Главные вкладки

    Родительское собрание «Адаптация ребёнка к детскому саду»
    методическая разработка (младшая группа)

    Детство  - страна удивительная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно красочным, ярким и интересным. Для этого достаточно всего лишь быть ребёнком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса. 

    При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

    Адаптация к детскому саду – тяжёлое время для каждого ребёнка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к  новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков.

    Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.

    Приспособление происходит на разных уров­нях:

    физиологическом, социальном, психологическом.

    Выделяют три фазы адаптации:

    1. Острая фаза, или период дезадаптации – в это время у ребёнка могут наблюдаться частые заболевания, нарушение сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад. Изменяется поведение: могут появляться упрямство, грубость и даже регресс в речевом развитии.
    2. Собственно адаптация – в этот период ребёнок постепенно привыкает к новым условиям, нормализуется поведение.
    3. Фаза компенсации – дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в садик. Ускоряется темп развития психологических процессов.

    Необходимо отметить закономерности:

    Дети до 2-3 лет не испытывают потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребёнка как партнёр по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребёнка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого деть не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому ребёнок не может быстро адаптироваться к саду, поскольку сильно привязан к матери, и её исчезновение вызывает бурный протест ребёнка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

    Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения. Эти страхи  - одна из причин затруднения адаптации ребёнка. Нередко боязнь новых людей и ситуаций приводит к тому , что ребёнок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым – он чаще болеет, т.к. стресс истощает защитные силы организма.

    Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую.

    При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1—2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он ак­тивно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнако­мый взрослый, новое помещение, общение с группой сверст­ников).

    Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восста­навливаются через 20—40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ре­бенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

    Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым забо­леваниям. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные ре­акции, направленные на выход из ситуации (двигательный про­тест, агрессивные действия); активное эмоциональное состоя­ние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напря­женность).

    Период адаптации может длиться от 1– 2 недель до 3-4 месяцев.

    Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода

    1. Возраст.
    2. Состояние здоровья.
    3. Уровень развития.
    4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками.
    5. Сформированность предметной и игровой деятельности.
    6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

    Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

    1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дет­ского сада.
    2. Наличие у ребенка своеобразных привычек.
    3. Неумение занять себя игрушкой.
    4. Несформированность элементарных культурно-гигиениче­ских навыков.
    5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

    Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступ­ления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны, впечатлительны. Им свойствен­но быстро заражаться сильными как положительными, так и от­рицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребенка в детский сад. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребенок приобрел при поддержке близкого человека.

    Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ

    1. По возможности расширять круг общения ребенка, по­мочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение по­ сторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.

     

    1. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сю­жетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.
    2. Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как во­робушки, попрыгаем как зайчики».
    3. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
    4. Никогда не пугайте ребёнка детским садом или воспитательницей. Важно создавать положительный образ детского сада. Делайте акцент на всём, что может способствовать позитивному настроению: расскажите о том, что ему может быть там интересно, чему он сможет научиться.
    5. Дайте ребёнку с собой в детский сад любимую игрушку, вызывающую у него тёплые чувства  и ассоциации с домом. Пусть игрушка «ходит в садик» вместе с ним  ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно.
    6. Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии своего ребёнка, о том как он ведёт себя среди сверстников.
    7. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки само­стоятельных действий.
    8. Одна из самых распространённых проблем – утренний плач ребёнка при расставании с родителями. Важно не поддаваться на провокации со стороны малыша и дать ему понять, что как бы там ни было, а ходить в садик ему придётся. Будьте последовательны и уверены в том, что делаете. Твёрдо скажите малышу, что вы его оставляете только на несколько часов, что так надо, что вы его любите и обязательно придёте за ним в определённый час. Сократите сцену прощания.

    Не забудьте похвалить его в те дни, когда ваше расставание будет проходить спокойно.

    К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:

    • самостоятельно садиться на стул;
    • самостоятельно пить из чашки;
    • пользоваться ложкой;
    • активно участвовать в одевании, умывании.

    Наглядным примером выступают прежде всего сами родители.

    Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны. Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повелительный.

    Если ребенок не желает выполнять просьбы, вызвал у вас от­рицательные переживания, сообщите ему о своих чувствах: мне не нравится, когда дети хнычут; я огорчена; мне трудно.

    Нужно соизмерять собственные ожидания с индивидуальны­ми возможностями ребенка.

    Важно также постоянно поощрять ребенка, давать положитель­ную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы.

    Планируйте свое время так, чтобы в первые 2—4 недели по­сещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни вам необходимо находиться рядом с телефоном.

    В период адаптации важно предупреждать возможность утомле­ния или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравнове­шенное поведение детей.

    Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребенка новой информаци­ей, поддерживайте дома спокойную обстановку.

    Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка ме­няется все: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища — очень хотелось бы, чтобы воспитатели к моменту прихо­да нового ребенка в группу знали как можно больше о его при­вычках и старались по возможности создать хоть некоторые усло­вия, схожие с домашними (например, посидеть с ребенком пе­ред сном на кровати, попросить убрать игрушки, предложить поиграть в лото).

    Скорее всего, ваш ребенок прекрасно справится с изменения­ми в жизни.

    Задача родителей — быть спокойными, терпеливы­ми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ре­бенком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребенка как можно чаще.

    Помните, важно: терпение, последовательность и понимание.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon buklet_-_adaptatsiya_k_detskomu_sadu.doc884.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Адаптация к детскому саду – тяжёлое время для каждого ребёнка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к  новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков.

    В этот период дети ведут себя по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.

    Фазы адаптации

    Три степени адаптации ребенка к ДОО:

    Легкая адаптация - поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1—2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние.

    Средняя - сон и аппетит восстанавливаются через 20—40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. При поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

    Тяжелая - приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

    Период адаптации может длиться от 1-2 недель до 3-4 месяцев.

    Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода

    • Возраст
    • Состояние здоровья
    • Уровень развития
    • Умение общаться со взрослыми и сверстниками
    • Сформированность предметной и игровой деятельности
    • Приближенность домашнего режима к режиму детского сада

    Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

    • Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада
    • Наличие у ребенка своеобразных привычек
    • Неумение занять себя игрушкой
    • Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков
    • Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми

    Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОО

    • Расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми.
    • Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.
    • Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчики».
    • Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
    • Не пугать ребёнка детским садом или воспитательницей. Важно создавать положительный образ детского сада.
    • Дать ребёнку с собой в детский сад любимую игрушку, вызывающую у него тёплые чувства  и ассоциации с домом.
    • Интересоваться  у воспитателя о состоянии и самочувствии своего ребёнка.
    • Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
    • Одна из самых распространённых проблем – утренний плач ребёнка при расставании с родителями. Важно не поддаваться на провокации со стороны малыша и дать ему понять, что как бы там ни было, а ходить в садик ему придётся. Будьте последовательны и уверены в том, что делаете. прощания.

    Не забудьте похвалить ребенка в те дни, когда ваше расставание будет проходить спокойно.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад»  «Руслан»

    памятка для родителей

    АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ

     

    Педагог – психолог

    Шихахмедова Ася Шихахмедовна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание "Жизнь ребёнка в детском саду"

    Родительское собрание в группе раннего возраста. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:1.      Вступительный этап. «Давайте познакомимся!.Создать условия для знакомства родителей между собой и...

    родительское собрание "Жизнь ребёнка в детском саду"

    Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.  Сегодня...

    Родительское собрание "Адаптация детей к условиям детского сада в группах общеразвивающей направленности"

    Цель: взаимодействие  семьи и педагогов в создании оптимальных психолого-педагогических условий  для комфортной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения....

    Родительское собрание "Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения

    Родительское собрание"Адаптация детей к условиям детского дошкольного учрежденич"...

    Родительское собрание «Адаптации малышей к условиям детского сада» в младше-средней группе

    Родительское собрание«Адаптации малышей к условиям детского сада»Родительское собрание «Наш детский сад, рад видеть вас!»Время проведения:  августФорма проведения: круглый...

    Родительское собрание "Адаптация ребенка к условиям детского сада".

    quot;Адаптация ребенка к условиям детского сада"....

    Родительское собрание «Адаптация детей к условиям детского сада»

                                                        ...