Роль фольклора в воспитании детей раннего возраста
рабочая программа (младшая группа)

Клименкова Олеся Андреевна
Знакомство детей раннего возраста с формами фольклора

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы, педагоги второй группы раннего возраста, Даминова И.О. и Клименкова О.А.  хотели бы представить вашему вниманию проект «Роль фольклора в воспитании детей раннего возраста».

Ранний возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом одним из направлений речевого развития детей является приобщение дошкольников к художественной литературе.

Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнём знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

Проект «Роль фольклора в воспитании детей раннего возраста».

Вид проекта: информационно-творческий.

Продолжительность: среднесрочный, декабрь-январь 2021-2022г.

Участники проекта: воспитатели, дети второй группы раннего возраста

Актуальность проекта:

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитие речи детей раннего возраста необходимо включать чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, вводя их в повседневный разговор.

Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности с детьми.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, который предопределит успешность его адаптации и общего развития в ранний дошкольный период.

Чтобы привлечь внимание ребенка, успокоить, развеселить его, поговорить с ним, издавна пользуются прибаутками, приговорками, напевками, потешками. Устное народное творчество (фольклор) представляет собой настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образы языка народа. Средствами малых форм фольклора ребёнок получает первые представления о произведениях художественной литературы. Вслушиваясь в слова потешек, пословиц, поговорок, их ритм, малыши играют в ладушки, притоптывают, приплясывают, двигаясь в такт произносимому тексту, что не только забавляет, радует малышей, но и позволяет организовывать их поведение.

С помощью народных песенок, потешек у малышей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причёсыванию, приёму пищи, одеванию и т. д. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада. Это помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии.

Художественная литература, устное народное творчество в возрасте до 3 лет – уникальное средство, позволяющее ребенку быстро и жадно познавать окружающий мир, а главное – овладевать средствами общения – речью.

Знакомство с сокровищницей русской литературы, с лучшими образцами устного народного творчества – это определяющий этап в становлении личности ребенка в период раннего детства.

Если знакомить детей раннего возраста с произведениями устного народного творчества, то это позволит: как можно раньше приобщить воспитанников к художественной литературе, сформировать у них любовь и интерес к книге.

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к художественной литературе. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге компьютерные игры и просмотр телевизора. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для приобщения детей к художественной литературе. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова. Простота звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры. Осознавая роль художественной литературы как средства умственного воспитания, детей нужно знакомить с достоинствами разных жанров литературных произведений, устного народного творчества (малых форм фольклора, развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка).

Основные цель проекта:

  • Создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Задачи проекта:

  • Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
  • Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре.
  • Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы) для развития речи, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  • Познакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

  Этапы реализации проекта (слайды)

  1. На занятиях по развитию речи дети познакомились с потешками, закличками, сказками, пальчиковыми играми.
  2. В группе создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству. Мини библиотека с произведениями народно-прикладного искусства. Дети с удовольствием разглядывают книжки, узнают в них героев потешек и сказок.
  3. Проведён досуг в группе. Кукольный театр по сказкам «Колобок», «Теремок».
  4. В свободное время разучивали с детьми потешки: «Коза рогатая», «Сорока-белобока», «Ладушки-ладушки» и другие. Дети с интересом повторяли движения, проявляли артистичность.
  5. Проводились музыкальные занятия с использованием фольклора. Дети познакомились с игрой на ложках, с ритмичной игрой на  деревянных палочках, играли в русскую народную игру «Карусель».
  6. Проведён итоговый досуг «Литературный калейдоскоп» с использованием героев русских народных сказок.

Результаты проекта:

  •   У детей сформирован интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;

развита способность воспитанников к целостному восприятию произведений разных жанров, к усвоению содержания произведений устного народного творчества и к эмоциональной отзывчивости на него.

  •    Активизирован словарь детей, развито слуховое внимание, звукоподражание, понимание фольклорной речи.
  •    У детей возникло положительное отношение к НОД и режимным моментам;

сформирована система работы по использованию произведений устного народного творчества для приобщения детей к произведениям художественной литературы.

  •    Подобраны картотека и медиатека произведений русского фольклора;

составлен перспективный план работы с детьми с использованием произведений малого фольклорного жанра.

  •    Создана картотека пальчиковых игр на основе произведений малых форм фольклора.
  •    Пополнился уголок книжки произведениями и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пестушкам, закличкам, сказкам, книжками-малышками.
  •    Установлены доверительные отношения между детьми и педагогами.
  •    У родителей сформировано понимание необходимости приобщения своих детей к художественной литературе через использование малых форм фольклора.

Вам был представлен проект «Роль фольклора в воспитании детей раннего возраста». Спасибо за внимание!




Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы, педагоги второй группы раннего возраста, Даминова И.О. и Клименкова О.А.  хотели бы представить вашему вниманию проект «Роль фольклора в воспитании детей раннего возраста».

Ранний возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом одним из направлений речевого развития детей является приобщение дошкольников к художественной литературе.

Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнём знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

Проект «Роль фольклора в воспитании детей раннего возраста».

Вид проекта: информационно-творческий.

Продолжительность: среднесрочный, декабрь-январь 2021-2022г.

Участники проекта: воспитатели, дети второй группы раннего возраста

Актуальность проекта:

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитие речи детей раннего возраста необходимо включать чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, вводя их в повседневный разговор.

Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности с детьми.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, который предопределит успешность его адаптации и общего развития в ранний дошкольный период.

Чтобы привлечь внимание ребенка, успокоить, развеселить его, поговорить с ним, издавна пользуются прибаутками, приговорками, напевками, потешками. Устное народное творчество (фольклор) представляет собой настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образы языка народа. Средствами малых форм фольклора ребёнок получает первые представления о произведениях художественной литературы. Вслушиваясь в слова потешек, пословиц, поговорок, их ритм, малыши играют в ладушки, притоптывают, приплясывают, двигаясь в такт произносимому тексту, что не только забавляет, радует малышей, но и позволяет организовывать их поведение.

С помощью народных песенок, потешек у малышей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причёсыванию, приёму пищи, одеванию и т. д. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада. Это помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии.

Художественная литература, устное народное творчество в возрасте до 3 лет – уникальное средство, позволяющее ребенку быстро и жадно познавать окружающий мир, а главное – овладевать средствами общения – речью.

Знакомство с сокровищницей русской литературы, с лучшими образцами устного народного творчества – это определяющий этап в становлении личности ребенка в период раннего детства.

Если знакомить детей раннего возраста с произведениями устного народного творчества, то это позволит: как можно раньше приобщить воспитанников к художественной литературе, сформировать у них любовь и интерес к книге.

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к художественной литературе. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге компьютерные игры и просмотр телевизора. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для приобщения детей к художественной литературе. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова. Простота звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры. Осознавая роль художественной литературы как средства умственного воспитания, детей нужно знакомить с достоинствами разных жанров литературных произведений, устного народного творчества (малых форм фольклора, развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка).

Основные цель проекта:

  • Создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Задачи проекта:

  • Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
  • Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре.
  • Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы) для развития речи, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  • Познакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

  Этапы реализации проекта (слайды)

  1. На занятиях по развитию речи дети познакомились с потешками, закличками, сказками, пальчиковыми играми.
  2. В группе создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству. Мини библиотека с произведениями народно-прикладного искусства. Дети с удовольствием разглядывают книжки, узнают в них героев потешек и сказок.
  3. Проведён досуг в группе. Кукольный театр по сказкам «Колобок», «Теремок».
  4. В свободное время разучивали с детьми потешки: «Коза рогатая», «Сорока-белобока», «Ладушки-ладушки» и другие. Дети с интересом повторяли движения, проявляли артистичность.
  5. Проводились музыкальные занятия с использованием фольклора. Дети познакомились с игрой на ложках, с ритмичной игрой на  деревянных палочках, играли в русскую народную игру «Карусель».
  6. Проведён итоговый досуг «Литературный калейдоскоп» с использованием героев русских народных сказок.

Результаты проекта:

  •   У детей сформирован интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;

развита способность воспитанников к целостному восприятию произведений разных жанров, к усвоению содержания произведений устного народного творчества и к эмоциональной отзывчивости на него.

  •    Активизирован словарь детей, развито слуховое внимание, звукоподражание, понимание фольклорной речи.
  •    У детей возникло положительное отношение к НОД и режимным моментам;

сформирована система работы по использованию произведений устного народного творчества для приобщения детей к произведениям художественной литературы.

  •    Подобраны картотека и медиатека произведений русского фольклора;

составлен перспективный план работы с детьми с использованием произведений малого фольклорного жанра.

  •    Создана картотека пальчиковых игр на основе произведений малых форм фольклора.
  •    Пополнился уголок книжки произведениями и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пестушкам, закличкам, сказкам, книжками-малышками.
  •    Установлены доверительные отношения между детьми и педагогами.
  •    У родителей сформировано понимание необходимости приобщения своих детей к художественной литературе через использование малых форм фольклора.

Вам был представлен проект «Роль фольклора в воспитании детей раннего возраста». Спасибо за внимание!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

роль фольклора в развитии детей раннего возраста

роль фольклора в развитии детей раннего возраста...

Роль фольклора в воспитании детей раннего возраста.

Особое значение малые фольклорные формы имеют в ходе занятий , на которых ставятся обучающие задачи....

Проект: «Роль фольклора в воспитании детей раннего возраста»»

Устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки)представляют собой прекрасный речевой материал, который можноиспользовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в со...

Роль фольклора в развитии детей раннего возраста

Роль фольклора в развитии детей раннего возраста...

Роль фольклора в развити детей раннего возраста

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны способы создания определенных взаимоотношений со взрослым. Чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребенка свою нежность, любовь, в...

Презентация проекта"Роль фольклора в развитии детей раннего возраста"

Роль фольклора в развитии детей раннего возраста...

Роль фольклора в воспитании детей раннего возраста детей

Косультация для родителей "Роль фольклора в воспитании детей раннего возраста"...