Тематическое планирование дополнительного образования с детьми дошкольного возраста "Уроки безопасности"
календарно-тематическое планирование по физкультуре по теме

Раскрыта актуальность выбранной темы, цели и задачи работы с детьми по формированию основ безопасности, сохранения  и укрепления физического и психического здоровья детей дошкольного возраста. Даны темы образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_plnirovanie_uroki_bezopasnosti.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад

общеразвивающего вида № 295  г. о. Самара

                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                         

Тематическое планирование   дополнительного образования

с детьми дошкольного возраста

«УРОКИ БЕЗОПАСНОСТИ»

 Разработано   старшим воспитателем

Морковской В.Н.

Самара

Актуальность выбранной темы  определяется  реальностью  современного мира. Она такова,  что в сегодняшеих  условиях никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности.  Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего,   порой становится небезопасным для него.  Многие дети   безынициативными, затрудняются принимать самостоятельно решение,   не умеют действовать     в экстремальных ситуациях, недостаточно знают безопасные правила поведения для своего здоровья и жизни. В современных  условиях  нельзя растить детей «отчужденных» от реальных событий нашей жизни.                     Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.    

Педагогический коллектив  детского сада реализует дополнительную програму с учетом психофизических особенностей детей, имеющимся материально – техническими, кадровыми и методическими ресурсами ДОУ.  

Цель: сохранение физического и психического здоровья дошкольника,   формирование основ безопасности детей в окружающем мире.

Задачи: 

  1. Культивировать и воспитывать   осмысленное отношение к физическому и духовному здоровью  как единому целому и ценному для человека.
  2.  Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.
  3. Обучение уходу за собой, навыкам оказания  помощи, выполнение оздоровительных и профилактических мероприятий.
  4. Помочь овладеть элементарными навыками   безопасного поведения дома, на улице, в транспорте и  осознанно действовать в той или иной обстановке.
  5. Выработка привычек выполнения ежедневных физкультурных упражнений.  
  6.    Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, умение объяснять собственное поведение.

Группы: средняя, старшая, подготовительная к школе.

СРЕДНЯЯ ГРУППА  

І неделя

ІІ неделя

ІІІ неделя

ІV неделя

Сентябрь

Тема  «Ребенок и здоровье»

«Я – человек»

Цель: формировать представления о человеке как одном из живых существ, условиях для его жизни, внешних различий людей, строении и назначении частей тела.  

«Как мы будем заботиться о своем здоровье. Д/и «Кому что нужно»

Цель: формировать навыки охраны жизни и здоровья в д/с и дома, расширять знания о сотрудниках д/с,  предметном мире людей разных профессий. 

Тема «Азбука питания»

Октябрь

«Продукты полезные взрослым и детям»

Цель: Уточнять знания о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения, правилах гигиены перед употреблением пищи.

«Витамины в жизни человека» 

Цель:  рассказать о роли витаминов в жизни человека, закрепить умения определять вкусовые качества продуктов в процессе проведения опытно – экспериментальной деятельности.

«Запомните, детки, таблетки – не конфетки»

Цель: Дать детям  знание о назначении лекарственных препаратов.  Познакомить с правилами  применения лекарственных средств. Воспитывать навыки безопасного поведения.

«Веселые продукты»  

Цель: закреплять представления о здоровой пище в процессе  развивающих игр  «Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи», «Полезные – вредные продукты», п/и «Огуречик».

Тема «Личная гигиена»

Ноябрь

«Чтобы быть здоровым»

Цель: развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

 «Я – ребенок, Мой образ жизни. Д/и «Разложи по порядку»

Цель: расширять знания об  образе жизни человека (режим, занятия, досуг), особенностях жизни в д/саду,  значении для здоровья.  

  «Откуда берутся болезни» Цель: формировать представление о здоровье, болезнях, микробах, рассказать об  элементарных инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней. Закреплять правила личной гигиены.

«Мои чувства. Мое настроение»

Цель: знакомить с   эмоциями  людей, влияние настроения на окружающих.

Тема «Безопасность»

Декабрь

 «Что такое опасность и безопасность. Д/и «Назови опасное место в д/с, группе»  Цель: дать общие представления,  составить правила поведения для выполнения в д/саду и группе.

«В мире опасных предметов»

 Цель: закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

Ключевые слова: ножницы,   скрепка, булавка, кнопка,   ножик, гвоздь, молоток,   клещи.

«На прогулку мы идём» Цель: Уточнить маршрут выхода на участок д/сада, знания детей о правилах поведения на прогулке. Рассказать детям о том,  с какими опасностями они могут столкнуться за пределами дома. Формировать навыки безопасного поведения.

«Пусть елка новогодняя нам радость принесёт»

Цель: знакомить с  правилами  безопасного поведения  во время новогодних праздников в детском саду и дома.

Тема «Помоги себе сам»

Январь


Каникулы


Каникулы

 «Снег, снежок. Опыты со снегом»

Цель: расширять знания о свойствах снега, его важности в природе, вреде для организма человека во время его приема.

«Зимние игры и забавы» Цель: Приобщать детей к здоровому образу жизни, учить заботиться о своем здоровье, развивать двигательные навыки.

Тема «Опасности вокруг нас»

Февраль

 «Электроприборы»  

Цель: расширять представления о бытовых электроприборах, правилах пользования. Расширять словарный запас.  

«Спички – не забава» Цель: выявить и закрепить знания детей о пожаре: причине возникновения,  первых действиях при пожаре. Сформировать представления о том, что  запрещено пользоваться  спичками. Рассказать о профессии  пожарного.    


«Незнакомые люди» Цель:   подвести детей к понятию, что нельзя без разрешения уходить  из дома, из группы, с участка; разговаривать с незнакомыми людьми.

«Кошки и собаки – наши соседи» Цель:  закреплять знания о животных, повадках. Учить детей понимать состояние и поведение животных;  знакомить с правилами   обращения  с ними.

Тема «Дети на улице»

Март

«Наша улица  

Цель: познакомить детей с улицей, ее особенностями, с правилами поведения на улице.

«Транспорт и правила поведения»  

Цель: закреплять знания  о транспорте. Знакомить с правилами  поведения пешеходов и пассажиров на остановке, в   общественном транспорте. 

«Игры во дворе»

Цель: знакомить  детей с   опасными ситуациями во время игр во дворе дома, уточнить, где можно, а где нельзя играть.  Формировать   меры предосторожности.

«Всем ребятам  надо знать, как по улице шагать»

Цель: закрепление правил дорожного движения, знаков, сигналов светофора. Досуг.

Тема « Будь здоров!»

Апрель

«Здоровье в порядке – спасибо зарядке»

Цель: формировать потребность занятий физической культурой и спортом, развивать двигательные умения. 

«Если хочешь быть здоров – закаляйся»

Цель: значение закаливания для здоровья,  закреплять  умения выполнять  различные оздоровительные гимнастики.  

«В здоровом теле – здоровый дух»

Цель: закреплять строение тела, элементарные правила сохранения здоровыми зубы, уши, глаза, нос, выполняя несложные упражнения. 

Спортивный досуг «Путешествие к медвежонку» на транспортной площадке. Цель: закреплять полученные знания в двигательной деятельности на транспортной площадке, соблюдая  правила дорожного движения.

 

 

 

СТАРШАЯ ГРУППА

І неделя

ІІ неделя

ІІІ неделя

ІV неделя

Тема «Ребенок и здоровье»

Сентябрь

 

День знаний

«Я – человек»

Цель: формировать представления о человеке как одном из живых существ, условиях для его жизни, внешних различий людей (пол, возраст, рост и пр.)строении и назначении частей тела.  

Спортивный праздник «Быстрые и ловкие» 

Цель: закреплять двигательные умения, развивать психофизические качества, взаимодействие со сверстниками.

Тема «Мой организм»

Октябрь

«Внутренняя «кухня» человека»

Цель:  знакомить с внутренними органами, функциями, способами  заботы о них.

«Органы чувств – главные помощники - 1»

Цель: значение в жизни человека,   способы и методы ухода и профилактики,  правила бережного  к ним отношения.

«Органы чувств – главные помощники - 2»

Цель: значение в жизни человека,   способы и методы ухода и профилактики,  правила бережного  к ним отношения.

«Мои чувства. Мое настроение»

Цель: знакомить с   эмоциями  людей, влиянии настроения на окружающих. Рассуждение-  «жить для себя и жить для других».

Тема «Здоровье и болезнь»

Ноябрь

« Мой образ жизни. Д/и «Разложи по порядку»

 

Цель: расширять знания об  образе жизни людей, режиме дня, сна и отдыха, движения   для здоровья.  

«Опасно ли быть неряхой?» 


Цель: развить у детей понимание значения и необходимости выполнения гигиенических процедур, опрятности.

«Азбука питания»

Цель: формировать представления о здоровой пище, знакомить с витаминами, действиями на организм

 День здоровья

«Чтобы нам не болеть» Цель:     формировать осознанное отношение к необходимости укреплять здоровье с помощью соблюдения правил личной гигиены, занятий физкультурой и  употреблением витаминов.

Тема «Опасность – электричество и газ»

Декабрь

«Опасные предметы  дома»

 

Цель: расширять у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

А у нас в квартире  газ»


Цель:  дать сведения о том, что газ может быть полезным и опасным. Сформулировать запрет на пользование газовой плитой детям. Знакомить со службой «04».

 «Ток бежит по проводам»


Цель: дать детям знания об электрическом токе, о его пользе и  опасности. Знакомить с правилами  безопасного обращения с электроприборами взрослых, запрет – детям.

 «Пусть елка новогодняя нам радость принесёт»


Цель: знакомить с  правилами  безопасного поведения  во время новогодних праздников в детском саду и дома.

Тема  «Вода, вода – кругом вода»

Январь



«Какая бывает вода: опыты, эксперименты»


Цель: рассказать о значении воды   для всего живых организмов, включая человека. Закреплять свойства, качество воды.  

«Кран в квартире ты закрой,  осторожней будь с водой» 


Цель: дать детям знания о том, как вода поступает в жилище человека.  Сформулировать  правила пользования водой. Воспитывать бережное к ней отношение.

Тема «Добрый и злой огонь»

Февраль

«Спички – не забава»

 

Цель: выявить и закрепить знания детей о пожаре: причине возникновения,  первых действиях при пожаре. Сформировать представления о том, что  запрещено пользоваться  спичками. Знакомить с особенностями  профессии пожарного.    

«Ни ночью, ни днём не балуйся с огнём. Д/и «Что нужно пожарному»


Цель: знакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнем.

«Пожароопасные предметы в доме»

Цель: знакомить с пожароопасными предметами   быта, закреплять правила безопасного поведения, умения действовать в экстремальной ситуации.  

«Если возник пожар. Служба «01»

Цель: закрепить знания пожарных предметов, опасные для жизни и здоровья, которыми нельзя самостоятельно пользоваться детям,  правила пользования телефоном.                                                                              Учить вести элементарные телефонный разговор с дежурным по части.

Тема «Дети на улице»

Март

«Наша улица. Перекресток» 

Цель: закреплять  назначение каждой   части улицы и перекрестка. Вспомнить знаки дорожного движения, сигналы светофора.

«Я - пешеход и пассажир» 

Цель: расширять знания о  видах транспорта, специальных машин, о  значении транспорта для города. Закреплять правила  поведения в общественном транспорте.  

«На игровой площадке»

Цель: закреплять знания   детей об опасных ситуациях во время игр на улице, уточнить, где можно, а где нельзя играть.  Формировать   меры предосторожности.

Конкурс детского рисунка «Осторожно, опасность!».

Просмотр видеофильма «Улица полна неожиданностей»

Тема «Я и другие люди»

Апрель

 «Встреча с незнакомцем» 


Цель: предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми.

 

«Жить для себя и для других»

Цель: формировать толерантность как качество личности, необходимое для  здоровья. 

«В мире друзей - 1»

(с психологом)

Цель: помочь осознать собственную ценность и умение принимать себя таким, каким есть, развивать коммуникативные навыки.

«В мире друзей - 2» (с психологом)

Цель: помочь осознать собственную ценность и умение принимать себя таким, каким есть, развивать коммуникативные навыки.

Тема «Будь здоров!»

Май

«Растения вокруг нас»


Цель:  учить детей узнавать ядовитые растения; дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться. Знакомить с лекарственными растениями.

«Насекомые» 


Цель: дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми, формировать представления о разнообразных насекомых.

Спортивный досуг «Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья» .

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

І неделя

ІІ неделя

ІІІ неделя

ІV неделя

Тема «Ребенок и здоровье»

Сентябрь

 

День знаний

«Я – человек»

Цель: формировать представления о человеке как одном из живых существ, условиях для его жизни, внешних различий людей (пол, возраст, рост и пр.), строении и назначении частей тела.

Спортивный праздник «Быстрые и ловкие» 

Цель: закреплять двигательные умения, развивать психофизические качества, взаимодействие со сверстниками.

Тема «Мой организм»

Октябрь

«Внутренняя «кухня» человека»

Цель:  знакомить с внутренними органами, функциями, способами  заботы о них.

«Органы чувств – главные помощники»

Цель: значение в жизни человека,   способы и методы ухода и профилактики,  правила бережного  к ним отношения.

 «Мелодии, которые звучат внутри нас»

Цель: знакомить с   эмоциями  людей, влиянии настроения на окружающих.  

Конкурс  «Что мы  знаем о себе» 

Цель: закреплять представления  о человеке, правилах бережного отношения к своему организму, методах оздоровления, правилах безопасного поведения.

Тема «Здоровье и болезнь»

Ноябрь

« Мой образ жизни. Д/и «Разложи по порядку»

Цель: расширять знания об  образе жизни людей, режиме дня, сна и отдыха, движения   для здоровья.  

 «Азбука питания»

Цель: формировать представления о здоровой пище, знакомить с витаминами, действиями на организм

 «Скорая помощь - 03» 

Цель.: учить детей в случае серьезного заболевания    человека  быстро реагировать на ситуацию: не теряться и позвать взрослого или вызвать «скорую помощь».

 День здоровья

«Чтобы нам не болеть» 

Цель:     формировать осознанное отношение к необходимости укреплять здоровье с помощью соблюдения правил личной гигиены, занятий физкультурой и  употреблением витаминов.

Тема «Опасность – электричество и газ»

Декабрь

«Опасные предметы  дома»

 

Цель: расширять у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

А у нас в квартире  газ»


Цель:  дать сведения о том, что газ может быть полезным и опасным. Сформулировать запрет на пользование газовой плитой детям. Знакомить со службой «04».

  «Ток бежит по проводам»


Цель: дать детям знания об электрическом токе, о его пользе и  опасности. Знакомить с правилами  безопасного обращения с электроприборами взрослых, запрет – детям.

Выпуск стенгазеты «Малыши – крепыши»  


Цель: гармонизация детско-родительских отношений, пропаганда ЗОЖ.

Тема  «Вода, вода – кругом вода»

Январь



   «Кран в квартире ты закрой,  осторожней будь с водой» 


Цель:  закреплять  знания о том, как вода поступает в жилище человека, ее свойствах, значении для всего живого, правила бережного  к ней отношения.

  «Зимние игры и забавы» 


Цель: приобщать детей к здоровому образу жизни, через  движение, занятиями зимними видами  спорта.  

Тема «Добрый и злой огонь»

Февраль

«Спички – не забава»


Цель: выявить и закрепить знания детей о пожаре: причине возникновения,  первых действиях при пожаре. Сформировать представления о том, что  запрещено пользоваться  спичками. Знакомить с особенностями  профессии пожарного.    

«Ни ночью, ни днём не балуйся с огнём. Д/и «Что нужно пожарному»


Цель: знакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнем.

 «О правилах важных пожароопасных» 


Цель: закреплять правила   пожарной безопасности, которые необходимо неукоснительно  соблюдать всегда и везде, прививать уважение к труду пожарных.

 

 «Гроза» 


Цель: знакомить детей с правилами поведения во время грозы.

 

Тема «Дети  на улице»

Март

« Азбука пешехода» (с сотрудником ГАИ) 

Цель: закреплять правила дородного движения, умение ориентироваться в знаках.

«Я - пешеход и пассажир» 

Цель: расширять знания о  видах транспорта, специальных машин, о  значении транспорта для города. Закреплять правила  поведения в общественном транспорте.  

«На игровой площадке»

Цель: закреплять знания   детей об опасных ситуациях во время игр на улице, уточнить, где можно, а где нельзя играть.  Формировать   меры предосторожности.

 Досуг «Красный, желтый, зеленый»

Цель: закреплять в процессе практических заданий правила безопасного поведения для детй.

Тема «Я и другие люди»

Апрель

 «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми»


 Цель: предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми,  способствовать развитию осторожности и  осмотрительности в общении с  ними.

 

 «Ребёнок и его старшие приятели» 

Цель: научить детей говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию.

«В мире друзей» (с психологом)


Цель: помочь осознать собственную ценность и умение принимать себя таким, каким есть, развивать коммуникативные навыки. 

«ЧС  - что это такое? Службы 01,02,03,04 -  всегда на страже» 

Цель: закреплять знания о службах спасения 01,02,03, 04, правила безопасности при возникновении ЧС, воспитывать нравственные качества,   желание помогать людям в беде.

Тема «Будь здоров!»

Май

«Растения и животные вокруг нас»


Цель:  закреплять правила обращения с ядовитыми растениями и  опасными для жизни животными, формировать чувство самосохранения.

Викторина «Знатоки правил безопасности»


Цель: уровень сформированности правил безопасного поведения для сохранения и укрепления здоровья детей. 

 

Литература:

1.Н. С. Голицына, И.М. Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», М, Издательство «Скрипторий 2003»,2008  

2. Л.В. Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие», М, ТЦ «Сфера», 2007.  

3.С.Е. Шукшина «Я и мое тело. Пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми», М, Издательство «Школьная пресса», 2004.

4.И.М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», М, «Мозаика-Синтез», 2009.

5. Н.С. Голицына, С.В. Люзина, Е.Е. Бухарова «ОБЖ для старших дошкольников. Система работы», М, Издательство «Скрипторий 2003,2010.

6.С.Н. Черепанова «Правила дорожного движения дошкольника» М, Издательство «Скрипторий 2003»,2008.  

7. К.Б. Белая, В.Н. Зимонина  «Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного  возраста», М, «Просвещение», 2000.  

8. Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Б.Р. Стёркина, М.Д. Маханёва «Безопасность на улицах и дорогах» Методическое пособие для работы с детьми старшего возраста. М.: «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

9. С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» Пособие для воспитателей ДОУ. М.: «Просвещение», 2005.  

10.  УГПН  ГУ по делам ГО и ЧС Самарской области «Формирование основ пожарной  безопасности. Методические рекомендации для педагогов»  

                                                                                                                                                                                         

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование работы с детьми дошкольного возраста от 6 до 7 лет на 2013-2014 учебный год по программе "Разговор о правильном питании"

При разработке комплексно-тематического планирования непосредственно образовательной деятельности (НОД) по формированию культуры здоровья, здорового питания по теме: «Если хочешь быть здоров». И...

Реализация инклюзивного образования с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.

Образование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья  – огромная проблема для семьи, несмотря на то, что Российское законодательство гарантирует право на образование всем гражданам. Об...

Использование QR-кода в образовании с детьми дошкольного возраста

Довальтер Татьяна ИвановнаУчитель-логопед МАДОУ № 49   Использование QR-КОДОВ в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста Наш мир меняется, и мы меняемся вместе с ...

Календарно-тематическое планирование мероприятий с детьми дошкольного возраста на летний период

Лето - особый период в жизни каждого ребенка. От окружающих его взрослых зависит то, как он проведет это время с пользой для здоровья, развития эмоциональных и познавательных интересов....

Программа дополнительного образования с детьми дошкольного возраста 4-5 лет "LEGO радужонок"

Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать...