Консультация для родителей "Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Дубинина Янина Сергеевна

Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев. - Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация "Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка"

Автор: Дубинина Я.С.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Правила при проведении пальчиковой гимнастики:

- Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания.

- Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.

- Постепенно от показа переходят к словесным указаниям, в случае, если ребенок действует неправильно, снова показывается верная поза.

- Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

- Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.

Самые простые упражнения:

1. Ф л а ж о к. Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.

2. О ч к и. Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.

3. Б и н о к л ь. Большой палец каждой руки вместе с остальными образуют кольцо. Посмотрите в «бинокль».

4. З а й ч и к. Указательный и средний пальцы разведены в стороны, остальные прижаты к ладони. Заяц шевелит ушками.

5. К о з а. Указательный и мизинец разведены в стороны, остальные пальцы прижаты к ладони. Коза бодается.

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.

1) Ты, утенок, не пищи,

Лучше маму поищи. (Сжимание и разжимание пальцев рук.)

 

2) Водичка, водичка, Умой мое личико… (Выполнение движений в соответствии с текстом.)

 

3) Полетели птички,

Птички-невелички. (Пальцы переплетены, ладони сжаты.)

Сели птички. Посидели.

Опять полетели. (Поднимаем и опускаем пальцы в соответствии с ритмом стиха.)

 

4) Массаж пальцев.

Мышка мыла мышам лапку –

Каждый пальчик по порядку.

Вот намылила большой,

Сполоснув потом водой.

Не забыла и указку –

Смыв с нее и грязь, и краску.

Средний мылила усердно –

Самый грязный был, наверно.

Безымянный терла пастой –

Кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла –

Очень он боялся мыла…

 

5) Пальчики здороваются:

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской курице. (Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков остальных пальцев.)

 

6) Зайка и барабан

Зайка взял свой барабан

И ударил: трам-трам-трам. (Пальчики сжаты в кулачок. Указательный и средний пальцы вытянуты вверх и прижаты один к другому. Безымянным и мизинцем стучим по большому пальцу.)

 

7) Кольцо

Выйду на крылечко,

Вынесу колечко.

Я его вместо игрушки

Подарить хочу Валюшке. (Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные отвести в сторону.)

Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произношением текста. Необходимо добавлять упражнения по мелкой моторике рук, действия с пластилином, конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, перекидывание из одной кучки в другую карандашей, пуговиц, спичек, перекатывание шестигранного карандаша

Развитию мелкой моторики способствуют:

- лепка, - рисование,- конструирование, - аппликация, - собирание пазлов,

- собирание мозаик.

Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка.

Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее воздействие...

Консультация для родителей на тему «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка».

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до н.э. в Китае. Игры с участием рук и пальцев пр...

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев,"Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - п...

Консультация по оказанию методической, диагностической, консультативной помощи семье Малышевой Ю. В.,Тема: «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка». 15 апреля 2019 год

Игры с пальчиками, развивают мозг ребёнка, положительно воздействуют на речевые функции, и здоровье ребёнка, помогают убрать напряжение, снимают умственную усталость, стимулируют творческие способност...

Консультация на тему "Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка "

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка....

консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка»

Предлагаю вам консультацию для родителей на тему «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка».  Данный материал будет полезен воспитателям, родителям детей младшей ...