Роль фольклора в воспитании детей раннего возраста детей
консультация

Косультация для родителей "Роль фольклора в воспитании детей раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль фольклора в воспитании детей раннего возраста детей»

Фольклор –это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Фольклорные произведения называют народными –они отражают художественные вкусы.

Устное народное творчество –это произведения всех родов и жанров. Это песни о героях, разнообразные сказки, лирика, драма.

Художественное произведение –неповторимое и неповторяемое другими, которое создает свое отличие –по характеру, фактуре стиха, признакам стиля.

В детском фольклоре различают произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими и детское творчество –то, что дети сочинили сами. Детский фольклор русского народа богат, разнообразен сказками, произведениями малых жанров.

Существует давняя традиция – сопровождать все действия по уходу за малышом песенками, потешками ,поговорками.

Ритмически построенная мелодия песенки, ритмически организованные звуки речи создают условия для восприятия даже самым маленьким ребенком настроения взрослого, рождают чувство безопасности и комфорта. Тем более что и сами действия, которые осуществляет человек, ухаживая за ребенком, -все эти покачивания, поглаживания, тетешкания –также ритмичны и потому очень нужны малышу.

Общение взрослого с ребенком первого года жизни отличается особенной эмоциональностью. Обращаясь к малышу с ласковым разговором, взрослые вызывают у него ответную реакцию: улыбку, оживленные действия и первые голосовые реакции. Это еще не речь, пока что это гуление, лепет.

Позднее, во второй половине первого года жизни, общение приобретает характер эмоционально –двигательных игр, сопровождаемых ласковой, напевной ритмичной речью взрослого.

Чаще всего это короткие стихотворные строчки, двустишья, повторы, четырехстишья – фольклор для самых маленьких.


Колыбельные песни – в народе их называют байками. Старинное значение этого слова шептать, заговаривать. В современных колыбельных песнях появляется герой кот, он мягкий, пушистый, приносит покой, сон, его клали в колыбельку к ребенку и коту обещали награду, кувшин молока. «Ваня будет спать, котик Ваню качать».

Пестушки –это пестовать, нянчить, растить, ходить за кем –либо, воспитывать, носить на руках. Проснувшегося ребенка, когда он потягивается, гладят. В пестушках лежит образ маленького ребенка, «Потягушки, потягушки! Поперек толстунушки, а в ножки ходунушки. А в ручки хватунушки, а вроток говорок, а в головку разумок», -веселая, затейливая песенка вызывает у ребенка радостное настроение. Потешки –песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками («Ладушки» и «Сорока») в этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок» . В «Сороке» щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя.

Прибаутки –песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке –золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке –рябее; о зайчике –коротенькие ножки. Прибауткам свойствен сюжет. Движение –основа образной системы прибауток, дается резкая смена одной картины, другой из строки в строку. Многообразны и ярки ритмы прибауток колокольным звоном: «Тили –бом, тили –бом».

На втором году жизни расширяется знакомство малыша с художественным материалом. Если прежде ребенку читали сокращенный текст потешки, например «Ладушки», «Сорока», то теперь в начале второго года жизни можно продолжить, добавив движения. Игры с движениями ручками, пальчиками, хождением проводятся с новыми текстами «Пальчик – мальчик».

Наряду с пестушками и потешками детям читают стихи несколько более сложного содержания, не связанные с игрой –движениями самого ребенка. В них, какправило, присутствует персонаж, с которым развертывается действие. В одном стихотворении оно очень простое, а в другом это цепь взаимосвязанных действий персонажа, т.е. сюжет. В прибаутке «Петушок – петушок» – всего один персонаж и очень простое действие. Здесь –образное изображение. Петушок очень яркий, живописный, и поет он «голосисто».


Основная интонация этого стиха –ласковая, звучание его напевно, мелодично.

Прибаутка про курочку – рябушечку вся построена на чередовании вопросов и ответов. В этой прибаутке ярко выражается характерный для фольклора, особенно адресованного детям, прием повтора, благодаря которому повествование растягивается, и внимание малыша можно удержать расположением действий по образцу цепного соединения – одно звено вытекает из другого.

В конце второго года малышу рассказывают первые в его жизни сказки: про репку, про курочку Рябу. Знакомство с литературными произведениями начинается с чтения взрослым стихов о самом близком и интересном – об игрушках.

Поэтесса А. Барто очень точно выразила чувства ребенка в коротких стихотворениях «Лошадка», «Мишка», «Зайка». Так на втором году жизни от короткой пестушки и потешки, где слово в единстве с движением выполняет игровую функцию, взрослый постепенно подводитребенка к встрече с детской книгой, где слово, воспринимаемое малышом на слух, совместно с иллюстрацией книги создают художественный образ детской литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

роль фольклора в развитии детей раннего возраста

роль фольклора в развитии детей раннего возраста...

Роль фольклора в воспитании детей раннего возраста.

Особое значение малые фольклорные формы имеют в ходе занятий , на которых ставятся обучающие задачи....

Проект: «Роль фольклора в воспитании детей раннего возраста»»

Устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки)представляют собой прекрасный речевой материал, который можноиспользовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в со...

Роль фольклора в развитии детей раннего возраста

Роль фольклора в развитии детей раннего возраста...

Роль фольклора в развити детей раннего возраста

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны способы создания определенных взаимоотношений со взрослым. Чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребенка свою нежность, любовь, в...

Презентация проекта"Роль фольклора в развитии детей раннего возраста"

Роль фольклора в развитии детей раннего возраста...

Роль фольклора в воспитании детей раннего возраста

Знакомство детей раннего возраста с формами фольклора...