Учим ДО школы
консультация

Аверьянова Анна Леонтьевна

Материал предназначен для педагогов и родителей будущих первоклассников. В каких навыках нуждается прежде всего ребенок? Читать и писать? А может  конструктивные взаимоотношения важнее?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchim_do_shkoly.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:  Аверьянова Анна Леонтьевна,

воспитатель

МКДОУ д/с 476 «Золотая рыбка»,

г. Новосибирск

Учим успешности ДО школы

      Мы, взрослые, ответственно подходим к подготовке ребенка к обучению в школе: стараемся дать ему максимум знаний, учим читать и считать. Добавляем немного из модных веяний – скорочтение, иностранный язык, ментальная арифметика.  Мы считаем, что именно данные знания говорят о готовности ребенка к школе. Однако это не совсем так. По мнению психологов, родителям необходимо развивать в детях те навыки, которые обеспечат чаду успех, в том числе и в получении академических знаний. О каких навыках идет речь? Сегодня появилось новое и, на мой взгляд, точное определение таким навыкам – «гибкие навыки». Ученые разделяют навыки человека на две условные группы: профессиональные hard skills и надпрофессиональные soft skills. Hard skills («жесткие» навыки) — узкоспециализированные навыки для выполнения определенных задач в работе. Например, навык программиста — писать код на python. hard skills можно научиться в школе, университете, на работе, курсах или тренингах. Soft skills («гибкие» навыки) — набор социальных навыков, которые помогают человеку решать задачи в жизни: коммуникация, лидерство, работа в команде, управление людьми, эмоциональный интеллект. Гибкие навыки нельзя освоить на тренинге, они формируются в детстве и развиваются в течение всей жизни

    Согласно результатам совместного исследования ученых из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги, soft skills определяют успех человека в профессии на 85%, и только 15% зависит от узкоспециализированных навыков. 

    В исследовании британского фонда Sutton Trust, 88% опрошенных молодых людей, 94% работодателей и 97% учителей ответили, что считают «жизненные навыки» настолько же или более важными, чем академические. Изменчивый VUCA-мир требует быстрой адаптации человека к новому. VUCA — аббревиатура нестабильности (volatility), неопределенности (uncertainty), сложности (complexity) и неоднозначности (ambiguity). Сейчас важно уделить внимание развитию гибких навыков у ребенка, чтобы помочь справиться с изменениями и не потеряться в будущем. В каких гибких навыках нуждается ребенок больше всего? Прежде всего, в коммуникативных, при этом нужно обратить внимание на лидерство и работу в группе,.

   Что мы понимаем в данном случае под Коммуникацией. Ребенок должен научиться общаться: представляться, знакомиться со сверстниками, договариваться вместе играть. При затруднениях, просить о помощи взрослых или сверстников, видеть аналогичные затруднения у других и предлагать оказать ее самому. Объяснять, что именно им нужно и зачем. Развивая коммуникативные навыки, ребенок учится принимать разные точки зрения и аргументировать свою.
   В понятие коммуникации в данном контексте также входит выработка лидерских качеств.  Лидерство — это уверенность в себе и своих силах. Ребенок учится брать ответственность за принятые решения и людей вокруг. Если никто не хочет играть, он сам предложит начать. Ребенок может ощущать себя невидимым и ненастоящим, если постоянно будет ждать, пока кто-то организует игру за него или решит все проблемы. Дети должны ощущать себя полноценными людьми, которые умеют добиваться своего и принимать для этого верные решения. Прошу обратить внимание, что лидерство не подразумевает развитие конкуренции.

    Работа в группе - это тоже коммуникативные способности. Умение работать и быть в группе с другими детьми помогает достигать больших целей, договариваться, развивает лидерство и коммуникацию. Работая в группе, ребенок не боится принимать правила игры, выдерживать свою роль и получать от нее удовольствие. 

    Согласно теории привязанности (психологическая модель, описывающая отношения людей, в том числе матери и дитя, — РБК), ребенок понимает свои потребности, если мать адекватно на них реагирует. То есть, если мать кормит сына, когда ему холодно — у него формируется неверное понимание себя на бессознательном уровне. Уже в 3 года ребенок сам хочет решать: какой мультфильм смотреть, что надевать и в какие игрушки играть. Он представляет, что мир строится вокруг его желаний. Если ребенок не понимает себя, он не может удовлетворять свои потребности. В теории самодетерминации выделяют три базовые потребности человека. Быть принимаемым — ребенок играет с другими детьми, ощущает себя нужным и полезным. Быть независимым — ребенок понимает, что может что-то поменять, если этого захочет. Например, поставить по-своему игрушки или выбрать одежду. Быть успешным и компетентным — ребенок знает, что если перед ним ставят сложную задачу, он с ней справится. Взрослые могут не обращать на это внимания, объясняя фразой «вырастешь — поймешь», но это неверно. Нужно относиться к ребенку, как к полноценному человеку. От удовлетворения базовых потребностей зависит психологический комфорт и здоровье. Если ребенок научится понимать и удовлетворять свои потребности в детстве, он вырастет самостоятельным взрослым, который спокойно реагирует на трудности. Такие взрослые уверены, что любую проблему можно решить.

    Какие же практические навыки точно нужны ребенку для отождествления его с миром взрослых.

1. Определять свое местоположение в пространстве. Ориентация в пространстве – жизненно необходимый навык для любого человека. Взрослые могут развивать у малышей такие способности с помощью ориентирования на местности во время прогулок, работы с картой. Позвольте своему ребенку самостоятельно пройти от дома до детского сада или до магазина продуктов. Обязательно разучите с чадом его домашний адрес, пусть запомнит номер телефона мамы или папы. Пусть для начала научится хорошо ориентироваться на собственной улице, а уж потом в целом городе

2. Вести хозяйство и обслуживать себя. Учите малыша приготовить несложный обед, убрать собственную комнату. Таким образом, ребенок ощущает себя взрослым, старается нести ответственность за собственные поступки, оказывает посильную помощь взрослым. Приобщайте мальчиков к ремонту бытовой техники, работе в гараже вместе с отцом. А девочкам предлагайте принимать участие в приготовлении еды или уборке дома.

3. Самостоятельно решать проблемы. Главная цель родителей – научить малыша при решении сложной задачи дробить ее на несколько мелких и решать их постепенно. Для этого не стоит пытаться принимать сложные решения за ребенка и не бросаться на помощь по первой просьбе малыша, даже если чадо не может завязать шнурки или собрать паззл.

Конечно, гораздо проще выполнить работу за детку, но такое отношение к воспитанию приучит его перекладывать ответственность на чужие плечи.

4. Распоряжаться деньгами

Приучайте малыша сравнивать цены, когда гуляете по магазинам. Помогайте крохе правильно распоряжаться своими личными сбережениями или карманными деньгами. Поясните смысл экономии, поясняйте на элементарном уровне как сохранить или с умом потратить деньги

5. Оказать себе элементарную медицинскую помощь

Дети часто падают и разбивают колени или носы. Если детка травмировался, то родителям стоит воздержаться от лишних причитаний. Покажите малышу, как правильно обработать неглубокие раны и ссадины, как быстро остановить кровь, сделать перевязку. Поясните, куда ребенок может обратиться за помощью, по каким номерам должен позвонить в случае экстренного происшествия.

Мы, взрослые, отвечаем за своих детей, за их поступки пока они маленькие. Но скоро они вырастут и наша первоочередная задача – научить их ориентироваться в этой жизни. Быть самостоятельными и независимыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: "Кто нас учит в школе?"

На данном занятии углубляются представление детей о школе, о профессии учителя, школьных принадлежностях. Занятие стимулирует к ранней профессиональной ориентации; дети учатся правилам поведения в шко...

Информационно-практико-ориентированный проект «Хочу учиться в школе!»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Вс...

Консультация "Чему учить до школы?"

Информация для родителей будущих первоклассников....

Проект" Хочу учиться в школе!"

Данные социопсихологического мониторинга образовательной среды за предыдущий год, прроводимого на базе нашего сада, свидетельствуют  о наличии проблемной зоны в формировании предпосылок в формиро...

Выпускной праздник «Кеша идет учиться в школу»

Веселый выпускной праздник в детском саду,где дети -участники любимого мультфильма "Про попугая Кешу".Также на праздник к детям приходят лиса Алиса и кот Базилио,которые хотят  проверить в игрово...

Сценарий семинара-практикума "Я готов учиться в школе"

Сценарий семинара-практикума«Я готов учиться в школе»Цель:• Способствовать созданию эмоционально-положительного настроя.• Вовлекать родителей в совместную  деятельность.• Повышать родительскую ко...

Консультация для родителей на тему "Чему и как учить до школы"

Прочитав данную консультацию вы сможете правильно и грамотно подготовить ребенка к школе...