Консультация для родителей. Возрастные особенности детей с ЗПР 4-7 лет
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Дементьева Валерия Александровна

Дети с задержкой психического развития представляет собой очень неоднородную группу. В зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматогенного, психогенного), задержка психического развития дает разные варианты отклонений в эмоционально волевой сфере и в познавательной деятельности. Тем не менее, выделяется ряд наиболее характерных особенностей, свойственных большинству дошкольников с ЗПР.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возрастные особенности развития детей с ЗПР 4-5 лет

Слайд 2

Развитие моторики Целевые ориентиры нормотипичного развития к 5 годам Дети с ЗПР Движения рук и ног хорошо координированы. Ребенок самостоятельно бегает по кругу (сохраняет траекторию движения), при ходьбе держит голову прямо. Может ходить по доске\скамейке (высота 30 см, ширина 20 см) Движения пальцев рук четко координированы, ребенок свободно рисует линии в горизонтальном и вертикальном направлениях. При ходьбе зачастую опускает голову, движения рук и ног недостаточно координированы. При ходьбе по скамейке наблюдается напряжение, ребенок пытается ходить боком, приставляя ноги. Движения пальцев рук слабо координированы, особенно выражена недостаточность развития мелкой моторики.

Слайд 3

Сенсорно-перцептивная деятельность Целевые ориентиры нормотипичного развития к 5 годам Дети с ЗПР Знает названия цветов и оттенков, использует их в процессе рисования и конструирования. Знает названия основных геометрических фигур. Соотносит предметы по величине в убывающем и возрастающем порядке. При осязательном восприятии тщательно обследует фигуры, выделяет наиболее характерные ее части и свойства. Ориентируется в сторонах собственного тела. Правильно показывает и называет сторону тела собеседника. Знает названия цветов, правильно их дифференцирует, но недостаточно использует их в процессе творчества (часто использует 1-2 цвета). При соотнесении сложных форм с местом наблюдается значительное число пробующих движений, что указывает на недостаточное развитие ориентировочной основы деятельности. Может правильно ориентироваться в сторонах собственного тела, но затруднена ориентировка в сторонах тела собеседника.

Слайд 4

Интеллектуальная деятельность Целевые ориентиры нормотипичного развития к 5 годам Дети с ЗПР Считает до пяти и умеет сравнивать количества. Формирует обобщающие понятия: «мебель», «транспорт», «овощи», «фрукты» и пр. Устанавливает причинно-следственные связи в рассказе, пересказывает сюжет, выделяет существенное звено. Речь фразовая, грамматически оформлена правильно Порядковый счет сформирован, но возникают затруднения при сравнении количеств. Пересказ, воспроизведение сюжета доступны только с помощью наводящих вопросов. Речь фразовая, но могут наблюдаться аграмматизмы и нарушения фонематической стороны речи.

Слайд 5

Поведение Целевые ориентиры нормотипичного развития к 5 годам Дети с ЗПР У ребенка уже сформировано умение подчинять свои желания требованиям взрослых, порядкам детского коллектива. Наблюдаются признаки ответственности за порученное дело, стремление быть полезным. Ребёнок овладевает правилами взаимоотношений. Может подчинять свои желания требованиям взрослых, но возможны аффективные реакции (негативизм, упрямство, протест и пр., особенно при переутомлении). Недостаточно владеет правилами взаимоотношений с окружающими, возможны проявления эгоцентризма, эмоциональная аффективность , агрессивность.

Слайд 6

Навыки Целевые ориентиры нормотипичного развития к 5 годам Дети с ЗПР Умеет правильно пользоваться предметами домашнего обихода, поддерживать установленный порядок (убирать за собой игрушки, посуду со стола). Самостоятельно одевается, застегивает мелкие пуговицы, завязывает шнурки. В целом правильно пользуется предметами домашнего обихода, но не проявляет инициативы для соблюдения порядка. Может самостоятельно одеваться, но часто надевает одежду задом на перёд, надевает обувь не на ту ногу, затрудняется в застегивании пуговиц и пр.

Слайд 7

Возрастные особенности развития детей с ЗПР 5-6 лет

Слайд 8

Развитие моторики Целевые ориентиры нормотипичного развития к 6 годам Дети с ЗПР Движения детей становятся более энергичными, уверенными и точными, приобретают легкость и изящество. Дети увлеченно прыгают с разбега в высоту и длину. При метании предметов замахиваются. Ребенок может ловить одной рукой мяч, умеет ходить боком по скамейке, подпрыгивать на месте, чередуя ноги. Свободно рисует карандашами и красками. Вырезает ножницами различные формы. В некоторых случаях сохраняется замедленность, неловкость движений. Наблюдаются трудности при прыжках в высоту и длину. Ребенок с ЗПР затрудняется ловить мяч одной рукой. При отталкивании мяча не вытягивает руки вперед. При ходьбе боком по скамейке движения замедлены, подпрыгивание на месте затруднено. Испытывает существенные трудности при вырезании предметов, даже прямолинейных форм.

Слайд 9

Сенсорно-перцептивная деятельность Целевые ориентиры нормотипичного развития к 6 годам Дети с ЗПР Планомерно обследует предмет в процессе осязательного и зрительного восприятия. Знает название неэталонных геометрических форм (овал, ромб, прямоугольник) и цветовых оттенков (голубой, розовый, серый, фиолетовый). Составляет ряд из предметов разной величины, ориентируясь только на размер предмета. В процессе зрительного и осязательного восприятия наблюдаются трудности планомерного обследования предметов: преобладают игровые, хаотичные действия с предметами. Путает названия неэталонных геометрических форм и цветовых оттенков. Испытывает существенные трудности при составлении ряда из предметов разной величины.

Слайд 10

Интеллектуальная деятельность Целевые ориентиры нормотипичного развития к 6 годам Дети с ЗПР Умеет считать в пределах 10, отсчитывает по два предмета. Овладевает элементарным сложением и вычитанием на наглядном уровне. Формируется понятие деления предметов на разные части. Называет последовательно дни недели, времена года. Сформированы видовые и родовые представления Составляет последовательные умозаключения по картинкам (2-4 картинки). Пересказывает текст рассказа, сказки. Умеет рассуждать по поводу наблюдаемых явлений. Словарный запас разнообразен, речь фразовая, без косноязычия. Может считать, испытывает некоторые трудности при отсчитывании предметов. На наглядном уровне ребенок может овладеть операциями сложения и вычитания, деления предметов. Знает времена года, дни недели, считает их, но родовые и видовые представления сформированы недостаточно. Составляет последовательные умозаключения в рассказах, но с предварительной инструкцией педагога. У большинства детей затруднен пересказ сюжета сказки, в связи с ограниченным словарным запасом, в отдельных случаях - в связи с недоразвитием лексико-грамматического строя языка.

Слайд 11

Игровая деятельность Целевые ориентиры нормотипичного развития к 6 годам Дети с ЗПР Проявляются устойчивые интересы в игре. Есть любимые роли, любимые игры. Сюжет игр приобретает наибольшую полноту, яркость, выразительность, в них наиболее полно отражается жизнь взрослых. Предпочитает групповые игры. Интерес к игре имеется, но сюжет игры может быть однообразным. Ребенок предпочитает индивидуальные игры групповым. В процессе групповых игр занимает зависимую позицию. Наблюдается непродолжительность игры, отсутствует предварительный замысел. Не проявляет активности и самостоятельности в групповых играх.

Слайд 12

Поведение Целевые ориентиры нормотипичного развития к 6 годам Дети с ЗПР Согласует свои действия с другими детьми. Сознательно выполняет правила поведения. При выполнении правил поведения следит за другими детьми. Может проявлять несдержанность эмоций. При возникновении конфликтов со сверстниками возможны аффективные разрядки в виде вспышек гнева, громкого плача. Затруднено выполнение правил поведения. У некоторых детей наблюдается устойчивое негативное отношение к процессу общения со сверстниками.

Слайд 13

Навыки Целевые ориентиры нормотипичного развития к 6 годам Дети с ЗПР Умеет делать практически все самостоятельно (одеваться, умываться, правильно пользоваться столовыми приборами). Поддерживает чистоту и порядок в своей комнате или в группе. Навыки самостоятельности активно формируются, но отмечается замедленный темп выполнения действий по самообслуживанию. Медленно одевается, умывается, ест. В некоторых случаях, наоборот, старается все сделать быстро, но результат таких действий неудовлетворительный. Не проявляет инициативы к самообслуживанию.

Слайд 14

Возрастные особенности детей с ЗПР 6-7 лет

Слайд 15

Развитие моторики Целевые ориентиры нормотипичного развития к 7 годам Дети с ЗПР Умеют ходить на лыжах, кататься на коньках, самокате, двухколесном велосипеде. Учатся плавать, играть в бадминтон, теннис. Умеют работать с ножницами, бумагой, картоном, тканью. Умеют вдеть нитку в иголку, пришить пуговицу, пользоваться пилой и молотком. Выполнение мелких движений затруднено. При обучении езде на велосипеде испытывают трудности, отмечаются некоординированные движения ног, нарушение равновесия.

Слайд 16

Сенсорно-перцептивная деятельность Целевые ориентиры нормотипичного развития к 7 годам Дети с ЗПР Правильно различает сложные геометрические формы, указывает на их различие и сходство. Успешно использует цвета и формы в процессе конструктивной и изобразительной деятельности. В процессе дифференцировки сложных геометрических форм наблюдаются хаотичные способы действий, без предварительной ориентировки в задании. В целом характерно упрощение конструктивной и изобразительной деятельности.

Слайд 17

Интеллектуальная деятельность Целевые ориентиры нормотипичного развития к 7 годам Дети с ЗПР Решает простые задачи со сложением и вычитанием. Правильно дифференцирует количество, независимо от формы, величины и пространственного расположения объектов. Сформировано обобщение, правильно мотивирует ответы. Классифицирует предметные картинки по их назначению, называет видовые и родовые признаки. Устанавливает причинно-следственные отношения в рассказах, выделяет существенное звено. Самостоятельно может придумывать сказки, рассказы. Знает буквы, читает слоги, может самостоятельно прочитать простой текст. Затруднено решение задач без опоры на наглядность. Порядковый счет сформирован, но дифференцировка количества затруднена. При обобщении методом исключения ориентируется на существенный признак предмета, но мотивировка ответа не чёткая. Составляет последовательные умозаключения, выделяет причинно-следственные отношения, но затрудняется в составлении развернутого рассказа. Затруднено сочленение знакомых букв в слоги, иногда путает похожие по звучанию звуки или очертанию буквы. Процесс чтения формируется медленнее.

Слайд 18

Игровая деятельность Целевые ориентиры нормотипичного развития к 7 годам Дети с ЗПР Создает план игры. В процессе игры способен обобщать, анализировать свою деятельность. Может играть по несколько дней, обогащая замысел игры. Предпочитает групповые игры индивидуальным. Сформирована сюжетно-ролевая игра. Предпочитает 1-2 сюжета, любимые игры. Склонен к индивидуальным или парным играм. Сюжет игры недостаточно развернут, наблюдаются повторения подражательность.

Слайд 19

Поведение Целевые ориентиры нормотипичного развития к 7 годам Дети с ЗПР Способен оценивать свои и чужие поступки, однако в оценках ориентируется на взрослого. Укрепляются навыки общественного поведения: первым здоровается, благодарит за оказанную помощь, бережно относится к вещам. В оценках окружающих ориентируется на взрослых или авторитетных детей. Обнаруживает склонность к подражательному поведению, аффективным реакциям. Поведение примерно-послушное в детском саду и неустойчивое или эгоцентрическое в домашних условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 6-7 лет"

Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе....

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»

Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 6-7 лет. Подготовка детей к школе»

Старший дошкольный возраст - период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни - обучению в школе....

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 6–7 лет". Задачи воспитания и обучения детей в подготовительной группе

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей....

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 6-7 лет. Задачи воспитания и обучения детей в подготовительной группе"

Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе....

Информация для родителей. Консультации для родителей.«Возрастные особенности детей 2-3 лет».

Информация для родителей. Консультации для родителей.«Возрастные особенности детей 2-3 лет»....

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 6-7 лет. Подготовка детей к школе»

Старший дошкольный возраст - период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни - обучению в школе....