Родительское собрание "Воспитание любознательности средствами природы" (круглый стол)
материал (старшая группа)

Зобова Наталья Николаевна

Родители получили знания о том, как воспитывать любознательность ребенка средствами природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

 «Воспитание любознательности средствами природы»

Форма проведения: круглый стол.

Цель: познакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста; вовлечь родителей в обсуждение проблемы воспитания любознательности средствами природы; определить факторы, влияющие на развитие любознательности дошкольников.

План проведения

  1. Педагогический всеобуч в форме «вопрос – ответ».
  2. Самостоятельная работа.
  3. Работа с памяткой.
  4. Показ экологической сказки «Колобок».
  5. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

Ход мероприятия

  1. Подготовительный этап
  1. Подготовить перечень факторов, способствующих формированию любознательности дошкольников средствами природы по количеству родителей.
  2. Подготовить материалы к выставке по теме собрания (художественная литература, загадки, поисковые вопросы по экологии игры и т.п.)
  3. Оформить памятку для родителей по развитию любознательности дошкольников (приложение Б)
  1. Организационный этап

Играет спокойная музыка, отображающая звуки природы.

Оформление выставки по теме собрания.

Вопросы по экологии для детей старшего возраста можно задать родителям и, таким образом, проверить их знания о природе.

  1. Этап проведения педагогического всеобуча

Воспитатель: Уважаемые родители, здравствуйте! Мы рады видеть вас на нашей встрече. Скажите, каким бы вы хотели видеть вашего ребёнка? Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы ребёнок был здоров и правильно развивался?

Ответы родителей.

Да, влияние природы на ребёнка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общения с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи с природой, её явлениями, с самой жизнью у детей проявляются эмоции, обостряется восприятие и воображение. В процессе познания у детей вырабатывается способность творчески мыслить, появляется желание приобретать новые знания. Только познавая природу, ребёнок начинает сознательно и бережно относиться к ней. В процессе познания закладываются и основы экологической культуры, которая является частью общечеловеческой культуры и отражает взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах. Приобщая ребёнка к природе, мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем интерес, бережное отношение к природе и любознательность. Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать богатство и разнообразие взаимосвязей в природе, объяснять нормы и правила поведения.

  Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, к природе. Что же такое любознательность?

(Высказывания родителей)

    Любознательность - склонность к приобретению новых знаний, пытливость («Толковый словарь русского языка» С. Ожегова и Н. Шведовой). Любознательность – общая направленность положительного отношения к широкому кругу явлений. Источником для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни. Любознательность ребёнка окрашена эмоциональным восприятием окружающего мира и составляет как бы первую ступень познавательного отношения. Воспитание любознательности не требует каких – либо специальных занятий и осуществляется на занятиях, в играх, в труде, в общении. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним. У отдельных детей имеется достаточный запас представлений, они любознательны, быстро реагируют на то, что им интересно, но если не воспитывать у них способность сосредотачиваться и заниматься мыслительной деятельностью, их любознательность останется на низком уровне и может превратиться в пустое любопытство, которое не требует особых усилий.

        А что же такое любопытство?

                   (Высказывания родителей)

       У слова «любопытство», согласно всё тому же «Толковому словарю русского языка»

 С. Ожегова и Н. Шведовой, есть два значения.

1. Мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям (например – праздное любопытство, спрашивать из любопытства).

2. Стремление узнать, увидеть что – нибудь новое, проявление интереса к чему – нибудь (например – возбудить любопытство, удовлетворить пустое любопытство).

        Ребёнок очень любознателен по своей натуре. Его интересует всё новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к незнакомому, который проявляется в его постоянных вопросах.

         Каждый ребёнок по своей природе исследователь. Чего только мы не найдём в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. И вот пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы. Для возбуждения любознательности хорошо использовать элемент загадочности, сюрпризности, развлекаемости.

           - Скажите, что толкает детей на поступки, связанные с разрушением, например, с поломкой машины?

         С ростом ребенка растет и его любопытство к окружающему его миру, к природе. Часто возникают вопросы: почему? для чего? И мы называем этот возраст «почемучки»: «Почему травка зеленая?», «Почему птицы летают?» Множество таких вопросов ежедневно обрушивается на родителей, которые порой не знают, как от них увернуться, как на них ответить?

            - Ваше мнение, хорошо или плохо, когда дети задают вопросы?

               Очень часто сигналом задержки психического развития служит очень малое количество и скудное качество задаваемых ребенком вопросов. А вот по большому количеству разнообразных, глубоких вопросов можно судить о творческих способностях ребенка.

               - Задают ли вам дети вопросы? Какие? Как вы думаете, о чем говорят детские вопросы?

               Если дети задают вопросы, значит, они их интересуют. Вопросы помогают познавать мир, обогащают ум открытиями. Это очень хорошо, когда дети приходят к вам со своими вопросами. Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать, но при этом необходимо вооружать ребенка способами самостоятельного поиска ответа. Быстрые готовые ответы расширяют кругозор ребенка, обогащают его знания, но не достаточно способствуют развитию самостоятельного мышления, не побуждают ребенка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него. Вспомните какой – нибудь вопрос ребенка, на который вам было бы трудно ответить.

                                                (Родители делятся воспоминаниями)

             Не рекомендуется также давать ответы в категорической форме «да» или «нет». Лучше всего ответы на вопросы детей сопровождать краткой беседой, которая поможет ребенку увидеть не только внешние признаки, но и связи. Однако не следует перегружать детей сложными ответами.

              Если в 3 года малыш лишь удивляется чему – то новому и проявляет любопытство, то после 3 лет вопросы становятся признаками любознательности ребенка. Это тот период, когда ребенок не просто удивляется новому, а желает все о нем узнать. Таким образом, в этот период многочисленные «почему» свидетельствуют о познавательных мотивах. Важно не только отвечать на вопросы ребенка, но и самим обращаться к нему с вопросами. Вопросы, заданные ребенку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения. Поставленная перед детьми задача и предложение подумать: сопоставить, сравнить, припомнить – способствуют развитию мыслительных способностей, а значит, активно воспитывают пытливость ума, формируют любознательность и познавательный интерес как черты характера.

              В 5 – 6 лет все «почему» - это стремление детей постичь суть окружающего, понять причины, связи между предметами и явлениями. Наша задача – поддерживать в детях любознательность и пробуждать ее, чтобы число вопросов росло, помня при этом, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребенка и не перегружать его. Чем больше в вашем доме «почему», тем лучше развит ребенок, тем выше его творческий потенциал.

          - Но нужно ли сразу отвечать ребенку? Как поступаете вы?

(Ответы родителей)

Все новое увлекает ребенка. Но время проходит, и ребенок утрачивает интерес. Любознательность важна, и поэтому ее необходимо развивать, стараясь повышать ее уровень.

IV. Этап самостоятельной работы.

Воспитатель: Предлагаю вам выбрать из предложенного перечня факторы, способствующие формированию любознательности дошкольников и отметить их галочкой. (приложение А).

(Родители знакомятся с перечнем, обсуждают его. Воспитатель подытоживает сказанное)

Да, прежде всего – это общение с ребенком. Общение должно создавать у детей радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. Без всего этого естественные проявления умственной активности, пытливости, любознательности сдерживаются и притупляются. В этом нам помогают прогулки в природу, которые сближают нас с детьми, помогают установлению дружеских отношений, в основе которых лежит взаимопонимание. Во время таких прогулок мы имеем неограниченные возможности воспитательного воздействия на ребенка, развития его наблюдательности, тренировки внимания и памяти.

        Большое значение для умственного развития имеет экспериментирование с природным материалом. Здесь перед ребенком стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Проведение опытов – увлекательное для ребят, в процессе которого они высказывают свои предположения, используют разные способы проверки, делают выводы, у них развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес к миру природы.

           Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые развивают наблюдательность, учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу.

            Развитию мыслительных и речевых способностей способствуют и природоведческие беседы.

            Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства.

             Важным средством приобщения ребенка к природе являются природоведческие музеи. Посещение музеев развивает у детей, любознательность, наблюдательность, пробуждает в ребенке творчество.

               Старайтесь, чтобы у ребенка создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом человеке. Все это будет способствовать формированию у ребенка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом залог его будущих школьных успехов.

Работа с памятками по развитию любознательности дошкольников (приложение Б)

       Родителям предлагается прочитать тексты памяток и выделить из них те пункты и советы, которые используются ими на практике и дают положительные результаты. После этого проводится обсуждение предложенных советов, родители делятся своим опытом.

Решение родительского собрания:

  1. Широко использовать прогулки в природу для развития для развития любознательности детей.
  2. Поощрять самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным «А как ты думаешь?»
  3. В общении с детьми широко использовать загадки, вместе придумывать свои.
  4. Организовывать совместные с ребенком походы в музеи.

Приложение А. Перечень факторов, способствующих формированию любознательности дошкольников.

  1. Общение с ребёнком.
  2. Прогулки и экскурсии в природу.
  3. Наблюдения за природой и окружающим миром.
  4. Беседы с ребенком.
  5. Посещение музеев, выставок, зоопарка, заповедника.
  6. Чтение познавательной литературы.
  7. Просмотр телевизионных передач о природе.
  8. Опытническая и экспериментальная работа с детьми.
  9. Загадывание загадок, решение кроссвордов, ребусов.
  10. Проведение викторин и конкурсов.
  11. Подвижные игры.

Приложение Б. Памятка для родителей по развитию любознательности.

  1. Внимательно относитесь к детским вопросам.
  2. Не раздражайтесь из – за них на ребёнка, не запрещайте их задавать.
  3. Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.
  4. Все время прививайте ребенку познавательные интересы и мотивы.
  5. Проводите в семье конкурсы знатоков, викторины, часы загадок и отгадок.
  6. Организуйте совместные походы в музеи, в заповедник.
  7. Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, сквер, к водоему, в лес.
  8. Мастерите с детьми поделки из природного материала и бумаги.
  9. Поощряйте экспериментирование детей.
  10. Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по ее содержанию.

Любите своего ребенка!

Приложение В. Задания по экологии.

  1. Чего больше на нашей планете: суши или воды?
  2. Какая вода в океанах?
  3. Назови самое большое животное на земле.
  4. Какие птицы не умеют летать?
  5. Как звали предков слона?
  6. Что такое смешанный лес?
  7. Назови спутник Земли.
  8. Какое хвойное дерево сбрасывает хвою на зиму?
  9. Почему курица не умеет плавать?

Литература:

Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. М.: Педагогическое общество России, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любознательности средствами природы

Ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста; вовлечь родителей в обсуждение проблемы воспитания любознательности средства...

Воспитание любознательности средствами природы. "Круглый стол" (Родительское собрание)

Ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста....

Родительское собрание в подготовительной группе на тему: "Воспитание любознательности средствами природы"

в настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стра...

Родительское собрание "Воспитание любознательности средствами природы"

Цель: ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста;  вовлечь родителей в обсуждение проблемы воспитания любознательности средства...

Родительское собрание "Воспитание любознательности средствами природы"

Родительское собрание "Воспитание любознательности средствами природы"(+презентация)...

Конспект тематического родительского собрания в нетрадиционной форме «Круглый стол». Тема «Современная семья. Детско – родительские отношения»

Конспект тематического родительского собрания в нетрадиционной форме «Круглый стол».Тема «Современная семья. Детско – родительские отношения»...

Родительское собрание в старшей группе «Воспитание любознательности средствами природы»

Родительское собрание в старшей группе "Ягодка"  "Воспитание любзнательности средствами природы"...