Консультация для родителей «Роль потешки в речевом развитии»
консультация (младшая группа)

ХУДОЛЕЕВА МАРИНА АНДРЕЕВНА

- Познакомить родителей с ценностью потешек для полноценного развития детей.
- Дать рекомендации по использованию малых фольклорных форм.
- Привести примеры потешек для использования в повседневной жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Роль потешки в речевом развитии»

Марина Худолеева

Цель: донести до родителей важность использования малых фольклорных форм.

Задачи:
- Познакомить родителей с ценностью потешек для полноценного развития детей.
- Дать рекомендации по использованию малых фольклорных форм.
- Привести примеры потешек для использования в повседневной жизни.

Описание: материал предназначен для родителей детей 2-3 лет.

Назначение: для оформления родительского уголка, для устной консультации воспитателя.

В раннем возрасте, основные сферы взаимодействия взрослого с ребёнком – речевое развитие и эмоциональный отклик. Дети начинают познавать мир, учатся полноценно общаться, познают нормы правильного поведения. Помочь детям в этом – основная обязанность родителей и педагогов и взрослых, которые окружают детей и которым  малыши доверяют.

Издревна, на помощь русскому народу приходит фольклор. Фольклор – это народное творчество, которое создаётся коллективно народом и отражает его многовековый опыт, мудрость поколений, принципы и идеалы. Самым эффективным способом передачи накопленных знаний детям раннего возраста являются малые фольклорные формы – потешки, прибаутки, сказки, народные песни, колыбельные, считалки, пословицы, поговорки, частушки, загадки и т.д.  Значимость малых фольклорных форм невозможно переоценить – регулярное использование потешек в повседневной жизни ребёнка не только радует малыша, создаёт эмоциональную связь взрослого с ребёнком, но и развивает его, в доступной форме прививая основы поведения самостоятельной жизни.

Дети любят потешки! И это не просто слова. Малые формы фольклора – это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок, и которые развивают его. Начиная с первого года жизни, малыш эмоционально откликается на ласковые слова мамы, обращённые к нему. Подрастая, ребёнок легко запоминает часто повторяющиеся слова из народного творчества, и, услышав их, радостно улыбается и начинает счастливо лепетать. Использование малых фольклорных форм позволяет детям быстрее овладеть речью, развить речевой слух ребёнка, помогает овладеть интонационной стороной речи, плавностью голоса и выразительностью, учит улавливать повышение и понижение голоса, обогащает словарный запас.

Ценность потешек определяется несколькими факторами: их можно соединять с движениями, они имеют определённый ритм и эмоциональность, и в игровой форме учат детей познавать жизнь. Большое значение имеют потешки для воспитания у детей раннего возраста сопереживания, дружелюбие, доброжелательность. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Потешки стимулируют детей подражать, закладывают основы правильного поведения. Для более эффективного восприятия потешек детьми, следует их читать ласковым, выразительным голосом, сопровождая слова соответствующими движениями и мимикой. Важно помнить, что использование потешек будет результативным только при готовности ребёнка воспринимать их, при отсутствии признаков утомления.

Маленькие дети не умеют ещё рассказывать о своих чувствах, не могут сказать, что им не нравится, вследствие чего, ребёнок даёт нам это понять доступным ему способом – плачем, криком, капризами.  Отличительная особенность детей раннего возраста – внимание легко переключается с одного объекта на другой. Один из способов справиться с детскими капризами и истериками – это отвлечь ребёнка, переключить его внимание на другое предмет или объект.

«Ой! Кто это?»
(Игровая ситуация предназначена для отвлечения ребёнка от каприза. Следует эмоционально воскликнуть «Ой! Кто это?», направляя внимание ребёнка в другое русло, после чего поддерживать внимание ребёнка, завлекая рассказом о предмете рассматривания: «Смотри, какая маленькая, разноцветная, красивая птичка! Она так интересно прыгает, общается с другими птичками? Послушай, как она красиво чирикает? Тебе нравится птичка?»).

Очень важно для полноценного развития, чтобы дети получали правильное, сбалансированное питание, однако, маленькие дети часто не любят кушать полезную для них еду. Помочь им в игровой форме полюбить полезную еду, так же помогут потешки:

Ложку за маму…

Кто у нас любимый самый?
- Ложку первую за маму, 
А вторую за кого?
- Да за папу твоего, 
За кого же третью ложку?
- За веселую матрешку, 
Съешь за бабу, 
Съешь за деду, 
За мальчишку - за соседа, 
За подружек и друзей, 
Съешь побольше, не жалей!
Съешь за праздник, шумный, яркий, 
За гостей и за подарки,
За котёнка, за Тимошку
Эту маленькую ложку
И за рыжего кота,
Вот тарелка и пуста!

Ворона

- Ворона, ворона,
Куда летала?
- Гостей скликала,
Каши им давала.
Кашка масляная,
Ложка крашеная,
Ложка гнется,
Нос трясется,
Душа радуется

Варись кашка

Варись-варись кашка
В голубенькой чашке
Варись поскорее
Булькай веселее
Варись, кашка, сладка
Из густого молока
Да из манной крупки.
У того, кто кашу ест
Вырастут все зубки!

Некоторые дети не любят умываться, некоторые при купании боятся воды. В таких случаях можно использовать следующие потешки:

Ай, лады, лады…

Ай, лады, лады, лады.
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.


Водичка

"Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
И кусался зубок".

Мы пришли умыться!

Знаем, знаем – да-да-да!
В кране прячется вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся понемножку
Прямо на ладошку!
Будет мыло пениться
И грязь куда-то денется!

Если ваш малыш не любит одеваться на улице, можно также использовать потешки для одевания на прогулку:

Мы на пухлые ручонки,
Одеваем рубашонку (распашонку).
Повторяй за мной слова:
Ручка — раз, ручка — два!

Застегнем застежки
На твоей одежке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклепочки.

На мою сынишку
Оденем мы штанишки:
Повторяй за мной слова:
Ножка — раз, ножка — два!

А теперь на ножки -
носочки и сапожки! (вариант для лета: Обуваем ножки, Бегать по дорожке!)
Повторяй за мной слова:
Ножка — раз, ножка — два!

Хоть устали одеваться,
Но не будем возмущаться!
Что осталось — голова?
Вот и шапочка — раз, два!

Надо маму одевать
И скорей идти гулять!

Раз, два, три, четыре, пять
- Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.

Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
По порядку надевай.

Первыми – трусики,
А за ними маечку:
Девочке – с бусинкой,
Мальчику – с зайчиком.

А потом колготки
Мы с тобой наденем,
Каждую ножку
В домик свой поселим.

Вот и до рубашечки
Добрались с тобой.
Здесь у каждой ручки
Домик тоже свой.

А теперь штанишки
Смело одевай.
В них свою рубашечку
Умело заправляй.

Посмотри, на улице
Стало холодать.
Пришло время кофточку
Деткам одевать.

А теперь давай в сапожки
Мы обуем наши ножки.
Два сапожка и две ножки -
Каждой ножке по сапожку.

Чтобы ушки не болели
Быстро шапочку надели.
А потом и куртку
Для длительной прогулки.

Нам осталось напоследок
Шарф под шею повязать,
Ручки спрятать в рукавички,
Вот и все! Идём гулять!

Заучивание потешек – это увлекательный, творческий процесс. Чтобы облегчить протекание этого процесса предлагаю придерживаться нескольким советам:

1. Необходимо подобрать потешку с учетом особенностей своего ребенка, его вкусов: молчаливым детям подойдут ритмичные потешки; застенчивым детям  - приятно услышать в потешке свое имя, поставить себя на место действующего лица.

 2. В младшем возрасте для заучивания лучше использовать короткие  потешки, где описываются знакомые детям игрушки, животные, дети.

3. Для первичного знакомства с потешкой,  прочитайте её  ребенку так эмоционально и выразительно,  чтобы привлечь его внимание, вызвать желание послушать потешку еще раз.

Полезно подготовить ребенка к восприятию потешки: рассмотреть картинки, объяснить значения неизвестных или малознакомых слов.

 4. Заучивать потешку необходимо целиком и не следует требовать от ребенка  быстрого запоминания  (для этого требуется время).

 5. Лучшему запоминанию потешек способствуют такие приемы:

  •   Игровые (читается и обыгрывается).
  •   Рассказывание в движении (имитация).
  •   Привлечь ребенка к досказыванию рифмующего слова
  •   Чтение потешки по ролям, написанных в диалогической форме.
  •   Заучивание потешки  с опорой на рисунок (предварительно обговорить с ребенком значение каждого изображения).

В результате общения ребенка с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал на стенд для родителей «Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»

Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.Особую роль в развитии детей младшего дошкольного в...

Консультация для родителей «Роль книги в речевом развитии детей»

Начиная с дошкольного возраста мы, взрослые знакомим детей с литературным искусством. Еще в младенчестве, многие из Вас читали деткам потешки, рассказывали сказки, пели колыбельные. Психологи предлага...

Консультация для родителей "Роль книги в речевом развитий"

Когда мы читаем произведение, малыши, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники переживают все, что происходит с героем:...

Консультация для родителей "Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников"

Основой для игр, развивающих коммуникативные навыки и речь во всех ее аспектах, является русский народный фольклор....

Консультация для родителей "Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников"

Консультация о важности развития речи малышей при помощи потешек...

Консультация для родителей «Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»

Консультация для родителей«Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»...

Консультация для родителей «Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»

Потешки - малый жанр устного народного творчества. Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Ак...