Тренинг для родителей «Я хочу с тобой играть»
методическая разработка

Васильева Жанна Николаевна

Тренинг «Я хочу с тобой играть»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_ya_hochu_s_toboy_igrat.docx71.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема встречи:  «Я хочу с тобой играть»

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности младших дошкольников в условиях семьи.

Задачи:

1. Развивать активный интерес у родителей к воспитанию своего ребенка.

2. Расширять педагогические знания родителей по вопросам воспитания и развития детей в играх.

3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.

Форма проведения: тренинг

Участники:  родители

Оборудование:

- « Памятки для родителей» по игре;

- на отдельном столе  игры

- ноутбук с фотографиями детей.

Ход тренинга:

  1. Организационный момент

Добрый день, уважаемые родители! Тема нашей встречи сегодня «Я хочу с тобой играть», на первый взгляд кажется, что ничего нового на эту тему мы услышать уже не можем! Дети любят играть- это итак понятно! Но давайте рассмотрим это любимое детское занятие поближе.

Каждому родителю хочется, чтобы его ребёнок вырос умным и успешным, но не каждый задумывается о том, а что я могу сделать уже сейчас, чтобы помочь ребёнку вырасти активным, целеустремлённым, самостоятельным и найти своё достойное место в обществе.

 «Поиграй со мной!» — как часто слышим мы эту просьбу от своих детей.

И как часто они слышат в ответ: «Некогда, поиграем потом». Может быть, это происходит оттого, что мы, взрослые, не понимаем мир ребенка и боимся его? Просто не умеем играть? Или недооцениваем важность и значимость совместной игры? А ведь игра для ребенка — это реальный мир, в котором он живет «сейчас», а не «потом». И в этом мире все правда, а не выдумка.

Взрослые работают. Это труд ? это важное занятие? А если человек не работает, совсем никак не трудится ? Школьник учится. Это труд? Это важное занятие? А если школьник не учится? А дошкольник играет. Это труд? Это важное занятие? А почему вы засомневались? А если ребёнок не будет играть ?

Ведь ребёнок живёт уже сейчас, он не готовится жить! Он живёт! Правда, со своими возрастными особенностями.

  1. Что же такое игра?

Игра для ребенка дошкольного возраста это основное средством познания мира, обучения и воспитания. Поэтому от качества детской игры зависит дальнейшее развитие ребенка. В современном обществе многие виды деятельности соперничают с детской игрой и даже вытесняют ее, – это компьютер, телевизор и даже раннее обучение. Сейчас все чаще встречаются дети, которые практически не играют с другими детьми.

У таких детей могут быть трудности с общением и социализацией в будущем.

В связи с этим возникают вопросы: В чем смысл детской игры? Существуют ли возрастные нормы детской игры? В каких случаях родителям следует беспокоиться? Во что играть с ребенком и как? Какие физические и психологические качества необходимо развивать в детях в этом возрасте?

- Давайте разберемся вместе.

В семье есть немного видов деятельности, которые влияют на развитие ребенка, это труд, продуктивная деятельность и игра.

Труд детей в семье сейчас исторически вытесняется. Малодетность родителей, квартирные условия, наличие бытовой техники, активное развитие сферы бытовых услуг, приводит к тому, что у родителей нет необходимости привлекать ребенка к работе по хозяйству, разве что в воспитательных целях. Девочкам уже не нужно стирать, шить, делать пищевые заготовки. Мальчикам давно не требуется колоть дрова, пасти скотину, топить печь, чинить посуду и обувь, заниматься строительными работами по дому. Иногда, единственное, что приходится делать ребенку - это убирать свои вещи (игрушки, одежду, книги). И даже такой маленький объем работы ребенок может бойкотировать, потому что не чувствует реальной нужды семьи в его помощи (мама сама справляется с этой работой быстрее и лучше). Если родители не имеют достаточный авторитет, тем более, если семьей по факту руководят дети, дети в семья работать не будут, потому что не хотят. Как к этому относиться? Плохо нужно к этому относиться. Взрослый человек трудиться умеет и любит, и этот навык он может и должен приобретать в семье с детских лет.

Для развития продуктивной или эстетической деятельности ребенка сейчас созданы все условия. Практически любому ребенку сейчас доступно рисование, лепка, пение, танцы, рукоделие, моделирование и другие виды детского творчества. Магазины изобилуют выбором материалов, разнообразные творческие студии. Но, к сожалению, и эти воспитательно-развивающие виды деятельности не всегда могут воплотиться в современной семье. Причина – наличие телевизора и компьютера, а также эмоциональная усталость родителей. Как показывают опросы, проведенные среди родителей дошкольников, большинство родителей не рисуют, не лепят, ни рукодельничают вместе со своими детьми дома. Занятые на работе мамы и папы, в лучшем случае водят детей в разнообразные кружки и студии, а дома предпочитают отдыхать, предоставляя детям возможность самостоятельного выбора досуга. Но ведь дошкольники, во-первых, подражают родителям, а во-вторых, нуждаются в партнере по общей деятельности. Поэтому они тоже с удовольствием смотрят телевизор и играют за компьютером, не смотря на то, что в доме есть краски, пластилин, музыка и много игрушек.

Остается еще одно волшебное средство, полезное для детского развития –ролевая игра. Давайте разберемся, каково значение, смысл, детской игры?

  • Игра развивает мотивы и потребности ребенка – т.е. формируется стремление действовать, что помогает развивать активную жизненную позицию, развиваются нравственные качества (честность, терпение, инициатива, взаимопонимание, взаимопомощь…).
  • В игре у ребенка формируется желание взрослеть – выполнять (пока еще только в игре) общественно значимую деятельность: лечить, учить, строить, воспитывать детей, совершать подвиги и т.д..
  • В игре развивается управление своим поведением: дети учатся подчинять свои действия роли, начинают понимать необходимость правил, создают правила, приходит понимание прав и обязанностей играющих, развивается воля.
  • В игре происходит преодоление эгоцентризма – ведь все дети, по сути, эгоисты и преодолеть это можно только в игре с игровыми партнёрами. Развивается умение встать на позицию другого.
  • В игре происходит развитие умственных действий и умственных способностей: обобщение действий, развитие логики действий, предварительный замысел, планирование, контроль, развитие произвольной речи, развитие внимания, памяти, воображения.
  • Именно сюжетно-ролевая игра дошкольников является лучшим средством подготовки ребенка к школе и к будущей взрослой жизни, потому что главный секрет успехов лежит не в навыках ребенка, а в его социальной зрелости.
  • Игра готовит ребёнка к будущим жизненным ситуациям и помогает справляться с возникающими в данный момент жизни трудностями.

Ну, я надеюсь, что убедила вас в том, что игра очень важна для здорового развития ребёнка, и, что ребёнок 3-4 лет не умеет играть, а значит, и не умеет развиваться самостоятельно без вашей помощи.

А как играть с ребёнком 3-4 лет? Чтобы научиться играть с ребенком, нужно только представить себя малышом, которого все безмерно интересует и радует каждую минуту.

И, конечно, не забывать, сколько лет вашему чуду, т.е. игры должны соответствовать возрасту ребёнка и помнить, что для хорошей развивающей игры нужно хорошее настроение! Только это не значит, что если у нас плохое настроение, то играть не будем! Это значит, что мы учимся создавать и сохранять хорошее настроение

  1. Для того чтобы перейти к ответу на вопрос «как играть ?» я предлагаю выполнить упражнение «Звезда»

Материалы: небольшое карманное зеркало, изображения звёзд.

Подготовить основу – изображение двойной пятиконечной звезды размером примерно 5х5 см. Глядя на изображение через зеркало, надо провести линию между внешней и внутренней звездами. Это изображение хорошо иллюстрирует возможности ребенка в период созревания головного мозга и ограниченность этих возможностей.

Вопросы для обсуждения:

  • Ваши ощущения в процессе выполнения задания?
  • Ваши мысли по этому поводу?

Идеи, выносимые на обсуждение: Выводы:

От ребенка нельзя требовать того, чего он в принципе сделать не в состоянии.

Во время выполнения этого упражнения у взрослых часто вырываются восклицания, вздохи, комментарии. Это является нормальным выражением эмоций, помогает выполнить задание.

От детей же на занятиях или в игре часто требуется тишина или сдержанность, что идет вразрез с естественными реакциями и накапливает эмоциональное напряжение.

Если вы предлагаете ребёнку игру или задаёте вопросы, а он отказывается или отвлекается и теряет логику игры или ответа, то не ругайте малыша, а задумайтесь: что не так? Может ему просто трудно понять, что вы от него сейчас хотите?

  1. А теперь перейдём к особенностям игры детей 3-4 лет.

Три года — это рубеж, когда кончается раннее детство и начинается дошкольный период. Ребенок начинает отделять себя от мира взрослых, становится более самостоятельным. Он уже многое умеет, стремится узнать больше. В умственном развитии главное для ребенка — это знакомство с окружающими предметами. Его сейчас привлекают форма, цвет, размер, расположение в пространстве, передвижение. Поэтому игры этого возраста основаны на действиях с предметами.

Как играть с ребенком трех лет?

Играя с ребенком, помните, что его действия только начинают становиться целенаправленными, его мышление наглядно-действенное и требует предметного, а не словесного знакомства, т.е. ему нужно показать, а не сказать. Он легко отвлекается и переходит от одной игры к другой. Утомление наступает быстро. Внимание его сосредотачивается только на 2-3 предметах. И что очень важно - он очень раним!!!

Поэтому во время игры сделайте так, чтобы ребенка не отвлекали посторонние предметы. Играйте не более 15 минут. Но требуйте, чтобы он начатое доделал до конца. Поощряйте его «победы» и «открытия»  словесной похвалой и небольшими подарками: открытками, значками, лакомством. В этом возрасте начинает формироваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку взрослого. Поэтому одобрение родителей сейчас для ребёнка очень нужно.

Играя каждый день всего по 15 минут, вы заметите, что малыш, занятый чем-то интересным, стал меньше отвлекаться от своего занятия, чем раньше, его игры станут более сложными. Он лучше запоминает, пытается рассуждать. Его рассуждения еще порой наивны, но это говорит о том, что ребенок стареется понять, как взаимодействуют предметы, события и явления.

Ближе к 4 годам он уже сам может определять свойства вещей. Четырехлетний ребенок уже умеет мыслить абстрактно, играть не только с самими предметами, но и с их схемами, рисунками. Игры становятся более содержательными, в них он моделирует взаимоотношения людей.

В этом возрасте у ребенка появляется интерес к письму, буквам.

Игра — это общение ребенка с родителями, радость открытия мира. В каждую игру можно играть с одним или с несколькими детьми. А еще лучше играть всей семьей.

От взрослых зависит, как будет ребенок обращаться с игрушками, будут ли они его друзьями, партнерами по играм или малыш будет равнодушен к ним. Участие  взрослых в игре - пример поведения для ребенка.

Игры с образными игрушками помогают малышам приобретать опыт положительных отношений с детьми, взрослыми, воспитывают заботливое отношение к ним.

В играх с детьми установите правило обращения с игрушками: каждая игрушка должна иметь свое место, имя. Нельзя носить игрушки за волосы, за ноги, за уши, бросать на пол. Приучайте ребенка к тому, что если он уронил игрушку, надо поднять ее, пожалеть. Необходимо приучать к правилу: поиграл - положи (посади) игрушку на место.

Для того, чтобы малыш полюбил игру, мог долго и сосредоточенно играть, его надо научить этому. Ведь игра от общения со взрослым становиться богаче, содержательнее и понятнее.

А какие игры выбирать зависит от ситуации. Т.к. ребёнок бурно развивается физически в этом возрасте, то очень важны игры на развитие координации и ловкости движений, т.е. подвижные игры.

Для трехлетнего малыша нет ничего более увлекательного, чем принимать активное участие в маминых и папиных делах. Поэтому настоящее удовольствие ребенок получит в том случае, если разрешить ему мешать тесто на кухне, протирать стол, подметать пол и поливать растения, насыпать сухой корм животному. И многое другое! Однако здесь есть один маленький секрет. Домашние дела тогда станут полезными для развития ребенка, когда взрослые перестанут его одергивать, повышать голос (например, если малыш пролил что-то на пол). Ключевое условие превращения каждодневных занятий в развивающие – это общение! Проговаривание всего происходящего, поощрение усилий помощника, а также использование ситуации для решения актуальных задач развития трехлетки.

Я приготовила для вас вот такие памятки с разными играми, я их вам потом раздам.

  1. А сейчас я предлагаю вам поиграть.

Игра с парными карточками «НАЙДИ ПАРУ»

Сделать карточки с парными изображениями. Положить несколько пар картинок рубашкой вверх (начинать лучше с 4-6 карточек). Ребенок открывает любую понравившуюся ему картинку, смотрит и запоминает, что на ней нарисовано, и ищет точно такую же картинку. Одновременно могут быть открыты только 2 карточки, и если это пара - карточки остаются открытыми. В случае неудачи обе открытые карточки переворачиваются и пару нужно искать заново. Игра развивает зрительную память.

развивающие игры с ребенком 3 лет

 

Игра «ПРИШЛИТЕ МНЕ, ПОЖАЛУЙСТА»

В крышке коробки из-под обуви делаем три отверстия (одно над другим). Приклеиваем крышку к основанию коробки вертикально, берем большую упаковку фломастеров, делим их поровну, садимся по разные стороны нашей «почты» и начинаем играть. Первый игрок:
- Пришлите мне, пожалуйста, красный фломастер через верхнее окошко.
- Пришлите мне, пожалуйста, лиловый фломастер через среднее окошко.
И так далее. Задача: усвоить понятия «верхний», «нижний», «средний», а также оттенки базовых цветов.

развивающие игры с ребенком 3 лет

Игра «Острое блюдо» - игры на кухне

- А сейчас мы ещё немного поиграем. Прошу всех принять участие. Для вас мы приготовили «острое блюдо», т.е. острый вопрос из перечницы. (В перечнице находятся бумажки с вопросами.)

- Если вы получите перечницу с вопросом, это не значит, что обязательно нужно отвечать на него. Если вы не знаете ответа или не хотите высказываться, то можете передать перечницу дальше по кругу. Желающие могут дополнить ответ. (Звучит музыка, перечница движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась перечница.)

- Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители вытягивают записки из перечницы)

1. «Скорлупа от яиц»

Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.

2. «Тесто»

Лепите все, что захочется.

3. «Макаронные изделия»

Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

4. «Манка и фасоль»

Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.

5. «Горох»

Пересыпать горох из одного стаканчика в другой.

6. «Геркулес»

Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.

7. «Различные мелкие крупы»

Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.

8. «Венчик для взбивания»

Налить в миску воды, немного шампуня и поставить в раковину. Поставьте ребенка на стул к раковине и пусть он взбивает мыльную пену.

9. «Одноразовые стаканчики»

Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.

10. «Сухие завтраки- колечки» и т.п.

Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки - бусы и браслеты.

Рефлексия: Я предлагаю вам сейчас поделиться с нами своими секретами: в какие игры вы любите играть дома со своими детьми, чтобы и мы могли в них поиграть.

 Заключительная часть.

- Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Я пришёл из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну детства для пришедших туда наших малышей. Эта страна пока ещё полностью в наших руках, и за неё мы по-настоящему в ответе. За оригинал – не за отражение!»

Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Преодолевая усталость и отрываясь от домашних дел, будем перевоплощаться во врача или Серого Волка, и радоваться радости своего малыша. Всех благодарю за добрую встречу и участие! Не забудьте взять себе памятку с играми в вашу семейную копилку игр   До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию во второй младшей группе на тему: "Я хочу с тобой дружить!"

Формировать дружеские отношения в коллективе, способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений, отрицательное отношение к грубости....

Тренинг с родителями в старшей группе «Ты да я, да мы с тобой».

Ознакомить родителей воспитанников с психологическим климатом в группе, активизировать на  совместную работу семьи и ДОУ в формировании нравственных качеств у детей, создать условий для личностно...

Игровой тренинг «Мама – праздник, который всегда с тобой».

Игровой треннинг для детей и родителей с использованием кинезиологических упражнений и элементов логоритмики...

Кратковременный социально-коммуникативный проект во второй младшей группе "Я хочу с тобой дружить!"

Формирование у детей представления о дружбе, воспитание доброжелательного отношения друг к другу....

Психологический тренинг для родителей детей с ОВЗ «Если что, я с тобой!»

Данный тренинг позволяет родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья научиться лучше понимать своего ребенка, установить близкий эмоциональный контакт...

Консультация для родителей: "Не хочу спать, а хочу играть!"

Правила поведения родителей в данной ситуации....

Игровой тренинг для родителей и детей старшего дошкольного возраста "Ты, да я, да мы с тобой"

Занятие по укреплению родительско-детских отношений с использованием песочной терапии...