Мастер класс. Тема: « Возможность применения песочной терапии в развивающих занятиях НОД».
материал на тему

Хайитова Елена Александровна

Цель: повышение профессионального мастерства  педагогов  - участников  мастер - класса  в процессе  активного педагогического  общения  по проведению  НОД  с использованием   песочной терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Мастер класс.

Тема:

 « Возможность применения песочной терапии в развивающих занятиях НОД».

Цель:  

             Повышение профессионального мастерства педагогов – участников  мастер – класса в процессе активного педагогического  общения по проведению  НОД  с использованием песочной терапии.

Задачи:

 - Познакомить педагогов с песочной терапией в дошкольном образовательном учреждении.

-Развивать познавательный интерес к использованию игры песком в НОД, умение делиться приобретенным опытом  с педагогами.

 Материалы:

  - песочница, песок, миниатюрные фигурки, коктельные трубочки,  влажные салфетки, лейки с водой, музыкальный центр.

Ход занятия:

Пара детства- счастливая пора, но в ней могут быть неудачи, мешающие досадные случайности, огорчения, плохое настроение. Как помочь ребёнку справиться со всем этим?

Особые дети, талантливые, познающие компьютерные технологии одновременно с освоением речи и прямохождением,- именно они ставят перед современной педагогикой задачи, до настоящего времени не виданные и пока не решенные. В растерянности находятся и семьи и образовательные организации. Поэтому совершенно очевидно, что довольно остро назрел вопрос о совершенствовании дидактических приёмов, методов образавательно - информационной работы с современным подрастающим поколением.

      Почему именно песок? Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека - своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей - вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.  

    Занимаясь творчеством, человек ведет активный диалог со своим бессознательным. Вдохновленный, он черпает из него идеи и образы. Они получают материальное воплощение - в камне или на холсте, слове или песке. Быть может, человек не поймет - но почувствует, что у него есть проблемы, что необходимы перемены, и захочет перемен - тогда образы могут быть осознаны.

Швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг утверждал, что «часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум». На этом свойстве спонтанного выражения сознания и основана песочная терапия, признанная сегодня во всем мире перспективной «игрой» для самовыражения ребенка.

     Песочная терапия предполагает игру с песком и миниатюрными фигурками.  Песочница позволяет активизировать фантазию и выразить возникающие при этом образы средствами художественной экспрессии. В процессе продолжающего диалога со своим внутренним миром, ребенок, подросток, взрослый получает возможность представить и прожить внутренние образы в конкретной форме.

С учётом особенностей зрительного восприятия предлагается использовать деревянный ящик размером 50*70*10 см.

- Эти размеры отражают площадь зрительного восприятия и дают представления « мир как на ладони».

Песок может показать детям много интересных игр и сказок. Но сначала нужно вспомнить, как нужно правильно играть с песком.

Звучит релаксационная музыка.

Я открою вам секреты,

 Только надо знать при этом

 Правила моей страны.

Здесь нельзя кусаться, драться!

 И нельзя песком кидаться!

 Можно строить и творить:

 Горы, реки и моря -

 Чтобы жизнь вокруг была!

Никого не обижать,

Ничего не разорять!

Это мирная страна.

Вы же, поняли меня! 

  Песочная терапия  проводиться с людьми любого возраста, начиная с трехлетних детей. Вот пример простого упражнения для знакомства с песочницей: воспитатель вместе с ребенком по очереди делают отпечатки кистей рук и описывают свои ощущения от прикосновения песка.

Положите свои ладошки и погладьте песок.

- Возьмите его в кулачки крепко- крепко, чтобы не одна песчинка не упала и опустите.

- Потрите между ладонями песок.

Расскажите,  какой песок?

Ответы:

Да мы с вами достаточно можем описать свои ощущения. А у ребёнка не хватает словарного запаса, чтобы описать свои ощущения, тогда взрослый приходит ему на помощь и вместе они делают ещё несколько упражнений:

- скольжение ладонями по поверхности песка: зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, хвостик, веревочка и т.д.),

- те же движения выполняются ребром ладони,

- пройтись по поверхности песка каждым пальцем по очереди и одновременно, проговорить, чем отличается ощущение от мокрого песка и от сухого,

- далее можно группировать пальцы по два, три, создавать загадочные следы и фантазировать: чьи они?

Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, ребенок научится передавать свои ощущения словами. 

     Песочная терапия - одна из разновидностей игра - терапии. Этот вид терапии используется при сильнейших эмоциональных нагрузках. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности. На детей песок действует как магнит. Для ребёнка песочная терапия хороша, как коррекционно-развивающая и образовательная работа.

 Использование песка в работе с  детьми дает большие возможности:

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

- Как вы думаете, почему при сильном ветре неудобно играть в песок?

Попрошу вас, взять трубочки, и создать  искусственный ураган. ( подуть в трубочку на песок).

- Какой вывод вы можете сделать?

( Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться друг за друга и за землю при сильной струе воздуха.)

Я предлагаю ещё один эксперимент.  

Половину песка мы оставляем сухой, а вторую поливаем. Возьмите сухой песок в ладони и высыпьте, а затем мокрый.

Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?

( Мокрый песок,  нельзя сыпать из ладошки струйкой, а сухой можно. Вылитая вода,  полностью просочилась сквозь песок).

  Во-вторых, мощно развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта». 

  Игра "Отпечаток" - показ различных вариантов оставления следов на песке и их детализация .

  Давайте положим наши руки на поверхность, при этом стараемся сильно не нажимать, чтобы остался отпечаток вашей руки. Посмотрите, на что похож отпечаток, если сейчас его дорисовать?

- Птица, цветок, солнышко:

Дорисуйте свои ладошки и посмотрите, что у вас получилось.

- Сказочная птица, красивый цветок, яркое солнышко:

 В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

  Я предлагаю поиграть со мной.

Игра направлена на развитие внимания и памяти. « Кто спрятался»?

( по периметру  песочницы  расставляются фигурки животных).

Просьба запомнить,  и отвернутся,  фигурки закапываются в песок. По памяти нужно воспроизвести. По желанию.

  В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков  ребенка.

Так же я предлагаю сочинить со мной сказку и поиграть на песке.

По очереди каждый педагог составляет  предложение к сказке,  и оно проигрывается.

А теперь наши герои устали и хотят отдохнуть, давайте отправим их обратно в коробку. А когда будим закрывать коробку,  то загадаем желание снова вернуться в чудесный мир песка. 

 В песочной терапии множество ещё не раскрытых возможностей, как обучающих, так и коррекционных, возможностей, как для ребенка, так и для воспитателя. Занимаясь в песочнице, мы вместе делаем удивительные открытия, учимся друг у друга.

Благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание (Мастер-класс) для родителей «Использование песочной терапии на занятиях по развитию эмоциональной и познавательной активности».

Цель: Познакомить родителей с возможностями песочной терапии в развитии эмоциональной и познавательной активности дошкольников.Задачи:Дать определение песочной терапии.Познакомить родителей с играми, ...

Выступление на конференции "Возможности применения песочной терапии при развитии познавательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья"

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто не может рассказать о своих переживаниях и страхах, а поскольку игра с песком происходит в конт...

Мастер-класс "Использование экрана для песочной терапии на логопедических занятиях".

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы...

Мастер-класс для педагогов «Применение песочной терапии в речевом развитии дошкольников»

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизнен...

мастер класс на воспитатель года "Песочная терапия"

1 слайд : "Мастерская педагога" "Песочеая терапия"2 слайд: Цель:„повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов в использовании песочной терапии. Задачи:„совер...