Родительское собрание "Воспитание любознательности средствами природы"
консультация

Дебарбиери Ксения Виториовна

Родительское собрание "Воспитание любознательности средствами природы"(+презентация)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№ 4 «Малыш»

Конспект родительского собрания

«ВОСПИТАНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ПРИРОДЫ»

Подготовила:

Дебарбиери Ксения Виториовна

2018


Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский (советский педагог и писатель) говорил, что «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий.»

В связи с этим, у меня к вам вопрос:

Что же такое любознательность?

Внутренняя заинтересованность в получении новой информации с целью удовлетворения познавательной потребности.

Источником для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни. Любознательность ребенка окрашена эмоциональным восприятием окружающего мира и составляет как бы первую ступень познавательного отношения. Воспитание любознательности не требует каких-либо специальных занятий и осуществляется на занятиях, в играх, в труде, в общении.

Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

У отдельных детей имеется достаточный запас представлений, они любознательны, быстро реагируют на то, что им интересно, но если не воспитывать у них способность сосредотачиваться и заниматься мыслительной деятельностью, их любознательность останется на низком уровне и может превратиться в пустое любопытство, которое не требует особых усилий.

И у меня снова к вам вопрос – что же такое любопытство?

У слова «любопытство», согласно все тому же «Толковому словарю русского языка» С. Ожегова и Н. Шведовой, есть 2 значения.

1. мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям (например – праздное любопытство, спрашивать из любопытства).

2. Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь (например – возбудить любопытство, удовлетворить пустое любопытство).

Ребенок очень любознателен по своей натуре. Его интересует все новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к незнакомому, который проявляется в его постоянных вопросах.

         Каждый ребенок по своей природе исследователь. Чего только мы не найдем в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. И вот пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

- Скажите, что толкает детей на поступки, связанные с разрушением, например, с поломкой машины? (Стремление познать, а что у нее внутри, почему она двигается?).

Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

Вопросы, которые задают дети, помогают познавать детям мир, обогащают ум открытиями. Сравнение природоведческих вопросов с вопросами из других сфер человеческой деятельности показывает, что никогда ребенок не спросит о математике, музыке, рисовании такого, чего не знал бы взрослый, но по биологии дети постоянно поднимают проблемы, над решением которых работают многие научные коллективы мира. Например, «Почему птицы откладывают яйца, а человек - нет?», «Почему сейчас обезьяна не превращается в человека?», «Я понимаю, почему птицы улетают в теплые края, а зачем они возвращаются обратно?», «Животные разговаривают?». Вспомните какой-нибудь вопрос ребенка, на который вам было трудно ответить? (Ответы родителей) Анализ детских вопросов показал, что взрослые способны ответить примерно на половину, причем большинство из них являются бытовыми. На остальные ответит только специалист, работающий в данной области. Около 10-15% вопросов представляют собой задачи, вообще нерешенные человечеством.

Толково ответить на вопрос – большое искусство, оно требует осторожности, потому что это не должно быть готовым ответом, а должно являться посылом к попыткам самому разобраться в вопросе ответить на него. Прежде всего – это общение с ребенком, которое должно создавать радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях.

В этом помогают прогулки в природу, которые сближают нас с детьми, помогают установлению дружеских отношений, в основе которых лежит взаимопонимание. Такие прогулки помогают воздействовать на ребенка: развивать его наблюдательность, тренировать внимание и память. Нужно только научиться наполнять такие прогулки содержанием, чтобы каждая из них стала светлым праздником, ведь в природе нет такого периода, когда бы нечего было показать ребенку.

 Большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментирование с природным материалом. Здесь перед ребенком стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения.

Важным средством приобщения ребенка к природе являются природоведческие музеи. Посещение музеев у детей развивает любознательность, наблюдательность, пробуждает в ребенке творчество. Музей сразу осмотреть невозможно, его необходимо посетить несколько раз.

Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства, помогает присматриваться к природе и учит правильно ее воспринимать. Книга дает детям представление об отдельных, в ряде случаев экзотических явлениях природы, необычных эпизодах взаимодействия человека и природы.

Работа с природным материалом поможет ввести маленьких почемучек в домашнюю природную мастерскую, где сохраняется необычный запах застывшей природы: тонко пахнут смолой шишки елки, переливаются перламутровые ракушки. Каждый природный материал будит воспоминания ребенка о морской волне, прохладе леса, запахе пшеницы… Изготовление поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Необходимо развивать детскую фантазию. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Необходимо давать большой простор детскому творчеству и экспериментированию, поощрять детей пытливых и любознательных, стимулировать их самостоятельные поиски интересных фактов и закономерностей.

Работу по экологическому образованию следует вести систематически и планомерно, используя все виды деятельности.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей по развитию любознательности.

  1. Внимательно относитесь к детским вопросам.
  2. Не раздражайтесь из-за них на ребёнка, не запрещайте их задавать.
  3. Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребёнка.
  4. Всё время прививайте ребёнку познавательные интересы и мотивы.
  5. Научите его играть в шашки и шахматы.
  6. Проводите в семье конкурсы знатоков, викторины, часы загадок и отгадок.
  7. Организуйте совместные походы в театры, на выставки, в музеи.
  8. Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, сквер, к водоёму, в лес.
  9. Мастерите с детьми поделки из природного материала и бумаги.
  10. Поощряйте экспериментирование детей.
  11. Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по её содержанию.          

Любите своего ребёнка!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание любознательности средствами природы Подготовила: Дебарбиери Ксения Виториовна

Слайд 2

«Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры» В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Что такое любознательность? Любознательность – внутренняя заинтересованность в получении новой информации с целью удовлетворения познавательной потребности . Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

Слайд 4

Любопытство… Любопытство – мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям(например – праздное любопытство, спрашивать из любопытства )

Слайд 5

Каждый день приносит ребенку массу открытий, многие из которых он черпает в природе.

Слайд 6

Каждый ребенок по своей природе исследователь!

Слайд 7

Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

Слайд 8

Вопросы, которые задают дети, помогают познавать детям мир, обогащают ум открытиями.

Слайд 9

Вспомните какой-нибудь вопрос ребенка, на который вам было трудно ответить .

Слайд 10

Толково ответить на вопрос – большое искусство! Прогулки в природу. Экспериментирование с природным материалом. Работа с природным материалом. Посещение природоведческих музеев. Чтение художественной литературы о природе.

Слайд 11

Прогулки на природе, которые сближают с детьми, помогают установлению дружеских отношений, в основе которых лежит взаимопонимание .

Слайд 12

Экспериментирование с природным материалом .

Слайд 13

Посещение природоведческих музеев

Слайд 14

Работа с природным материалом

Слайд 15

Работу по экологическому воспитанию следует вести систематически и планомерно, используя все виды деятельности!

Слайд 16

«Лесная опушка»

Слайд 20

«Лечебница доктора Айболита» Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь. КРАПИВА. Тонкий стебель у дорожки . На конце его-серёжки . На земле лежат листики - Маленькие лопушки . Подорожник (лечит ранки, порезы)

Слайд 21

Белая корзина, золотое донце.

Слайд 22

Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечится от простуды.

Слайд 24

Волк

Слайд 25

Заяц

Слайд 26

Лиса

Слайд 27

Медведь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любознательности средствами природы

Ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста; вовлечь родителей в обсуждение проблемы воспитания любознательности средства...

Воспитание любознательности средствами природы. "Круглый стол" (Родительское собрание)

Ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста....

Родительское собрание в подготовительной группе на тему: "Воспитание любознательности средствами природы"

в настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стра...

Родительское собрание "Воспитание любознательности средствами природы"

Цель: ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста;  вовлечь родителей в обсуждение проблемы воспитания любознательности средства...

Родительское собрание в старшей группе «Воспитание любознательности средствами природы»

Родительское собрание в старшей группе "Ягодка"  "Воспитание любзнательности средствами природы"...

Родительское собрание "Воспитание любознательности средствами природы" (круглый стол)

Родители получили знания о том, как воспитывать любознательность ребенка средствами природы....