Доклад на родительском собрании № 3 в младшей группе на тему «Развитие игры как способ решения противоречий с реальными возможностями ребенка младшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)

Ломакина Юлия Викторовна

Психологи утверждают, ребенок, изучая мир, постигает понятия «одушевленный» и «неодушевленный». Малыш не понимает, что другой ребенок – живой человек. Дети исследуют, изучают, как все в мире происходит. Тогда приходит понимание, что одушевлено, а что не одушевлено.

Важный этап в развитии ребенка – социализация, быстрее протекает после 3 лет. Малыш формирует отношения с детьми. Ребенка нельзя охарактеризовать плохой он или хороший. Дети не понимают чувства других. Он не знает правила хороших манер. Осознание социума и как в нем вести себя зависит от установок, которые найдет сам или получит от своих родителей. И эта «социализация» продолжается на протяжении всей жизни.

Как научить ребенка выходить из конфликтных ситуаций? Как объяснить 3-4 летнему малышу, что многое в продуктивном общении со сверстниками зависит от него самого? Советы и целая игротека по данной теме предлогается  родителям. На собрании можно побыть немного ребенком и проиграть некоторые ситуации, находя решение вместе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_no_3_ot_05.2021.docx36.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

__________________________________________________________________________________________________________

142530, ул. Ухтомского, д.3, г.о. Электрогорск, Московской обл.

тел. 8(49643)3-29-55

Email: mdou35-elektrogorsk@rambler.ru

Сайт: https://mdou35elg.edumsko.ru

Доклад на родительском собрании   в младшей группе

  «Развитие игры как способ решения противоречий с реальными возможностями ребенка младшего дошкольного возраста»

с рассмотрением вопроса по раннему выявлению неблагополучных семей и правил безопасного поведения детей на улице

Воспитатели:

Ломакина Ю.В.,

Тютяева М.А.

г.о. Электрогорск  -   05.2021г.

Психологи утверждают, ребенок, изучая мир, постигает понятия «одушевленный» и «неодушевленный». Малыш не понимает, что другой ребенок – живой человек. Дети исследуют, изучают, как все в мире происходит. Тогда приходит понимание, что одушевлено, а что не одушевлено.

Важный этап в развитии ребенка – социализация, быстрее протекает после 3 лет. Малыш формирует отношения с детьми. Ребенка нельзя охарактеризовать плохой он или хороший. Дети не понимают чувства других. Он не знает правила хороших манер. Осознание социума и как в нем вести себя зависит от установок, которые найдет сам или получит от своих родителей. И эта «социализация» продолжается на протяжении всей жизни.

Три важных момента, что бы ребенок вырос гармоничной личностью:

1. Исключить компьютерные игры, мультфильмы, в сюжете которых заложена агрессивность. Сформируется понимание, чтобы получить желаемое, надо применить силу и повысить тон голоса.

2. Исключить установку добиваться всего любой ценой.
Ребенок может "потребительски" относиться к другим людям, в том числе и членам семьи.

3. В случае, где ребенок жертва, тоже не хорошо. В игре необходимо научить ребенка договариваться, при этом отстаивая и свои интересы, а не уступая всем и во всем.

Агрессия – это одна из форм поведения ребенка, который просто не умеет договариваться. Поэтому родителям, не стоит расстраиваться, что их ребенок может быть злым. С ребенком надо «работать», т.е. объяснять. Мамы и папы могут показать примеры доброго поведения, научить дружить.

Приёмы разрешения конфликтной ситуации:

- В решении проблем учитывать нужды каждого;

- Использовать творческий подход к решению проблемы:

- Превратить конфликтную ситуацию в проблемную, саму проблему - в возможность открыть для себя и для других нечто новое

- Развивать у ребенка эмпатию, навыки общения, ведущие к сближению

- Оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка

- Высказывать свое мнение так, чтобы быть услышанным;

- Нейтрализовать борьбу за власть

- Учить детей управлять эмоциями

- Формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта

- Вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску.

Общие рекомендации для родителей по разрешению конфликтной ситуации между детьми:

Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми.

Правило 2. Никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват.

Правило 3. Приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Делайте акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?".

Правило 4. Следите за тем, чтобы дети не переходили на личности, говорили о поступках.

Правило 5. Не забудьте вслух объяснить детям, что вы очень любите их обоих, что бы они ни сделали, и поэтому их ссоры очень вас огорчают.

Как мы можем с вами научить ребенка 3-4 лет выходить из конфликтных ситуаций? Конечно, в игре. Предлагаю вашему вниманию несколько игр, в которые мы играем с детьми в саду и в которые вы можете поиграть дома. Обращаю ваше внимание, что играть нужно на правах равноправного партнера, как бы создавая для ребенка ситуацию игры со сверстником.

 «Изобрази смайлик»

Цель: учить детей выходить из конфликтных ситуаций с помощью игр

Задачи:

расширять представления о различных эмоциональных состояниях людей (гнев, радость, грусть, обида, соучастие, сопереживание);

обучение навыкам реагирования в конфликтных ситуациях.

Ход: Детям показывают смайлик и просят изобразить и объяснить, почему он такой? (Например, ребенок изображает грустный смайлик и говорит, что с ним не поделились игрушкой. Затем можно предложить ребенку придумать выход из сложившейся ситуации. Ребенок предлагает: можно договариться играть по очереди или обратиться за помощью ко взрослым)

«Два барана»

Цель: Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение направить энергию детей в нужное русло.

Ход игры:

Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».

Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

«Сюжетные картинки»

  1. Вариант.

«Я ее не обижала…»

Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта, дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность.

Ход игры:

Для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух девочек.

Воспитатель (обращает внимание детей на «волшебную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?

Поссорились.

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала —

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

(А. Кузнецова)

Вопросы для обсуждения:

—  Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? (Из-за игрушки);

—  А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?

—  А что чувствуют те, кто ссорится?

—  А можно обойтись без ссор?

— Подумайте, как девочки могут помириться? Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения — автор так закончил эту историю:

Дам ей мишку, извинюсь,

 Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!»

(А. Кузнецова)

Необходимо акцентировать  внимание детей на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.

Вариант 2.

«Чужое горе»

 Цель: проверка степени усвоения правил поведения в сложных ситуациях.

Ход игры:

Взрослый:  Ребята, посмотрите на картинку. На картинке две девочки ссорятся на прогулке. А с вами такое бывало? Сейчас я прошу Милану и Венеру разыграть для нас ситуацию, изображенную на картинке. Венера ты будешь Наташей, а Милана Катей. Послушайте, что произошло…Наташа с Катей играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Катя хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Катя горько заплакала». Дети изображают.

Вопросы для обсуждения:

—   Почему Катя заплакала? (Ей стало обидно.)

—   Правильно ли поступила Наташа?

—   Как бы вы поступили на ее месте?

—   Давайте поможем девочкам помириться.

В конце беседы взрослый делает обобщение:

—   Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признать свою вину. В этом вам помогут волшебные слова: «Извини», «Давай я тебе помогу», «Давай играть вместе».

—   Чаще улыбайтесь, и вам не придется ссориться!

 

Вариант 3.

«Печенье не делится»

 Цель: научить детей решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу.

Ход игры:

Дети делятся на пары. Каждой паре дается 3 печенья и предлагают разобрать печенье так, чтобы корзинки с печеньем остались пустыми.

—   Кто быстро договорился? Кто поделился?

—   С кем обошлись несправедливо? Как вы при этом себя чувствовали?

Театрализованное обыгрывание конфликтных ситуаций  в детском саду

Вариант 1.

«Хрюша и Степашка»

Цель: учить детей ненасильственному способу решения конфликтной ситуации.

Ход игры:

  Сначала проводится беседа с детьми о том, что в жизни часто люди пытаются решить свои проблемы по принципу «око за око, глаз за глаз». Когда кто-то нас обижает, мы отвечаем еще более сильной обидой. Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты. Во многих случаях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю ответственности за возникновение ссоры или драки и подать друг другу руки в знак примирения.

   Затем можно предложить детям обыграть различные ситуации из жизни с Филей и Хрюшей (перчаточными куклами). Кто-то один из вас будет говорить словами Фили, а другой — Хрюши. Попробуем разыграть сцену ссоры между Филей и Хрюшей, например, из-за книжки, которую принес в группу Филя. (Дети разыгрывают ссору между телевизионными героями, с проявлением обиды и злости.) Взрослый комментирует ход игры: «Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким способом это можно сделать?» (Дети предлагают варианты: посадить рядом, отдать книжку хозяину и т. д.) Взрослый: «Да, ребята, вы правы. В этой ситуации с книжкой можно обойтись и без ссоры. Я предлагаю вам разыграть сцену по-другому. Нужно Хрюше предложить Филе посмотреть книгу вместе или по очереди, а не вырывать из рук, или предложить на время что-нибудь свое — машинку, набор карандашей и т. п.»(Дети разыгрывают сцену по-другому.) Взрослый: «А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощение за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут друг другу руки в знак примирения»

Вопросы для обсуждения с детьми, исполняющими роли:

—  Вам трудно было простить другого? Как вы себя чувствовали при этом?

—  Что происходит, когда вы сердитесь на кого-нибудь?

—  Как вы думаете, прощение — это признак силы или признак слабости?

—  Почему так важно прощать других?

Вариант 2.

«Два жадных медвежонка»

Цель: подвести к пониманию, что умение договариваться между собой взаимовыгодно..

Ход: Взрослый детям читает сказку «Два жадных медвежонка» и предлагает ее показать с помощью пальчикового театра.

   После театрализации детям предлагают ответить на вопросы.

-Как называлась сказка?

- Почему медвежата были жадными?

- Много сыра было у медвежат?

-Наелись сыром медвежата?

-А кто наелся? Посему?

-Что надо было сделать медвежатам?

«Утренний круг добра!»

Цель: снижение напряженности, рефлексия собственного эмоционального состояния.

Ход игры:

Дети стоят в кругу и передают друг другу мягкий мяч. Когда мяч в руках, например, у Сережи, все хором поют: «Сережа где? Сережа здесь! Ему привет споем, похлопаем ему сейчас, рукой ему махнем» (движения согласовываем со словами) Взрослый спрашивает: «Хочешь нам что-нибудь рассказать?»( Какое у тебя настроение сегодня? Что ты больше всего любишь? Что интересного ты видел по дороге в детский сад? Что нового у тебя произошло?)

«Подари движение»

Цель: укрепление эмоциональных контактов между детьми, развитие доверия и взаимопонимания.

Ход игры:

Выбирается ведущий. Остальные дети становятся в круг, а ведущий - в центре круга. Ведущий начинает выполнять какие – нибудь однотипные движения в течении 10-15 секунд, а остальные повторяют эти движения за ним. Далее меняется ведущий и игра продолжается.

Упражнение «возьми себя в руки»

Цель: умение сдерживать агрессию

Ход игры:

Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою слиу6 обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека».

 «Клоуны ругаются»

Цель: снятие вербальной агрессии

Ход игры:

«Клоуны стали показывать детям представление, весели их, а потом стали учить детей ругаться. Да, да сердито ругаться друг на друга «овощами и фруктами». Например: «Ты, - говорит клоун, - капуста!» А ребенок отвечает … (пауза для того, чтобы ребенок придумал ответ). «А ты – продолжает клоун, - клубника» .Другой ребенок отвечает ругает взрослого). Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используется другие слова или физическая агрессия. Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось». Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и т. д. И ласково называют друг друга цветами.

«Нападение акул»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Ход: Для игры понадобятся ненужные газеты, журналы. Дети делятся на две команды «Акулы» и «Пираты» и устраивают перестрелку комьями смятой бумаги. Поле игры делится на две половины с помощью веревки «Море» (половина команды «Акулы») и «Корабль» ( половина команды «Пираты») Игра заканчивается по свистку. Выигрывает команда, на половине которой останется меньше «снарядов».

«Стихи – мирилки»

Цель: повысить мотивацию к мирному  разрешению конфликтов в группе, создать ритуал завершения конфликта.

  1.  Мирись- мирись, больше не дерись,

А если будешь драться,

То я буду кусаться!

А кусаться не причем,

Буду драться кирпичом!

А кирпич сломается,

Дружба начинается!

 

  1. Хватит нам уже сердиться,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться:

- Ты мой друг!

- И я твой друг!

Мы обиды все забудем

И дружить, как прежде будем!

 

  1.  Я мирюсь, мирюсь, мирюсь,

И я больше не дерусь.

Ну а если подерусь,-

В грязной луже окажусь!

 

  1. Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей,

И мириться нам скорей!

 

  1. Мы ссорились, мирились,

И спорили порой,

Но очень подружились

За нашею игрой.

Игра игрой сменяется,

Кончается игра,

А дружба на кончается.
Ура! Ура!Ура!

Ведь когда играешь вместе

Все выходит интересней.

  1.  Давай с тобой мириться

И во всем делиться.

А кто не будет мириться,

С тем не будем водиться!

Правила безопасного поведения на улице

На улице нужно быть очень внимательным, не играть на проезжей части.

Прежде чем переходить дорогу по пешеходному переходу «зебра», нужно сначала остановиться и посмотреть налево, затем посмотреть направо и еще раз налево. Если машин поблизости нет, можно переходить дорогу.

Дойдя до середины дороги, нужно посмотреть направо. Если машин близко нет, то смело переходить дальше.

Переходить через дорогу нужно спокойно. Нельзя выскакивать на проезжую часть.

Даже если загорелся зеленый свет светофора, прежде чем ступить на дорогу, следует внимательно посмотреть по сторонам, убедиться, что все машины остановились.

Все эти понятия ребенок усвоит более прочно, если его знакомят с правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво. Используйте для этого соответствующие ситуации на улице, во дворе, на дороге. Находясь с малышом на улице, полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Например, почему в данный момент нельзя перейти улицу, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и автомобилей, укажите на нарушителей, отметив, что, нарушая правила, они рискуют попасть под транспорт.

Чтобы развить у ребенка зрительную память, закрепить зрительные впечатления, предложите малышу, возвращаясь с ним из детского сада, самому найти дорогу домой или, наоборот, «привести» вас утром в детский сад.

Не запугивайте ребенка улицей - панический страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность!

Полезно прочитать ребенку стихотворения:

«Про одного мальчика» С. Михалкова,

«Меч» С. Маршака,

 «Для пешеходов» В. Тимофеева,

«Азбука безопасности» О. Бедарева,

«Для чего нам нужен светофор» О. Тарутина.

Полезно рассмотреть с ребенком набор красочных рисунков «Красный, желтый, зеленый», «Пешеходу-малышу». Купите ребенку игрушечные автомобили, автобусы, светофоры, фигурки постовых - регулировщиков и др. и организуйте игры по придуманному вами сюжету, отражающие любые ситуации на улице. Игра - хорошее средство обучения ребенка дорожной грамоте.

ПОМНИТЕ!!! Все взрослые являются примером для детей!

Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с правилами. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!

Отдельно просьба ознакомиться с памяткой и быть внимательными к вопросам защиты прав ребенка, способствовать раннему выявлению неблагополучных семей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родительского собрания в старшей группе по теме "Развитие двигательной активности для детей старшего дошкольного возраста"

      Актуальность данной проблемы заключается в том, что в последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Кроме того, мышечная нагрузка у детей уменьшае...

Родительское собрание в средней группе по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома»

Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы привлекли вас...

Родительское собрание в средней группе на тему: «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;1.                        За...

родительское собрание :"Развитие игры как способ решения противоречий с реальными возможностями ребенка младшего дошкольного возраста."

Ребенок рождается свободным и талантливым, и окружающий мир он познает через пробы действий и подражание поступкам взрослых. Через игру малыш узнает о назначении предметов и постигает явления природы ...

Доклад на тему: «Развитие игры как способ решения противоречий с реальными возможностями ребёнка младшего дошкольного возраста.»

Игра - это основной вид деятельности малыша. Так чем же для ребенка является игра? Всем ясно, что знакомство ребенка с миром происходит через игру. Через игру малыш постепенно познает мир вещей, мир п...

Родительское собрание в подготовительной группе ТНР Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрание в подготовительной группе ТНР "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"....

Родительское собрание: "Развитие игры, как способ решения противоречий с реальными возможностями ребенка младшего дошкольного возраста"

Ребенок рождается свободным и талантливым, и окружающий мир он познает через пробы действий и подражание поступкам взрослых. Через игру малыш узнает о назначении предметов и постигает явления природы ...