Конспект занятия «Путешествие жучка по Песочной стране» — индивидуальное логопедическое занятие с применением песочной терапии.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Новикова Александра Анатольевна

 Цели:

Коррекционно-образовательные:

-закрепить правильное звукопроизношение звука Ж в словах, предложении;

-закрепить умение выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме;

-умение давать характеристику акустико-артикуляционную характеристику звука;

 -совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;

-учить составлять развернутое предложение по опорным словам. Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематическое восприятие на основе повторения слоговых рядов, чистоговорок;

-развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

 -развивать силу голоса и интонационную выразительность речи. Воспитательные:

- воспитывать самоконтроль за собственной речью, инициативность.

Оборудование: Схема артикуляционного уклада, картинный материал, песочница, зеркало, игрушки в названии, которых слышится звук Ж,  крупные пуговицы.

Организационный момент.

Приветствие.

Логопед: Чтобы попасть в Песочную страну, надо произнесите за мной заклинание:

Песочная фея нам помоги,

В страну волшебную перенеси,

В ладоши мы хлопнем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Новикова А.А., учитель-логопед

ГБДОУ детский сад №25 Красногвардейского р-на, Санкт-Петербурга

ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ДЕТСКОГО САДА

В настоящее время всё большую значимость профилактика дисграфии.. Это обусловлено значительным увеличением числа детей, у которых наблюдается сочетание нарушения речи с неполноценным формированием неречевых психических функций, вследствие чего дети, достигшие, школьного возраста оказываются, не готовы к школьному обучению.

В логопедических группах детских садов проводится ряд мероприятий по профилактики нарушений письма, интересно остановиться на том, как данная работа реализуется в условиях общеобразовательного детского сада, групп НПОЗ. Дети данной группы имеют только фонетические нарушения, остальные компоненты речи не нарушены, но данная категория детей входит в группу риска по возникновению нарушений письма и чтения.

Профилактика  ведется по всем видам дисграфии, но наиболее полно она реализуется в отношении оптической дисграфии. Это наиболее актуально для детей с ФНР, так как лингвистические предпосылки письма у дошкольников развиты по возрасту, а  оптико-пространственные представления у некоторых детей не развиты и нарушены.

Профилактическая работа по развитию зрительного восприятия, внимания и памяти, пальчиковой моторики проводится на подготовительном этапе и включает в себя следующие задания:  назвать  контурные,  недорисованные, перечеркнутые,  наложенные изображения предметов; найти ошибку в изображении предмета;  распределить предметы по величине, учитывая их реальные размеры; подбор предметов, по форме напоминающих определенную геометрическую фигуру;  найти пару картинке, выбрав сходную из ряда предложенных, назвать геометрические фигуры, из которых составлено изображение; сложить простые и сложные фигуры по образцу из деталей различной геометрической формы и величины; найти среди множества контуров геометрических фигур различной величины все изображения заданной фигуры (все треугольники, овалы, квадраты и т.д.), обвести или заштриховать их; найти определенное число различий в изображении предметов, запомнить изображения 4-5 предметов на картинках (геометрических фигур разных цветов, букв, цифр) и найти их среди 8-10. Данная работа  ведется параллельно подготовительному этапу коррекции звукопроизношения. Эти задания использует не только логопед на своих заданиях, но и родители, для этого существуют тетради взаимосвязи.

Основной этап включает в себя следующие направления: формирование пространственных представлений и развитие графомоторной координации. Используются следующие задания: расположить предметы в пространстве по предложенной схеме; найти предмет (цифру, букву) по описанию его расположения в пространстве; найти одинаковые фигуры или сочетания фигур в ряду предложенных (фигуры могут быть с «правым» и «левым» поворотом);  самостоятельно описать пространственное положение предмета (цифры, буквы) по отношению к другим;  копировать  фигуры и их сочетания (фигуры могут быть с «правым» и «левым» поворотом); дорисовать недостающие детали фигур с опорой на образец; дорисовать вторую половину картинки так, чтобы она была похожа на первую; найти в ряду фигур такую же как на образце и как можно аккуратнее обвести контур рисунка не отрывая карандаша от бумаги; продолжить орнамент; разрисовать коврики, «скатерть», «платок», «лето», рисовать линии.

Помимо традиционных видов работ, также используются элементы песочной терапии. Что помогает создать дополнительный акцент на тактильную чувствительность, т.е. «мануальный интеллект» ребенка. В песочнице можно проводить пальчиковую гимнастику, рисование на песке, конструирование, лепка, стереогноз. Практически все задания описанные выше могут быть адаптированы для работы с песком. Таким образом, в детском саду необходимо  «многоканально» проводить работу по профилактике оптической дисграфии, т.е. закреплять полученную информацию через различные анализаторы.