Применение песочной терапии с детьми дошкольного возраста.
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа)

Андреева Елена Викторовна

Песочная терапия-одна из разновидностей игровой терапии,в ней ребёнкупредоставляется возможность построить свой личный мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya_22.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Для песочной терапии используется множество разнообразных фигурок – люди, животные, растения, транспорт, здания и мосты, кубики, реальные и сказочные персонажи, красивые и ужасные, из естественных материалов и созданные человеком – все, что может пригодиться для сотворения своего мира.

Выбирая фигурки для создания композиции, ребенок может отождествлять с ними себя или конкретную ситуацию в целом, расставлять элементы в определенном порядке, предпочитать конкретные местоположения для каждой из них. Стоит принять во внимание, что каждая фигура многозначна в своем определении. Например, рыба может символизировать как молчание, так и плодородие, а если она «золотая», то еще и исполнение желаний. Она может быть расположена в воде, а может «задыхаться» на песке или вовсе быть закопана. Растительный мир может многое сказать о способности к развитию и личностному росту, а камень может представлять из себя как надежность, так и препятствие.

Управляя игрушками, ребенок может выразить то, что у него не получается передать словами – как он относится к себе, родителям и окружающим его людям, к определенным событиям в его жизни. И, перестраивая в процессе игры свой «песочный» внутренний мир, малыш также делает это внутри себя, постепенно принимая свои страхи и осознавая внутренние противоречия. В процессе песочной терапии дети проходят три стадии: хаос, борьба и разрешение конфликта

Хаос

Ребенок хватает разные игрушки, беспорядочно расставляет их на песке или перемешивает с песком. На этой стадии ребенок проживает свои эмоции и постепенно справляется с ними. А многократное проигрывание психотравмирующей ситуации в итоге меняет само отношение к ней.

Обычно стадия длится на протяжении нескольких занятий. С каждым разом количество используемых фигурок будет уменьшаться и их размещение в песочнице будет все более упорядоченным.

Борьба

Происходит бессознательный перенос на песочное поле внутренних конфликтов, тревог, обид, сложных ситуаций, агрессии. Существа в песочнице убивают друг друга, идет тяжелое противоборство. Однако через некоторое время может появиться герой, который наведет порядок, восстановит мир и справедливость.

Разрешение конфликта

Ребенок начинает выстраивать осмысленные формы, придерживается сюжета, ведет себя естественно и спокойно.

Существует множество программ песочной терапии, содержащих различные задания и упражнения с использованием песка. Но все они объединены единой целью: не менять ребенка, не обучать его каким-либо специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть собой, научиться слушать и принимать себя таким, какой он есть, самостоятельно находить выходы из сложных ситуаций.

Использование той или иной программы может определяться:

· Ее продолжительностью

· Количеством участников (индивидуальная, групповая терапия или семейная консультация)

· Особенностями конкретного ребенка

· Наличием проблем развития (ЗПР, ОВЗ, ОНР, СДВГ, РАС)

· Целями (диагностика, первичная психологическая помощь, краткосрочная или долгосрочная психотерапия)

В 20-х годах XX века английский педиатр Маргарет Ловенфельд впервые описала игру с песком как методику консультирования. Она использовала терапию в работе с психологически неблагополучными детьми. На заполненном песком подносе дети создавали композиции, используя воду, миниатюрные фигурки и предметы, находящиеся вблизи от импровизированной песочницы. Получившиеся композиции дети часто называли «Мой мир», потому Ловенфильд назвала свою технику «Построение мира».

Благодаря швейцарскому юнгианскому детскому психотерапевту Доре Калфф, сформулировавшей теоретические принципы юнгианского подхода для песочной терапии, методика получила широкое распространение. Дора небезосновательно считала, что песочные картины могут многое рассказать о душевном состоянии человека.

«Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым»

Дора Калфф, «Sandplay», 1980

Дора Калфф ввела ныне действующий стандарт на размер и цвет песочницы, расположила ее на столе для более удобного использования и визуального восприятия всей создаваемой композиции, указала на необходимое наличие кувшина с водой и миниатюрных фигурок, располагаемых на полках вблизи от песочницы. Она назвала разработанную технику «Sandplay», более известную в настоящее время как «Песочная терапия».

Сначала Дора использовала игры с песком в работе с детьми, затем начала применять их и со взрослыми. Со временем данная техника получила широкую известность и теперь привлекательна для многих специалистов – как в детском, так и во взрослом психоанализе, в арт- и гештальт-терапии, семейной психотерапии и других направлениях психологической науки.

Польза песочной терапии:

• развивается творческий потенциал ребенка, появляется желание экспериментировать, стимулируется познавательная активность;

• «вскрываются» глубинные чувства, проживается травмирующий опыт в безопасности, ребенок встречается со своими страхами и учится справляться с ними;

• развиваются тактильная чувствительность, внимание, память, мышление, речь и моторика;

• ребенок обучается навыкам общения и сюжетно-ролевой игры;

• снимается напряжение, тревога, происходит релакс;

• получая опыт в игре, ребенок потом переносит его в свою реальную жизнь;

• песочный мир подчиняется воле и желаниям ребенка, где нет родительских запретов.

При работе с песком:

- открывается творческий потенциал ребенка, появляется желание экспериментировать, стимулируется познавательная активность;.

- «вскрывается» глубинные чувства, проживается травмирующий опыт в безопасности, ребенок встречается со своими страхами повторно и учится справляться с ними;

- развивается тактильная чувствительность, внимание, память, мышление, речь и моторика;

- ребенок обучается навыкам общения и сюжетно-ролевой игре;

- снимается напряжение, тревога, происходит релаксация;

- ребенок получая опыт в игре, потом переносит его в свою реальную жизнь;

- песочный мир подчиняется воле и желаниям ребенка, где снимаются родительские запреты.

Песочная терапия будет полезна для детей, имеющих следующие проблемы:

* агрессия, тревожность, страхи, гиперактивность, поведенческие нарушения (капризы, истерики, непослушание);

* проблемы во взаимоотношениях с родителями и сверстниками;

* неврозы различного происхождения, психосоматика (астма, энурез, заикание, эмоциональные расстройства);

* глубокие психологические и родовые травмы (развод родителей, смерть одного из близких, физическое и психологическое и т.п.)

При постройке такого мира, можно пронаблюдать и увидеть детско-родитеские отношения:

- кем и как принимаются решения;

- кто в семье руководит, а кто подчиняется;

- как принимаются совместные решения или каждый сам по себе;

- кто в семье главный, а кто просто в сторонке стоит;

- умеют ли договариваться между собой и многое другое.

Такое задание может наглядно показать, почему так или иначе ведет себя ребенок.

А также оно позволяет, увидеть перед собой то, что мы иногда избегаем, чтобы не встретиться с чем-то для нас пугающим, и в тоже время важным для нас.