения противоречий с реальными возможностями ребенка младшего дошкольного возраста»

Психологи утверждают, ребенок, изучая мир, постигает понятия «одушевленный» и «неодушевленный». Малыш не понимает, что другой ребенок – живой человек. Дети исследуют...

Родительское собрание: "Развитие игры, как способ решения противоречий с реальными возможностями ребенка младшего дошкольного возраста"

Ребенок рождается свободным и талантливым, и окружающий мир он познает через пробы действий и подражание поступкам взрослых. Через игру малыш узнает о назначении предметов и постигает явления природы ...