Занятие с применением песочной терапии: "Ёжики на острове"
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)

Манжеева Елена Дмитриевна

План-конспект занятия: по снижению уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yozhiki.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия: по снижению уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии

Цель занятия: Развитие эмоционально-личностной сферы детей, снижение уровня тревожности посредством песочной терапии.

Задачи занятия:

  • Развитие мелкой моторики рук и координации движений.
  • Формирование позитивного отношения к себе и окружающим.
  • Обучение выражению эмоций и чувств безопасным способом.
  • Стимулирование творческого потенциала и воображения.
  • Повышение уровня доверия и уверенности в собственных силах.

Возраст детей (группа): старший дошкольный возраст 6-7 лет.

Форма занятия: подгрупповая

Интеграция образовательных областей: Познание – Коммуникация – Социализация - Художественное

Материалы и оборудование:

  • Песочница (обычная или световая);
  • Вода;
  • Мяч;
  • Набор игрушек и фигурок (животные, растения, здания, транспортные средства и др.).

Предварительная работа: Знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, удивление, грусть, злость, брезгливость.

Ход занятия:

Этап 1. Приветствие и создание атмосферы безопасности.

Педагог: «Здравствуйте. Я рада вас видеть, друзья мои».

(Дети садятся полукругом перед педагогом)

Педагог: «Я предлагаю вам поиграть со мной. Представьте себе, что вы превратились в маленьких ёжиков… Наступила ночь. Ёжики свернулись клубочком – втянули и опустили головки, прижали лапки к телу, закрыли глаза».

(Дети выполняют действия по инструкции педагога)

Педагог: «Сладко спят ёжики. Но вот на смену ночи пришло утро. Солнечные лучи заглянули к ёжикам и начали их будить. Ёжики медленно просыпаются. Вот они осторожно пошевелили пальцами на лапках, открыли глаза, медленно-медленно приподняли головки, вытянули шею и с любопытством посмотрели вокруг».

(Дети выполняют действия по инструкции педагога)

Педагог: «Пора вставать: ёжики распрямили лапки. Привстали, потянулись, подняли лапки вверх. Эх, до чего же ласковое и теплое солнышко! С добрым утром, ёжики!

(Ребята улыбаются друг другу)

Педагог: «Давайте улыбнемся друг другу. Какие вы доброжелательные!»

Этап 2. Основная часть занятия

Игра-импровизация «Море волнуется раз…». Обучать основным видам эмоциональных состояний. Закрепить умение узнавать и выражать эмоциональные состояний в мимике.

Педагог: «Вам понравилось играть? Тогда продолжим. Сегодня мы отправимся в необычное морское путешествие. Как вы думаете, на чем мы будем путешествовать?»

(Ответы и предположения детей)

Педагог: «Конечно, на корабле. А сейчас представьте себе, что вы стоите на палубе корабля. Наш корабль сильно качает. Переносите вес тела поочередно то на правую, то на левую ногу. Вторую ногу при этом расслабьте.

Море богато разными чудесами, оно может доставить людям как положительные эмоции (радость, удивление), так и отрицательные (грусть, страх). Дети! Ох как море разволновалось! Наверное, тоже поиграть с нами желает!»

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три.

Фигура радости (грусти, страха, злости, удивления) замри!

(Дети изображают эмоции с помощью жестов и мимики)

Педагог: «Ребята, как у вас хорошо получается, выражать разные эмоции! Я вижу остров, поплывем к нему».

(Дети подходят к песочнице)

Работа в песочнице. Закреплять, уточнять, систематизировать знания детей о песке. Развивать познавательную активность, любознательность. Развивать навыки взаимодействия друг с другом. Развивать навыки осознания себя частью коллектива. Развивать эмоционально-чувственный опыт детей.

Педагог: «Давайте, поздороваемся с островом».

(Дети пересыпают песок из ладони в ладонь, «здороваются»)

Педагог: «А вы знаете, что в давние-давние времена на далекой и неизвестной планете не было воды, а был только песок. И было там огромное-огромное море из песка. Сейчас мы превратимся в ветер, сделаем на море волны».

(Дети с помощью ладоней и пальцев создают на песке волны)

Педагог: «Песочные волны умеют говорить и постоянно шепчутся друг с другом. Хотите услышать их разговор? Прислушайтесь... Песок шепчет вам свое имя. Произнесите его!»

(Дети произносят то, что «услышали» приглушенно, пересыпая песок с ладони на ладонь)

Педагог: «В песочном море стояла большая башня… Вот и вы постройте высокую старинную башню из песка».

(Дети с помощью воды строят башню)

Педагог: «В башне никто не жил. Но вокруг нее постоянно ходили различные существа».

(Дети выбирают «существа» из миниатюрных фигурок, располагают вокруг башни).

Педагог: «Выберите из них тех, кто вам не нравится, тех, кто неприятен. Объясните свой выбор».

(Рассуждения детей)

Педагог: «Песочный остров очень маленький, а ведь нашим знакомым нужно где-то жить. Я предлагаю помочь им подружиться. Для этого у меня есть морская ракушка. Передавайте ракушку друг другу по кругу, согревая ее в руках, и рассказывайте по очереди правила настоящей дружбы, а ракушка будет их запоминать. Потом мы ее подарим нашим знакомым и она будет помогать им не забывать правила дружбы».

(Передавая ракушку друг другу, дети рассказывают, как нужно дружить)

Педагог: «Какие ценные и замечательные правила. А теперь давайте расселим жителей острова в башни. Каждого поселите там, где ему будет удобно».

(Дети расселяют «жителей»)

Педагог: «А еще на острове живут маленькие ёжики. Но им обязательно нужно уединенное, тихое место для отдыха. Возьмите фигурки, растения и создайте для ёжиков уголок отдыха».

(Дети создают уголок отдыха)

Педагог: «Маленькие ёжики любят хвалить друг друга. Для того чтобы хвалить, мы на песке нарисуем волшебные очки и будем примерять их, а вместе с примеркой говорить о себе и товарищах хорошие слова».

(Дети рисуют очки и хвалят себя и товарищей)

Педагог: «Что вы чувствуете? Приятно вам слышать приятные слова в свой адрес?»

Педагог: «Маленькие ёжики любят зарываться в теплый песок. Погрузите и вы ладони в песок. Давайте и мы попробуем «зарыться».

(Дети закапывают ладони в песок)

Педагог: «Что вы чувствуете? Хочется что-нибудь изменить? Какое у вас настроение?»

(Ответы детей)

Педагог: «А теперь переверните ладони внешней стороной. Изменились ваши ощущения? А ваше настроение?»

(Ответы детей).

Этап 3. Завершающая рефлексия

Рефлексия способствует возникновению эмпатии, самоанализу.

Педагог: «Нам пора возвращаться на корабль и плыть домой».

Педагог: «Что вам сегодня больше всего понравилось? Какое у вас сейчас настроение? Чему вы научились сегодня? Что узнали нового о своих товарищах?»

(Дети берутся за руки в форме «лодки», садятся на ковер в круг. Передавая мяч, они делятся своими впечатлениями от занятия)

Педагог: «Вот и подошло к концу наше занятие, и я предлагаю вам попрощаться по-разному. Попрощаемся ладонями (локтями, коленками, спинами, лбами)».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия на снятие агрессии с применением песочной терапии

Конспект индивидуального занятия с агрессивным ребенком с использование ИКТ и песочной терапии....

Мастер класс. Тема: « Возможность применения песочной терапии в развивающих занятиях НОД».

Цель: повышение профессионального мастерства  педагогов  - участников  мастер - класса  в процессе  активного педагогического  общения  по проведению  НОД...

Конспект интегрированного занятия с применением песочной терапии в старшей разновозрастной группе "Добрые песчинки"

Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией  Н. Е. ВераксыВозрастные группы : старшая , подготовительнаяТема НОД : «Добрые песчинки»Ведущая...

Конспект индивидуального логопедического занятия с применением песочной терапии. Тема: «Путешествие по песочным островам»

Конспект инивидуального логопедического занятия с применением песочной терапии. Тема: "Путешествие по песочным островам"...

Конспект индивидуально-коррекционного занятия с применением песочного планшета "Автоматизация звука [р]" в старшей группе компенсирующей направленности

Направление данного методического материала - методическая разработка. Наименование методического материала - конспект индивидуально-коррекционного занятия с использованием песочной терапии для детей ...