Практика применения СТЕМ-образования с детьми дошкольного возраста
методическая разработка
В современное, быстро меняющееся время мы становимся свидетелями технологической революции. Неотъемлемыми частями современного общества становятся инновационные технологии и высокотехнологичные продукты. В дошкольных образовательных учреждениях на первое место выходят конструирование, моделирование, проектирование, программирование и робототехника.Перед нами установлены новые целевые ориентиры системы образования в РФ. А именно: образование должно соответствовать вызовам 21 века.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Инновационный педагогический опыт
«Практика применения СТЕМ-образования с детьми дошкольного возраста»
Хрипкова Наталья Васильевна,
Старший воспитатель МБДОУ д/с № 35
Образование: высшее педагогическое
Педагогический стаж – 24 года
Квалификационная категория: первая
2023 г.
Оглавление
Анализ полученных результатов 6
Список используемой литературы 7
Введение
В современное, быстро меняющееся время мы становимся свидетелями технологической революции. Неотъемлемыми частями современного общества становятся инновационные технологии и высокотехнологичные продукты. В дошкольных образовательных учреждениях на первое место выходят конструирование, моделирование, проектирование, программирование и робототехника.
Перед нами установлены новые целевые ориентиры системы образования в РФ. А именно: образование должно соответствовать вызовам 21 века.
Государственная политика закладывает в основу современного образования принципы абсолютной ценности детства. Таким образом, упор в развитии образования переносится на развитие ребёнка как личности во всём её многообразии.
Существенными сейчас являются такие личностные качества как любознательность, целеустремлённость, самостоятельность, ответственность, креативность.
Именно поэтому, ещё в 2019 году наше внимание привлекла парциальная модульная программа «STEM – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». Мы её включили в Программу развития учреждения.
Содержание
В 2022 г. мы не просто начали внедрять программу «СТЕМ-образование», а заключили договор о сотрудничестве с ФИСО АО ЭЛТИ-КУДИЦ о сотрудничестве по реализации двух инновационных проектов "Развитие компетенций в соответствии с программой" Kidskills" и "Juniorskills" средствами STEM-образования (проект STEM-skills)» и «Развитие воспитательного потенциала STEM-образования», первый проект ориентирован на профессиональные компетенции, профориентацию, название второго говорит само за себя. приказом института нам присвоен статус Федеральной инновационной площадки.
Каждый проект сопровождают научные руководители, которые являются авторами программы СТЕМ.
Программа СТЕМ состоит из 6 модулей, которые необходимо реализовать в каждом проекте.
На сегодняшний день в нашем саду накоплен огромный опыт по разным направлениям развития детей и, в том числе, по легоконструированию, которое является одним из ведущих и предпочитаемых и видов деятельности. Давно доказано, что конструирование является не только практической творческой деятельностью, но и универсальной способностью. Понимая это, педагоги используют в работе разные виды конструкторов, чтобы стимулировать природную любознательность дошкольников, пробуждая в них интерес к науке, технологиям, инженерному искусству, творчеству.
С сентября 2022 года старшие дошкольники совершают свои первые шаги в программировании. Появление в детском саду конструктора Brain A вызвало море эмоций как у детей, так и у педагогов. Первые были в восторге, а вторые в недоумении и, даже немного в испуге: как это чудо техники освоить? Воспитатели, недолго думая, взялись за освоение робототехники: изучали схемы, название деталей, способы сборки, терминологию. Теперь можно было приступать к обучению дошколят. Это оказалось намного проще, чем предполагалось. Так как ребята всё схватывали на лету. Для них это стало отличным занятием в свободной деятельности.
Ребят просто было не оторвать от изучения схем, сборки конструкций, особенно нравилось «оживлять» свои постройки. Первые роботы-конструкторы могли совершать всего лишь по одному виду движений (вращение, движение вперёд, маятниковые движения). На этом не остановились, продолжали осваивать более сложные конструкторы. Так дети и взрослые увидели плоды своих трудов в виде вращающейся мельницы, плывущего по волнам пиратского корабля и других различных конструкций.
Что касается программируемого робота Blue-Bot («Пчёлка»), то он очень успешно поселился в группах. Дети обожают этого робота. А педагоги с увлечением изготавливают коврики на различные темы. Одна из идей педагога - это использование QR-кодов рядом с картинкой на коврике. Например, коврик «Животные Красной книги». То есть, ребёнок не только программирует маршрут робота «Пчёлки», но, и дойдя до пункта назначения, может получить в награду интересное видео с энциклопедическими знаниями об этом животном.
Игровой коврик «Профессии нашего города» представляет собой сочетание трёх современных технологий: СТЕМ с роботом Пчёлкой + кодирование (куаркод) + виртуальное гостевание.
Отлично помогла Пчёлка в построении безопасного маршрута «Дом-детский сад-дом», для этого педагог совместно с детьми и родителями проделали огромную работу в форме проекта «Приходите ко мне в гости». На коврике для робота появилась целая карта нашего микрорайона, где каждый из воспитанников мог найти свой дом, построить к нему маршрут или наоборот, от своего дома в детский сад. «Транспорт» и др.
Умную Пчёлку очень полюбили и малыши. Пусть им всего по три года, но ребята уже могут похвастаться первыми успехами. Педагоги младшей группы изготовили коврики с четырьмя кармашками, то есть Blue-Bot делает всего лишь по одному шагу. Но этого достаточно для малышей. С помощью программируемого робота они учатся: ориентировке в пространстве (вперёд, назад, вправо, влево), находить ответы на загадки или персонажа сказки, которую прочитал воспитатель.
С Пчёлкой наш д/с принял участие в Чемпионате (Университет детства. Рыбаков Фонд). Длительность – 3 недели. Вёл чемпионат старшеклассник, который предлагал в начале каждой зачётной недели задания в виде кейсов. В конце недели участники представляли видеоотчёт. После трёх зачётных недель был выпускной из академии «Айти-надежда», который проводился онлайн через ZOOM. В рамках этого чемпионата педагоги представили авторские игры, которые войдут в сборник.
Созданием мультфильмов мы увлеклись два года назад. Поэтому модуль «Я творю мир» также оказался для нас очень интересным. С огромным энтузиазмом взялись педагоги и дети нашего детского сада за создание мультфильмов. Работа кипела: дети и взрослые изготавливали декорации, персонажей, придумывали сюжет, снимали, озвучивали.
Оказалось, что снимать м/ф при помощи мультстудии совсем не сложно, этим могут заниматься даже дети.
Первые свои мультфильмы мы отправили на V Юбилейный Международный Фестиваль авторской мультипликации «Я творю мир», состоявшийся в 2022 году. Все были в восторге, когда узнали, что из четырёх мультфильмов, отправленных на Фестиваль, два прошли в финал. А ведь это только первые шаги в мир мультипликации!
На этом мы не остановились, в этом году мы снова принимаем участие в Фестивале.
Также мы приняли участие во Всероссийском конкурсе от Университета детства «Добрая книжка», посвященный юбилею А.Барто и заняли первое место за м/ф «Я люблю свою лошадку». Главное условие конкурса – в главной роли ребёнок с ОВЗ.
Анализ полученных результатов
V Юбилейный Международный фестиваль авторской детской мультипликации «Я творю мир»-2022 | 10 педагогов и 16 детей |
VI Международный фестиваль авторской детской мультипликации «Я творю мир»-2023 | 5 педагогов и 25 детей |
Международный онлайн-форум для специалистов образования и социально-культурной сферы «Наука и технологии в образовании» -2022 | 3 чел. |
Онлайн-консультации инновационных площадок Федерального института современного образования (ежемесячно) | 10 чел. |
VIII Всероссийский круглый стол по STEM-образованию «STEM-практика» | 5 чел. |
Курсы повышения квалификации «STEM-образование детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО» | 3 чел. |
Международная научно-практическая конференция «Современный ребенок в инновационном образовательном пространстве» | 2 чел. |
I детский открытый чемпионат по программированию «IT-надежда» | 3 педагога 7 детей |
ИТОГО:
Создано мультфильмов: 8
Изготовлено дидактических игр (коврики для программируемого робота «Пчёлка»): 11
Выступления на различных уровнях: 6
Публикация в Междисциплинарном научно-педагогическом журнале «Развитие детей», статья «Первые шаги в СТЕМ»
Заключение
Из всего вышесказанного, напрашивается вывод, что STEM – образование является инновационной образовательной концепцией, которая на высоком профессиональном уровне даст возможность подготовить сегодняшних детей к технически развитому современному быстроменяющемуся миру.
Список используемой литературы
- Аверин С. А., Муродходжаева Н. С. Методические рекомендации по реализации парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста»: методическое пособие / С. А. Аверин, Н. С. Муродходжаева – М., 2022. – 124 с.
- Волосовец Т. В., Маркова В. А., Аверин С. А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста.: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 112 с., ил.
- Маркова В. А. Образовательный модуль «ЛЕГО-конструирование» – М.: «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2018 – 32 с.
- Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду / Е. В. Фешина – М.: ТЦ Сфера, 2012 – 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы занятий круговой тренировки (для практического применения в работе с детьми дошкольного возраста)
Комплексы занятий круговой тренировки Используются как тренировочные занятия с детьми от 3 лет....

Комплексы занятий круговой тренировки (для практического применения в работе с детьми дошкольного возраста)
(для практического применения в работе с детьми дошкольного возраста)...

Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «ТВОРИМ И ГОВОРИМ» по применению в работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционных техник рисования и элементов логоритмики.
Мероприятие проведено совместно с учителем - логопедом А. В. Сухарниковой...

Применение песочной терапии с детьми дошкольного возраста.
Песочная терапия-одна из разновидностей игровой терапии,в ней ребёнкупредоставляется возможность построить свой личный мир....

«Технология «лэпбук» и ее применение в работе с детьми дошкольного возраста»
Технология Лепбук Что такое лэпбук и как его использовать?...

Презентация "Возможности применения интерактивной песочницы с детьми дошкольного возраста"
В детстве все мы играли в песочнице, строили замки, туннели - фантазии не было предела. На протяжении многих лет, игры в песочнице сопровождают детей, казалось, что тут можно еще придумать? Но наш век...

Презентация "Возможности применения интерактивной песочницы с детьми дошкольного возраста"
В детстве все мы играли в песочнице, строили замки, туннели - фантазии не было предела. На протяжении многих лет, игры в песочнице сопровождают детей, казалось, что тут можно еще придумать? Но наш век...
- Мне нравится (1)
