Родительское собрание в старшей группе «Воспитание любознательности средствами природы»
материал (старшая группа)

Мялкина Римма Рашидовна

Родительское собрание в старшей группе "Ягодка"  "Воспитание любзнательности средствами природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Воспитание любознательности средствами природы»

Цель: ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста;  вовлечь родителей в обсуждение проблемы воспитания любознательности средствами природы; определить факторы,  влияющие на развитие любознательности дошкольников.

 

План проведения

1. Педагогический всеобуч  в форме  вопрос- ответ.

2.Самостоятельная работа.

3.Работа с памяткой.

4 Подготовка к утреннику «Волшебные конфеты».

5. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

Ход мероприятия

1. Подготовительный этап

    Подготовить перечень факторов, способствующих формированию любознательности

    дошкольников средствами природы по количеству родителей.

    Подготовить материалы к выставке по теме собрания: загадки, поисковые вопросы  

    по экологии,  дидактические  игры.

    Оформить памятку для родителей по развитию любознательности дошкольников.

2 Организационный этап

В целях создания эмоционального настроя  на тематику собрания в начале можно включить спокойную музыку, отображающую звуки природы: журчание ручья, пение птиц и т.д.)

Следует оформить выставку по теме собрания.

Оформить выставку по теме собрания

   Скажите, каким бы вы могли видеть своего ребенка? Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы ребенок был здоров и правильно развивался? (Ребенок должен как можно больше быть на свежем воздухе, гулять, общаться с природой )

   Влияние природы на ребенка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи с природой, ее явлениями, с самой жизнью у детей проявляются эмоции, обостряется восприятие и воображение.

   В процессе познания у детей вырабатывается способность творчески мыслить, появляется желание приобретать новые знания. Только познавая природу, ребенок начинает сознательно и бережно относиться к ней.  В процессе познания  закладываются основы и основы экологической культуры, которая является частью общечеловеческой культуры и отражает взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах.

   Приобщая ребенка к природе, мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем интерес, бережное  отношение к природе и любознательность. Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать богатство и многообразие взаимосвязей в природе, объяснить нормы и правила поведения в природе.

Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, к природе.

   Что такое любознательность?

Любознательность – общая направленность положительного отношения к широкому кругу явлений. Источником для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни. Любознательность ребенка окрашена эмоциональным восприятием окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

У отдельных детей имеется достаточный запас представлений, они любознательны, быстро реагируют на то, что им интересно, но если не воспитывать у них способность сосредотачиваться и заниматься мыслительной деятельностью, их любознательность останется на низком уровне и может превратиться в пустое любопытство, которое не  требует особых усилий.

   Что такое любопытство?

Ребенок очень любознателен по своей натуре. Его интересует все новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька превратилась в природу, то ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к незнакомому,  который проявляется в его постоянных вопросах.

   Каждый ребенок по своей природе исследователь. Чего только мы не найдем в его карманах, какие только мы не услышим от него вопросы. И вот пока дети не утратили и интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

   Скажите, что толкает детей на поступки, связанные с разрушением, например, с поломкой машины? (стремление познать, а что у нее внутри, почему она двигается).

С ростом ребенка растет и его любопытство к окружающему его миру, к природе. Часто возникают вопросы: почему? Для чего? И мы называем этот возраст «почемучки»: «А почему травка зеленая?»,  «А почему птицы летают?» А почему, почему? Множество таких вопросов ежедневно обрушивается на родителей, которые порой не знают, как от  них увернуться, как на них ответить?

   Ваше мнение, хорошо или плохо, когда дети задают вопросы?

Очень часто сигналом задержки психического развития служит количество и качество задаваемых ребенком вопросов, по которым можно судить не только об отставании, но так же о его творческих способностях.

   Задают ли вам дети вопросы? Какие? Как вы думаете, о чем говорят  детские вопросы? (о высоком уровне развития ребенка).

Если дети задают вопросы, значит, они их  интересуют. Вопросы помогают познавать мир, обогащают ум открытиями. Это очень хорошо, когда дети приходят к Вам со своими вопросами. Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать, но при этом необходимо вооружать ребенка способами самостоятельного поиска ответа.

   А. М. Горький писал: «Сказать ребенку на его вопрос: «Подожди, вырастешь - узнаешь»- значит гасить его стремление к знанию. Толково ответить на вопрос – большое искусство, и оно требует осторожности».

   Да, быстрые готовые ответы расширяют кругозор ребенка, обогащают его знания, но недостаточно способствуют развитию самостоятельного мышления, не побуждают ребенка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него.

Не рекомендуется также давать ответы в категорической форме – да или нет.

Лучше всего ответы на вопросы сопровождать краткой беседой, которая поможет ребенку увидеть не только внешние признаки, но и связи. Однако не следует перегружать детей сложными ответами. Если в три года малыш лишь удивляется чему -то новому и проявляет любопытство, то после трех лет вопросы становятся признаками любознательности ребенка. Это тот период, когда ребенок не просто удивляется новому, а желает все о нем узнать.      Таким образом, в этот период многочисленные «почему» свидетельствуют о познавательных мотивах. Важно не только отвечать на вопросы ребенка, но и самим обращаться к нему с вопросами. Вопросы, заданные ребенку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения.

   Поставленная перед детьми задача и предложение подумать: сопоставить, сравнить, припомнить – способствуют развитию мыслительных способностей, а значит, активно воспитываю пытливость ума, формируют любознательность и познавательный интерес, как черты характера.

   В 5-6 лет все «почему» - это стремление детей постичь суть окружающего,  понять причины, связи между предметами и явлениями.

Наша задача – поддерживать в детях любознательность и пробуждать ее,  чтобы число вопросов росло, помня при этом, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребенка и не перегружать его.

Чем больше в Вашем доме «почему», тем лучше развит ребенок, тем выше его творческий потенциал. Отсутствие таких вопросов – один из сигналов неблагополучия в его развитии.

 

   Нужно ли сразу отвечать ребенку? Как поступаете Вы?

(Не стоит сразу давать готовый ответ. Возможно, даже ответить неправильно, если убеждены, что ребенок знает ответ. Правильный ответ доставит ему удовольствие. Можно ребенку предложить найти ответ самому, понаблюдав за интересующим его явлением.)

Но вот ребенок пошел в школу. Первое время он весь горит приготовлением уроков, написанием палочек и крючочков. Все новое его увлекает. Но время проходит, и ребенок, «набравшись опыта», уже не так восторженно рассказывает о школьных событиях, с неохотой садится за тетради. Что  же случилось. Он перестал быть любознательным? Скорее всего, у него не развилась та любознательность, которая необходима для обучения в школе. Да, любознательность присуща каждому ребенку. Все дело в ее «качестве»: что именно хочет узнать ребенок и трудится ли сам, чтобы добыть эти знания.

Любознательность важна, и поэтому ее необходимо развивать, стараясь повышать уровень любознательности.

   Предлагаем вам выбрать факторы способствующие формированию любознательности дошкольника

   Да прежде всего – это общение с ребенком общение должно создавать у детей радостное оптимистическое ощущение жизни уверенность в своих силах и возможностях без всего этого естественные проявления умственной активности пытливости любознательности сдерживаются и притупляются во время таких мы имеем неограниченные возможности воспитательного воздействия на ребенка развития его наблюдательности тренировки внимания и памяти нужно только научиться такие прогулки содержанием чтобы каждая из них стала светлым праздником ведь в природе нет такого периода когда бы нечего было показать ребенку

   Раздвигая круг интересов ребенка расширяя его знания о мире вместе с тем мы укрепляем его любознательность все вокруг интересно именно наблюдения  беседы игры во время прогулки будут создавать ощущение интереса

   Во время прогулок необходимо развивать у детей любого возраста  способность к наблюдению это дает ребенку воспринимать красоту природы и узнавать новое о жизни в природе

   Большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментирование с природным материалом  здесь перед ребенком стоит определенная познавательная задача требующая самостоятельного решения проведение опытов –увлекательное занятие для ребят в процессе которого они высказывают свои предположения используют разные способы проверки делают выводы у них развивается сомостоятельность мышления и поддерживается познавательной интерес к миру природы

   Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок которые развивают наблюдательность учат многогранно и образно воспринимать мир

   Отгадать загадку- значит найти решение задачи ответить на вопрос т е совершить довольно сложную мыслительную операцию хорошо когда дети не только отгадывают

но и придумывают свои

Развитию мыслительных и речевых способностей способствуют природоведческие беседы с ребенком содержание которых должно быть интересным и доступным пониманию ребенка

    Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребенка так и на его чувства природоведческая книга помогает присматриваться к окружающей природе  и учит правильно ее воспринимать

Важным приобщением ребенка к природе являются природоведческие музеи. Посещение музеев развивает у детей любознательность наблюдательность пробуждает в ребенке творчество.

     Старайтесь чтобы у ребенка создалось представление о себе как об умеющем сообразительном терпеливом все это будет способствовать формированию у ребенка любознательности самого высокого для дошкольника уровня  а в этом – залог его будущих успехов и творческого отношения к любому делу  с которым он  соприкасается

   Идёт подготовка к утреннику «Волшебные конфеты» и необходимо сшить девочкам сарафаны для кадрили,  а также приготовить костюмы и реквизит для инсценировки стихотворения «Откуда я взялся? Приглашаем к участию в сценке папу с сыном. Также необходимо украсить группу к предстоящему международному женскому дню (шары, растяжки)

   

Решение родительского собрания:

1 широко использовать прогулки в природу для развития любознательности детей

2 поощрять самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: «А как ты думаешь?»

3 стимулировать любознательность ребенка и поощрять за нестандартные вопросы

4  в общении с детьми широко использовать загадки  вместе придумывать и свои

5  организовать совместные с ребенком походы в музеи  

6. украсить группу к международному женскому дню, сшить девочкам сарафаны для кадрили, приготовить реквизит для инсценировки стихотворения.  

                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение педагогической компетентности родителей в приобщении детей старшего дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности.Задачи:- формировать представление родителей о н...

Родительское собрание в старшей группе «Воспитание любви к природе»

Данный материал поможет педагогам обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка...

Родительское собрание в старшей группе на тему «Мир природы и ребенок»

повышение уровня экологической компетентности родителей....

Родительское собрание в старшей группе «Воспитание любви к природе родного края»

Цель: Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка;Задачи:способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе;формирование правил экологиче...