Доклад на тему "Развитие и сохранение марийской культуры на занятиях дополнительного образования с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка

Яликова Алевтина Николаевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vystupleniya_pryanikovskie_chteniya.docx43.9 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие и сохранение марийской культуры на занятиях  дополнительного образования с детьми дошкольного возраста

Яликова Алевтина Николаевна

воспитатель

МДОБУ «Ежовский детский сад «Солнышко»  

 Аннотация.

        Возрождение народного воспитания, приобщение ребенка к историческому прошлому своего народа, его культуре и языку являются одной из важных задач общечеловеческого развития. Неоспорима мысль о том, что малая Родина, отечество, родной край играет значительную роль  в жизни каждого человека. Мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, народные традиции, природу, духовную культуру.

Ключевые слова: «Изи памаш», малая Родина, край, сказки.

        В законе РМЭ «Об образовании» записано, что «возрождение и развитие национальных языков, культур, духовно – нравственных, этнических ценностей марийского и других народов, проживающих на территорий РМЭ – это один из принципов государственной политики в области образования».

        В концепции воспитания говорится, что «с принятием государственного суверенитета созданы благоприятные условия для более широкого изучения духовного богатства, культуры марийского народа, воспитания детей на основе национальной истории, народных традиций, культурного наследия прошлого и настоящего».

        О важности изучения родного края в воспитании детей дошкольного возраста указывал ещё Я. А. Коменский. В своем труде «Материнская школа» он отмечал, что ребенок должен познавать «место, где он родился и где он живет: деревню, город…». Его идею поддерживал  Ж. Ж. Руссо, И. Г.  Песталоцци и другие. Дошкольник живет в определенной микросреде, позволяющей ему знакомиться с достопримечательностями родного края, «впитывать» культуру своего народа и народов ближайшего национального окружения и формирующей его мировоззрение.

        Программа дополнительного образования — это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели- воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину.

        «Изи памаш» - программа по ознакомлению дошкольников с родным краем составлена  с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

           Большая Родина всегда начинается с малой Родины: своей семьи, родного дома и двора, детского сада, леса и речки, расположенных рядом, любовь к которым поселятся в сердце человека с раннего возраста и остается в нем, как самое дорогое на всю жизнь.

          Важно приобщить детей к культуре своего народа. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине,  месту, где родился человек. Поэтому детям необходимо знать и учить историю и культуру своих предков.

      На занятиях дополнительно образования ведется целенаправленный, планомерный процесс по приобщению детей к истории и культуре марийского народа, по воспитанию любви и уважения к его духовно – нравственным ценностям. Работа проводится в течении всего учебного года один раз в неделю. Продолжительность с детьми старшей и подготовительной группы составляет 25 - 30 минут. Мной была поставлена цель: повысить свою профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО. Изучить пути, средства и методы для формирования у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе и культуре на основе исторических и культурных особенностей родного края. Наметила основную цель и задачи.

         Цель: Воспитание в ребенке чувства гордости, уважения, любви к тому месту, в котором он живет.

Задачи:

  • Знакомить с марийскими народными традициями, прививать любовь и уважение к ним.
  • Ознакомить детей с республиканской символикой.
  • Поднимать интерес детей к марийской сказке, побуждать к более близкому знакомству с ней.
  • Воспитывать любовь к родному краю, к природе, бережное отношение к ним через произведения литературы.
  • Познакомить с представителями марийской поэзии и прозы.
  • Привлекать родителей к совместной деятельности.
  • Создавать условия для формирования нравственной основы чувства патриотизма как общечеловеческой ценности – любви к своей семье, родному краю, людям населяющим её.

         На занятиях дополнительного образования дети знакомятся с географией марийского края: какие города, районные центры, какие реки, заповедные места есть в нашей республике. Какие народы проживают,  кто является коренным жителем. Все занятия посвящены теме «Моя Родина – Россия, в ней родной марийский край»

        Значительная роль в нравственно – патриотическом воспитании принадлежит сказкам. Мы живем в самобытной Республике Марий Эл, поэтому целесообразно использование в процессе воспитания умственного, нравственного и этико-эстетического потенциала чудесных марийских сказок. Сказки знакомят детей с жизнью марийского народа, национальными обычаями, традициями, природой. Они наполнены чувством горячей и трепетной любви к родному краю, верой в торжество справедливости, светлое будущее. Дети старшего дошкольного возраста больше любят волшебные сказки, их привлекает чудесный вымысел, который лежит в их в основе. В волшебных сказках зло представлено фантастическими отвратительными чудовищами. Это злая ведьма Вувер-кува. Мужичок – с - локоток, злой Турни, Золотой Дьявол. Они необыкновенно агрессивны и сильны. Иногда в волшебных сказках злое начало воплощает в себе человеческие персонажи. С ними ведут борьбу главные герои волшебных сказок: молодой охотник Юанай, Окалче, Нончык - патыр, Ивук и другие. Они выходят победителями, потому что любят свой народ, почитают родителей, уважают старших, хранят верность любимому человеку, они добры, справедливы, скромны, честны и трудолюбивы.

        В сказке много выдумки, но это не праздная забава. Вспомните заключительные строчки «Сказки о золотом петушке» А. С. Пушкина: «Сказка-ложь да в ней намек! Добрым молодцам урок».

         Рассказы о самых фантастических событиях имеют глубокий жизненный смысл, неправдоподобность сюжета служит более яркому запоминанию их поучительного смысла идеи. Да и сами дети с удовольствием рисуют сюжеты на любимые марийские сказки.

 Сказка учит детей быть добрым и справедливым, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов, ненавидеть врагов. Она утверждает народные принципы: честность, преданность, смелость, коллективизм. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины.  Для этого желательны посещения музеев.

        Так же с детьми на занятиях разучиваем песни и стихи к праздникам, составляем текст поздравительных открыток, знакомимся с марийскими художниками: И. Михайлиным, З. Лаврентьевым, И. Ямбердиным.В их творчестве дети отмечают национальные мотивы. Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьями воспитанников. Главное, что приобщение к родным местам строится на общении родителей и детей, создает общность интересов и сближает их духовно, а любое общение – это обогащение детей. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости.

        Можно с уверенностью сказать, что занятия дополнительного образования приобщают  и воспитывают у детей любовь и уважение к марийскому народу, к его истории и культуре.

Литература

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.; Изд – во ЦГЛ, 2005
  2. Ветохина А. Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. СПб.:» Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011. КОРОЛ
  3. Программа «Изи памаш» («Родничок»). Сост. – Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2000 г. – 56 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование дополнительного образования с детьми дошкольного возраста "Уроки безопасности"

Раскрыта актуальность выбранной темы, цели и задачи работы с детьми по формированию основ безопасности, сохранения  и укрепления физического и психического здоровья детей дошкольного возраста. Да...

Реализация инклюзивного образования с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.

Образование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья  – огромная проблема для семьи, несмотря на то, что Российское законодательство гарантирует право на образование всем гражданам. Об...

Доклад на тему:"Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста".

Доклад на тему : " Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста "....

Доклад из опыта работы "Использование проблемно-диалогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации совокупности ценностей компетентностного подхода в образовании. Данная технология является результативной, поск...

Использование QR-кода в образовании с детьми дошкольного возраста

Довальтер Татьяна ИвановнаУчитель-логопед МАДОУ № 49   Использование QR-КОДОВ в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста Наш мир меняется, и мы меняемся вместе с ...

Программа дополнительного образования с детьми дошкольного возраста 4-5 лет "LEGO радужонок"

Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать...