Конспект интегрированного занятия с применением песочной терапии в старшей разновозрастной группе "Добрые песчинки"
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) по теме

Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией  Н. Е. Вераксы

Возрастные группы : старшая , подготовительная

Тема НОД : «Добрые песчинки»

Ведущая образовательная область : «Речевое развитие»

Цель : Развитие речи, творческого воображения, познавательных способностей у детей дошкольного возраста через различные формы работы с песком.

Дать ребенку возможность быть самим собой, способствовать раскрытию индивидуальности , социальной успешности детей.

Образовательные: расширять представления об окружающем мире, формировать экологически грамотное поведение, совершенствование предметно-игровой деятельности.

Развивающие : развивать фонематический слух , связную, диалогическую и монологическую речь детей , совершенствовать грамматический строй речи ; развивать мелкую моторику рук ,тактильную  чувствительность  путём различных движений и упражнений с песком ;развивать  познавательные функции (мышление, память, воображение)

Воспитательные : воспитывать в детях отзывчивость, любовь и уважение к родной природе, формировать навык сотрудничества, развивать инициативу , самостоятельность,

Здоровье сберегающие: стабилизировать эмоциональное состояние детей, способствовать избавлению от психологического напряжения.

Виды деятельности : игровая , коммуникативная , проективная , познавательно-исследовательская , изобразительная , двигательная , самообслуживание и элементы бытового труда , конструирование из различных материалов .

Форма организации : фронтальная , групповая , парная , индивидуальная.

Формы реализации : словесные игры ; творческие игры; динамические паузы; игры со строительным материалом (бросовый, природный материал),  игры- фантазирование; дидактические игры; подвижные игры с предметами; ситуативно-деловая игра (взаимодействие со сверстниками и взрослыми); ручной труд; лепка; художественный труд.

Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Социально -коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие », «Физическое развитие»

Оборудование : цветной и кинетический песок; контейнеры и ящик для песка; музыкальное сопровождение; дидактические картинки ; прищепки ; перышки; ; искусственные  цветные камни ;пуговицы; мяч; набор фигурок людей, игрушек ,предметов, фигурок животных; насекомых; Фея- гелевый  шар; фантики, веточки (мусор); влажные салфетки; коктейльные  трубочки ; пластиковые контейнеры с песком, посылка с песком.

Природные элементы: камни, ветки, цветы, коряги, ракушки, интересные сучки деревьев, семена гороха , фасоли, макароны .

Предварительная работа : словесные игры; игры-упражнения с песком; познавательные беседы; экологические игры ; познавательные игры ;логопедические игры; работа по картинкам; чтение художественной литературы; песочная аппликация; упражнения -релаксация.

Ход занятия

1.Вводная часть. Организационный момент.

Воспитатель :(звучит музыка для релаксации)

-Доброе утро! - птицы запели -
Добрые люди встали с постели;
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по делам!

Ребята! Чтобы день был добрым, радостным, наполнен любовью, чтобы мы всегда приходили друг другу на выручку, были смелыми, отважными, день нужно начинать с хорошим настроением.

Приветствие «Солнечные лучики»( сплочение группы)

Дети протяните руки вперед и соедините их вместе, как лучи солнца,. почувствуйте себя теплым солнечным лучом, поделитесь своим теплом друг с другом .Мы всем желаем доброго дня!

Мотивация : Сегодня в наш детский сад принесли необычную посылку без обратного адреса . Кто нам ее прислал мы не знаем ? Что же делать ? (ответы детей)

Давайте посмотрим содержимое нашей посылки ( песок , в песке спрятано «звуковое письмо»-диск)

Воспитатель : Дети , что это ? (песок) Вы любите играть в песок ?

Как можно играть с песком? (ответы детей)

Упражнение «Здравствуй , песок» ( на развитие тактильной чувствительности )

Положите руки на песок, погладьте его. Какой песок ? (ответы детей).

Упражнение« Песочный дождик» (на регуляцию мышечного напряжения, расслабление)

Ребенок медленно , а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на свою ладонь. Что песок делает?( ответы детей)

Воспитатель предлагает игру с песком «Секрет»

Погружаем в сухой песок кисти рук , начинаем ими шевелить(находят «письмо-диск») Как вы думаете , что это такое? (ответы детей) Ребята, да это «звуковое письмо». Но чтобы прослушать его, нужно сыграть в интересную игру и узнать , из какой страны пришло это загадочное письмо.

Речевая игра с мячом «Семейка песочных слов».

Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но добавляйте к нему нужную форму слова «песочный, песчаный».

Слова: дождь, фигура, берег , печенье ,часы, ветер , торт, горы , фея , солнце, ручей , буря, река.

Воспитатель: Ребята , в какой стране светит «песочное солнце», идет «песочный дождь»( ответы детей )

Из какой страны нам прислали письмо ? ( Из Песочной страны)

Озвучивание письма :

Здравствуйте ребята, вы, добрые , отзывчивые , настоящие друзья природы ! Мы .жители Песочной страны , обращаемся к вам за помощью . Наша страна была очень красивой, с зелеными лесами, красивыми цветами, голубыми реками и солнечными городами. Мы, погубили нашу прекрасную страну. Засорили реки ,разорили горы , Песочная фея покинула нас . И стала песочная страна темной и безжизненной. А мы, жители страны, грустим и плачем. Ребята , помогите нам вернуть красоту природы и добрую волшебницу- Фею.

Воспитатель: Добрые мои друзья, готовы ли вы помочь жителям песочной страны?..(Да) Тогда в путь , а нашими помощниками будут знания , умения, доброта, смелость и дружба.
Но перед тем , как мы отправимся на помощь , мы должны вспомнить правила Песочной страны: (дети повторяют за воспитателем)

Песок — мирная страна!                                                                                                                    Здесь нельзя кусаться, драться                                                                                                            И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!                                                                                                                 Жителей не обижать.                                                                                                                    Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:                                                                                                                Горы, реки и луга,
Чтобы жизнь вокруг была
Дети, поняли меня?(Да)

2. Основная часть

Воспитатель: Представьте , что вы маленькие добрые песчинки , сейчас мы соберемся вместе и образуем песочный ручеек . который поспешит на помощь нашим друзьям , а чтобы наш ручей двигался быстрее , мы позовем помощника. Ребята, с помощью чего песчинки могут передвигаться быстрее ? (ответы детей)

Игра «Подберите эпитеты к словам» Какой бывает ветер ?(ответы детей) Давайте споем песенку «теплого, ласкового ветра» - С-С-С , «холодного , колючего ветра - Ш-Ш-Ш»

Дыхательное упражнение «Ветерок и песчинки» (индивидуальные контейнеры с песком , трубочки)

А сейчас ,ветерок поиграет с песчинками , сделайте глубокий вдох и выдохните в контейнер с песочком через трубочку. Наши песчинки отправляются в путь.

Физминутка : ( звчит музыка « ручья» )

Друг за другом мы пойдем, (ходьба)

Станем добрым ручейком . (бег)

Мы построим горы , реки оживим, (руки вверх ,вперед-волнообразные дв.)

А в лугах зеленых , посадим мы цветы (приседание)

На помощь наш спешит ручей , (бег)

В беде не бросим мы друзей ! (ходьба)

Воспитатель: ( звучит тоскливая музыка)

Дети , вот мы и очутились в песочной стране . Посмотрите, как здесь пусто и тоскливо.

Что мы видим ? (ответы детей) Горы мусора , горы песка , а ведь была красивой , сказочной - песочная страна. ( воспитатель обращает внимание на рабочие столы с песком)                                                                                                                                                        Вот здесь, цвели красивые луга , когда то тут стояла высокая , с камнями самоцветными гора, а там журчала быстрая и чистая река.                                                                                Ребята , почему в песочной стране случились такие перемены ? ( ответы детей)                              Это случилось , потому что жители страны забыли правила бережного отношения к природе. Вы, сейчас напомните жителям о правильном поведении в природе.

Работа по дидактическим карточкам «Берегите природу» (воспитатель показывает карточку -дети говорят правило)

Давайте, ребята ,частицу любви и добра отдадим , природу песочной страны оживим , чтобы она стала такой же красивой, какой и была раньше. ( скрещенные ладошки дети прижимают к груди, произносят слова, глядя в ладошки)

Ритуал «входа» в Песочную страну

В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди
Песочную Фею вернуть помоги !

Чтобы этот песок снова стал волшебным ,чтобы он мог чувствовать прикосновения ваших добрых рук , мог слышать и запоминать ваши действия , мы должны очистить его от мусора. Вашими помощниками станут прищепки , щипцы и ваши добрые руки.

Упражнение на развитие мелкой моторики «Помощники»                                                           (дети с помощью прищепок и щипцов собирают мусор на песке )                                          Проективная деятельность на песке: « Мы создаем мир» ( дети работают в подгруппах)

Дети , скажите. что обозначает цвет песка ? Что можно создать на песке зеленого цвета?( лес , луга, цветочные полянки) На синем песке ? ( река , море , океан, небо) На желтом ,оранжевом песке ? (пустыня , город) А что можно сделать из кинетического песка ?(горы , замки , фигуры)(ответы детей)

( Дети самостоятельно распределяются по подгруппам)

1 стол : «Горы и луга» (цветной песок и кинетический песок)

2 стол : «Песочный город и его жители» ( обычный песок)

3 стол : «Река и лес» (цветной песок)

А сейчас , начнем создавать цветущую, сказочную Песочную страну.

Вы выберете себе те предметы , фигурки животных, насекомых, которые вам нужны для создания той или иной природной зоны. А еще возьмите деревья, камни, цветы, дома, фигурки людей — все, что понадобится вам для создания сказочной страны.

Вы должны быть дружными, помогать друг другу во всем и помнить правила песочной страны.

(дети приступают к работе, звучит музыка «релаксация»)

Воспитатель: (в процессе работы детей задает вопросы)

Что растет на лугах ? Какие луговые цветы вы знаете? (ответы детей)

Какие животные живут в лесу? Назовите обитателей реки ?(ответы детей)

Какие бывают горы ? ( высокие , крутые , каменные)Зачем нужны камни? (Из камня строят дома, мосты, выкладывают дороги , изготавливают украшения.

Пальчиковая игра «Стоит гора» (отряхнуть руки от песка, руки на уровне груди)

Стоит гора-Старушка – До небес макушка.

Ее ветер обдувает, ее дождик поливает.

Стоит гора страдает и камешки теряет

И каждый день и каждую ночь

Катятся, катятся камешки прочь.( дети продолжают работать)

Воспитатель : (обращается к детям , которые создают «город»)                                                      – Что называется городом? (ответы детей)                                                                                           В сказках и былинах город по-старинному называли град: Москва-град, Киев-град. В давние времена велись частые войны за землю. Чтобы защитить себя от врагов люди огораживались высокими заборами, ставили крепости. Вы слышите в словах «огородить», «огораживались» знакомое слово?(Ответы детей). Да, это слово «город». С тех пор огороженное место называют городом. Так от старинного слова «град» образовалось современное слово «город». Много на нашей планете городов и у каждого есть свое название. Как называется город ,в котором мы живем?(ответы детей) Как бы вы хотели назвать свой город? (ответы детей)                                                                                               ( дети заканчивают работу , вытирают руки влажными салфетками, рассматривают , делятся впечатлениями)

Воспитатель : Ребята , вам нравится новая Песочная страна? Да) Какая она была? (Разрушенная, грустная, грязная) Какая она сейчас? (Красивая, зеленая, чистая) (ответы детей) ( дети слышат шум порывистого ветра)                                                                          Что вы слышите ? (ответы детей)                                                                                        Приближается сильный ветер , чем опасен он для людей в стране песка?( песок попадет в глаза)Что нужно сделать ,чтобы уберечь свои глаза?(ответы детей)                               Сюрпризный момент : ( дети закрывают глаза, появляется Песочная Фея на воздушном шаре- звучит запись голоса Феи)

Воспитатель : Дети , это добрый ветер , он принес к нам волшебницу Фею.

Песочная Фея : Здравствуйте , ребята! Здравствуй , моя чудесная Песочная страна !

Дети, вы такие молодцы!! Вы так старались! Посмотрите, как светятся глазки у жителей , они радуются и улыбаются вам! И вы улыбнитесь им в ответ.

(Эмоциональное упражнение «Радость»)                                                                                    Я вас всех благодарю и совет вам всем даю:                                                                                  Берегите планету! Другой такой на свете нету.                                                                                          В обиду ее никому не давайте. Берегите птиц, насекомых, зверей!                                                        От этого станете только добрей!                                                                                                                3. Заключительная часть . Рефлексия :

Воспитатель : Спасибо добрая Фея, мы обещаем тебе беречь и уважать свою Землю.

Ребята , путешествие нашего «доброго ручейка» заканчивается . Нам пора возвращаться. Что, вам, сегодня понравилось больше всего ? Какие трудности вы испытывали? (ответы детей)                                                                                                                                                            Я очень горжусь вами! Вы помогли жителям Песочной страны, вы умеете беречь природу , знаете правила игры в песок, умеете дружно трудиться и играть .                                         Жители вас благодарят за помощь и дарят вам цветные кристалики , только в добрых руках эти кристалики начинают светиться.                                                                            Ритуал «выхода» из страны :       В ладоши наши посмотри –мудрее стали ведь они!

                                                            Спасибо, милый наш песок,

               Ты всем нам подрасти помог!

                                                             До свиданья, песок.

  До свиданья, дружок.

Воспитатель : (раздает детям в ладошки кристалики)

Дети ,поднимите руки вверх, пусть в ваших добрых руках они засияют , дорогу домой нам пусть освещают ( игра света- под музыку дети уходят из группы)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие с использованием песочной терапии в 1 младшей группе

Материал занятия помогает развивать у детей мелкую моторику рук, тактильное восприятие, мышление, фантазию. Помогает закреплять знание цветовой гаммы....

Конспект открытого занятия с элементами песочной терапии педагога-психолога с гиперактивными дошкольниками старшей группы «Песочные фантазии»

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция дефицита внимания и гиперактивности средствами песочной терапии. Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему ов...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ для детей старшего дошкольного возраста с ОНР "Космическо-математическое путешествие"

Цель: воспитывать интерес к математическим занятиям. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.Задачи:- закрепить знания о составе чисел в пределах 10...

Конспект индивидуального логопедического занятия с применением песочной терапии. Тема: «Путешествие по песочным островам»

Конспект инивидуального логопедического занятия с применением песочной терапии. Тема: "Путешествие по песочным островам"...

Конспект интегрированного занятия с применением методов ТРИЗ в старшей группе.

Конспект интегрированной НОД с применением методов ТРИЗ в старшей группе....

Конспект занятия.«Путешествие жучка по Песочной стране» — индивидуальное логопедическое занятие с применением песочной терапии.

Цели:Коррекционно-образовательные:-закрепить правильное звукопроизношение звука Ж в словах, предложении;-закрепить умение выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме;-умение давать хара...