Консультация для родителей. Возрастные особенности детей 4-5 лет (средняя группа)
консультация (средняя группа)

Внимания требует как физическое развитие, так и умственное, эмоциональное, психическое, социальное. В 4-5 лет стоит предлагать ребенку различные варианты развития творческих способностей, сенсорики и музыкального слуха. Давайте рассмотрим, какие умения рекомендуется развивать у ребенка 4-5 лет для разных видов деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семенова Н.Г.

Консультация для родителей.

Возрастные особенности детей 4-5 лет.  

Ребенок в 4-5 лет уже хорошо координирует свои движения, имеет неплохую мелкую и крупную моторику, постоянно спрашивает о строении окружающих предметов, предназначении разных вещей, начинает интересоваться взаимоотношениями между людьми. Чем больше малыш узнает, тем чаще от него можно услышать самые разнообразные вопросы и рассуждения.

Ребенок стал очень быстрым. Ему очень нравится, что он может бегать, прыгать, ползать и он с удовольствием использует свои возможности по-максимуму. Но организм еще не готов выдерживать такую нагрузку в течение долгого времени и быстро устает. Поддержание режима дня, дневной сон, регуляция учебной и физической нагрузки очень важны на данном этапе развития.

С увеличением времени, проведенного за развивающими занятиями, взрослым нужно обратить внимание на осанку ребенка. Мышцы скелета, кости и суставы еще полностью не сформировались и легко поддаются искривлению. Следует внимательно следить за тем, как малыш сидит за столом, как держит спину. Приучать ребенка к правильному положению тела за столом нужно с ранних лет, предупреждая появление сколиоза.

Виды развития ребенка от 4 до 5 лет.

 Внимания требует как физическое развитие, так и умственное, эмоциональное, психическое, социальное. В 4-5 лет стоит предлагать ребенку различные варианты развития творческих способностей, сенсорики и музыкального слуха. Давайте рассмотрим, какие умения рекомендуется развивать у ребенка 4-5 лет для разных видов деятельности.

Двигательная активность.

Существует список двигательных навыков, показывающих степень развития ребенка к 4-5 годам. Среди них можно выделить:

  • Бег:  дети к 4-5 годам должны уметь бегать с разной скоростью, меняя направление, темп движения на ходу, преодолевая небольшие препятствия.
  • Прыжки: к 4,5 годам ребенок должен уметь прыгать на 1 и 2 ногах, вперед, в стороны, на месте. Уметь перепрыгивать небольшие препятствия, держа ноги вместе или перескакивая, поочередно перенося ноги.
  • Лазать: с удовольствием подниматься по вертикальной лестнице, преодолевать “радугу”, спрыгивать с небольшой высоты, повиснув на перекладине.
  • Ловить и кидать мяч: дети в 4-5 лет должны уметь ловить мяч с разного расстояния. Кидать — из разного положения: стоя, сидя, из-за головы, в разном направлении — вверх, в стороны, назад, вперед, между ног.
  • Хождения на разных частях стопы: на цыпочках, пятках, внутренней и внешней стороне стопы.

Физическое развитие.

Физические навыки ребенка — одна из важнейших составляющих формирования крепкого иммунитета. Чем больше ребенок будет двигаться, тем крепче будет его тело и организму будет легче справляться с различными инфекциями. Физическое развитие ребенка 4-5 лет состоит из нескольких направлений деятельности:

  • Комплекс физических упражнений, предлагаемый в качестве тренировки;
  • Подвижные игры, прогулки на свежем воздухе;
  • Дополнительные занятия, обучение различным видам спорта;
  • Формирование базовых знаний о здоровом образе жизни.

В 4-5 лет целесообразно проводить в течение дня несколько комплексных тренировок: утренний комплекс упражнение (зарядка) с использованием упражнений для разминки всех мышц тела (ходьба, бег на месте, наклоны, приседания и т. д.); дневную гимнастику для совершенствования навыков. Можно применять футбол, упражнения на стенке, комплексы для отдельных групп мышц (спина, ноги, руки). Ежедневная физическая нагрузка — обязательный элемент для формирования здорового тела, сильного иммунитета. Старайтесь мотивировать ребенка на движение.

Подвижные игры и прогулка.

 Ежедневно ребенок должен находиться на улице около 3 часов. В зимнее время можно сократить время пребывания до 30 минут, предлагая ребенку расширенный комплекс упражнений в домашних условиях.

На прогулке предлагайте ребенку: лазать по турникам, преодолевать пешком и бегом различные расстояния; подвижные игры: догонялки, салки, классики, игры с мячом, тарелкой, скакалкой. Тренировать выносливость, постепенно увеличивая расстояние пройденное пешком. Прогулки по парку, скверу, лесу и т. д. можно использовать не только для развития физических навыков, но и в качестве обучающих занятий (по дороге рассказывайте о предметах, событиях). Кататься на велосипеде, беговеле, самокате, санках, лыжах и т. д. В 4-5 лет дети нуждаются в общении со сверстниками. Подвижные игры — хороший способ не только развивать ребенка физически, но и помочь ему завести новых друзей, предлагая пригласить в игру других детей.

Психическое развитие.

 В 4-5 лет психика ребенка продолжает развиваться достаточно быстро. Малыш осваивает основные навыки коммуникации, начинает осознавать свое место в социуме, семье. Пока ему сложно разграничивать мир фантазий и реальность, поэтому важно в этот период стараться сохранять спокойную доброжелательную атмосферу, избегать лишних стрессов. Кризисные явления, свойственные предыдущему периоду (кризис 3 лет) сошли на нет. Большинство детей между 4 и 5 годами жизни ведут себя спокойно, уравновешенно, поддаются воспитательным методам легко, готовы подчиняться установленным в семье законам.

Речевое развитие.

 В норме в 4-5 лет речь ребенка должна быть чистой, понятной не только родителям, но и всем окружающим людям. Свойственная предыдущему периоду замена слогов, проглатывание окончания и неправильное согласование слов должны исчезнуть. Речь ребенка должна быть структурированной, состоять из связанных между собой простых и сложных предложений, наполненных всеми частями речи (кроме деепричастий и причастий). Речь нормально развита, если ребенок:

  • строит фразы, состоящие из 6-9 слов;
  • полностью понимает обращенную к нему речь;
  • при необходимости меняет слова во времени;
  • применяет правильно множественное и единственное число (к 5 годам);
  • знает наизусть одно или несколько стихотворений;
  • находит по устному описанию предмет;
  • может поддержать беседу, ответить на вопрос, правильно сформулировать свой; по просьбе может пересказать услышанную историю по памяти, или опираясь на картинки;
  • знает свое имя, фамилию, город проживания, имена родителей.

Для совершенствования и обогащения речи малыша следует ежедневно предлагать ему: беседовать о повседневных делах, событиях. Привлекайте ребенка к активному диалогу, предлагайте задавать вопросы и давать ответы на ваши в развернутом виде. Активная практика — лучший тренажер речи; Читайте и обсуждайте книги. Чем больше различных сказок и рассказов вы прочитаете ребенку, тем богаче будет его активный словарь. Предлагайте выполнять артикуляционную гимнастику. Упражнения для четкого выговаривания звуков, тренировки мышц лица полезны не только для деток со сложностями в произношении. Учите вместе с ребенком скороговорки, стихи, небольшие отрывки сказок. Предлагайте рассказывать выученные тексты в разном темпе, с интонацией. Расширяйте знания об окружающем мире. Речь — сложное умение, появляющееся постепенно. От того, сколько усилий вы приложите, как часто будете разговаривать с ребенком зависит чистота и качество активной речи.

Мелкая моторика.

 Чем чаще малыш играет с небольшими предметами, выполняет задания, в которых задействованы пальчики рук, тем легче ему будет освоить навык письма. На этом этапе лучше ограничиться рисунками и раскрасками. В 4-5 лет предложите ребенку попробовать рисовать печатные буквы для закрепления знаний алфавита.

Мелкую моторику рук в 4-5 лет хорошо развивать при помощи игр и бытовых занятий: застегивать и расстегивать пуговицы, замочки на собственной одежде и бизиборде; завязывать и распутывать узелки; рисовать карандашом, кисточкой, губкой, мелками, песком; вырезать детскими ножницами фигурки, снежинки; лепить простых зверей и бытовые предметы из пластилина; нанизывать бусины на шнурки, ленты, нитки; складывать пазлы, разрезные картинки; сортировать крупы и другие мелкие предметы.

Познавательное развитие.

 В 4-5 лет рекомендуется продолжать знакомить ребенка с окружающим миром. К 5-ти годам стоит изучить с ребенком: домашних и диких животных. Расскажите, где они живут, чем питаются, какие отличительные черты у каждого вида. Хорошо рассказать, какую пользу приносят домашние животные для человека. Птиц: покажите, какие бывают птицы, чем они питаются, где живут. Насекомых: хорошо, если к 5-ти годам ребенок будет знать около 15 разных видов насекомых. Растения (деревья, кусты, цветы): ребенок должен знать, чем они отличаются друг от друга, где растут, чем полезны для человека, как их можно использовать.

Овощи, фрукты, ягоды:  к  4-м годам малыш уже знает много овощей и фруктов. В ближайшие 12 месяцев расскажите ребенку, где они растут, из чего состоят, в каком виде их можно есть (сок, каша, суп). Грибы: где растут, какие бывают. Объясните, в чем разница между съедобными и несъедобными грибами, что даже съедобные грибы нельзя есть в сыром виде. Тело человека и животного: к 5-ти годам малыш должен уверенно называть основные части тела человека и животного, уметь объяснить, чем они отличаются. Времена года, части суток, месяца: расскажите, какие бывают времена года, чем они отличаются друг от друга, какие занятия доступны для детей и взрослых. Ребенок  к 5-ти годам должен отличать утро, обед, вечер и ночь, уверенно отвечать, когда и что нужно делать (утром — завтракать, ночью — спать). Познакомьте с очередностью месяцев, рассказав к какому времени года относится каждый из них.

Развитие внимания.

 Одним из важных критериев успешного обучения ребенка является его умение концентрировать свое внимание на задании, умение находить детали. Нервная система детей дошкольного возраста еще не полностью сформирована и им сложно долго усидеть на месте, концентрировать свое внимание на деталях, скучных заданиях. Учитывая эту особенность детей, все задачи и задания им преподносятся в игровой форме. Умение концентрироваться на задачи можно и нужно тренировать. В 4-5 лет можно предложить ребенку: запоминать и рассказывать истории и сказки; заучивать наизусть небольшие стихи и рассказы; вспоминать историю, опираясь на картинки; разбирать предметы по названным группам (кубики отделять от шариков, игрушки от бытовых предметов); повторять за вами фразы, четко соблюдая правильный порядок слов; искать несоответствие на картинках, находить лишнее или называть исчезнувшее.

Математическое развитие.

 Ребенок в 4-5 лет готов развивать свои математические способности. В игровой форме предложите ему: тренировать умение ориентироваться в пространстве и на плоскости. Находить и называть, где относительно малыша находятся те или иные предметы (сверху, снизу, далеко, близко). Изучать сложные геометрические фигуры, находить сходства и отличия между новыми формами и знакомыми простыми фигурами. Научиться соотносить количество предметов с цифрой. Расставлять карточки с цифрами до 10 в прямом порядке. Сравнивать количество предметов в 2 разных группах. Попросите определить, где больше, а где меньше предметов, уравнять количество.

Логика. Мышление.

 Для развития логики и мышления в 4-5 лет рекомендуется предлагать ребенку задания: находить отличия и сходства на похожих рисунках; собирать различные фигуры из конструктора по образцу, чертежу; по сбору единого рисунка из частей (разрезные картинки, пазлы); выстраивание деталей игрушки в определенном порядке, по соответствию размера и формы (пирамидки, вкладыши, сортеры, логический куб); поиск обобщающего слова; поиск ответа на загадку с подвохом; поиск ошибок в рисунках; поиск противоположностей; соотношение буквы и звука; поиск пары для слова, игрушки, действия; сравнение предметов между собой; классификацию предметов по 1 или нескольким признакам; решение простых логических задач; поиск синонимов, антонимов к названному слову.

Творческое развитие.

 Художественно-эстетическое развитие ребенка в 4-5 лет базируется на 2 составляющих: Знакомство с разными видами искусства; прикладное творчество. В 4-5 лет можно посещать с ребенком различные выставки, детский театр, музей. Знакомство с разными видами человеческой деятельности обогащает знания ребенка, стимулирует желание самостоятельно создавать первые рисунки, поделки. Для созидательной деятельности малышу можно предложить:

  • Рисовать: кисточкой, карандашами, мелками, песком, пластилином;
  • Лепить: из глины, пластилина, теста;
  • Клеить и собирать аппликации, поделки: из бумаги, природных и подручных материалов; Оригами; Скрапбукинг.

Навыки по уходу за собой.

 В 4-5 лет рекомендуется предлагать ребенку использовать основные навыки самообслуживания самостоятельно. Малыш должен сам: одеваться и раздеваться; обуваться и разуваться; развязывать шнурки; пользоваться столовыми приборами; чистить зубы; мыть лицо и руки; пользоваться носовым платком; посещать туалет и не забывать мыть после него руки; сохранять правильное положение тела, сидя за столом; убирать игрушки и предметы творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей средней группы (возраст 4-5 лет)"

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенн...

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей средней группы (возраст 4-5 лет)»

Консультация для родителей«Возрастные особенности детей средней группы (возраст 4-5 лет)»Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важны...

консультация для родителей " Возрастные особенности детей средней группы(4-5лет) "

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе суще...

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей средней группы (возраст 4–5 лет)»

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Онявляется очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивногоразвития и роста детского организма....

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 1-2 лет» Ранняя группа №1 «Медвежата» 24.01.2021 г.

Малыши очень быстро растут, поэтому для родителей становится очень важным знать, правильно ли он развивается для своего возраста.Так что "должен" уметь ребенок в 1,5 - 2 года?По физиологичес...

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 4-5 лет" Средняя группа

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 4-5 лет" Средняя группа...

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 6-7 лет" (подготовительная группа)

Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам....