Адаптация в детском садике. Ошибки взрослых.
консультация (младшая группа)

Гребенюк Юлия Николаевна

Поступление в детский сад – это всегда стресс. Плач – это норма адаптации. Но взрослые могут минимизировать стресс и правильно подготовиться к новому укладу в жизни. Есть типичные ошибки, которые совершают взрослые.  Не допустив их, можно помочь себе и ребенку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_v_letskom_sadu._oshibki_vzroslyh.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация в детском садике. Ошибки взрослых

Ребенка можно считать адаптированным к детскому саду при двух условиях:
1. Ребенок усвоил правила поведения в ДОУ, владеет необходимыми навыками самообслуживания и коммуникационными навыками.
2. Ребенку психологически комфортно пребывание в детском саду

Очень часто родители и педагоги обращают внимание только на первый пункт. Ребенок самостоятелен, послушен, спокоен. Не конфликтует с окружающими, не плачет. И совершенно не обращают внимания, что ребенок замкнут, подавлен, не играет со сверстниками, часто болеет. Т.е. малыш испытывает психологический дискомфорт. Очень хорошо, когда ребенок умеет держать ложку и сам одеваться, но не менее важно, умеет ли он справляться с внутренней тревогой.

Например, ребенок может выработать особый ритуал прощания в садике. Или выучит мантру: «Мама за мной придет». Или будет носить в садик любимую игрушку…

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ родителей в период адаптации:

1 Недооценивание важности периода адаптации, резкое погружение ребенка в среду ДОУ.  Так происходит, если мама стремится уже с первых дней оставить ребенка до вечера. При этом может уехать из города по делам. Лучше если погружение в среду ДОУ будет постепенным и первые дни мама будет находиться рядом с садиком. Если возникнет необходимость (непрекращающийся плач, повышение температуры) сможет быстро прийти.

2. Как долго должно длиться первое пребывание ребенка в детском саду?

Нельзя дать однозначного ответа на этот вопрос. Все дети разные, и первая встреча с адиком будет тоже проходить по разному. Одни могут не прекращая плакать час, другие могут активно играть несколько часов и удивляться, почему за ними так рано пришли. Необходимо быть внимательным и наблюдательным.

3. Нарушение принципа систематичности, последовательности. Ребенок не регулярно посещает детский сад без уважительных причин.   В один день проспали, в другой было лень, потом мама решила, что сильно плачет, надо передохнуть. В таком случае ребенок все время находится в режиме ожидания пойдем-не пойдем, тревожиться. Внутренне напряжение нарастает и адаптация проходит труднее.

4. Внезапное исчезновение при прощании. Мамы стремятся не заметно уйти, пока воспитатель отвлекает, или когда пошел мыть руки или в туалет. Взрослым кажется, что они избегают стресс при расставании.   На самом деле формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома. Вместо этого лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день.

5. Пищевые привычки. Часто, родители кормят перетертой пищей детей до 3-х лет. В результате таких действий у ребенка не формируется навык жевания. Еще до прихода в садик важно познакомить ребенка с разнообразной пищей (как по вкусу, так и по структуре).

6. Несоблюдение единства требований дома и в ДОУ. Например, кормление дома «на ходу», перед телевизором приводит к тому, что ребенок в садике убегает из-за стола; без концентрации внимания на мультике, не может долго сидеть на одном месте. Часто встречающаяся ситуация: ребенок, засыпающий дома только в процессе укачивания – становится настоящей проблемой для воспитателей в тихий час.

7. Несоответствие режима дня. До того как ребенок начнет посещать доу, его необходимо приучить к раннему подъему.  Не стоит также отказываться от дневного сна. В идеале, ребенок должен сам просыпаться в нужное время – это поможет избежать дополнительного стресса, капризов, вызванных недосыпанием и переутомлением.

8. Не умение самостоятельно одеваться. Ребенок чувствует себя не успешным в детском коллективе, расстраивается, переживает. Научить ребенка полностью себя обслуживать – это хорошо, но не всегда возможно в силу возраста. Научите ребенка просить о помощи и спокойно ждать своей очереди (воспитатель слышит твою просьбу, но сначала поможет Ване и Кате)

9. Невнимание к социализации. Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован). Ребенка нужно приучить, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся. До садика у ребенка должен быть опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов.

10. Неправильный настрой ребенка на посещение детского сада. Очень часто родители описывают малышу некую идиллию его пребывания в детском саду. Другие угрожают ребенку детским садом как наказанием за непослушание. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости. Все ходят на работу. Формированию неправильного настроя способствует высказывание взрослыми негатива, недовольства садиком и его сотрудниками в присутствии ребенка. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Но обязательно показывать значимость его нового статуса.

11. Эмоциональная перегрузка. Стремление развлечь ребенка в этот трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается нервная система ребенка. Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом.

12. Начало посещения детского сада совпадает с изменениями в семье. Это может быть переезд семьи, уход отца или рождение брата или сестры. Отдавать в садик старшего ребенка желательно до появления малыша, чтобы он не воспринял это как изгнание, потому что новый ребенок занял его место.

13. Родители очень много тревожатся. Если мама долго прощается, много предупреждает об опасностях. А приходя за ним тревожно осматривает, проверяет вещи. Скорее всего тревога передастся ребенку. Раз мама так сильно переживает, то скорее всего здесь очень опасно, думает ребенок. В такой ситуации надо успокоиться маме и изменить отношение к происходящему.  

14. Незаинтересованность в адаптации ухаживающего взрослого. Бабушка, которая внутренне противится решению родителей отдать ребенка в садик, и сама желает заботиться о внуке.

15. Случается, что мама, не видящая себя вне ситуации ухода за ребенком, испытывает особое удовольствие, когда малыш не хочет идти в детский сад, тем самым, транслируя ему на подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении. Мною замечено, что дети работающих матерей адаптируются легче.

16. Отсутствие необходимости в посещении ДОУ. Родители сомневаются в целесообразности «садиковского воспитания» и любые колебания родителей ребенок использует для того, чтобы не пойти в садик.

17. Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Ребенок плачет, а родители переживают тревогу и чувство вины, только усугубляя ситуацию. Как бы это странно не звучало, но плач при адаптации – это норма. И чем громче плач, тем скорее он закончится. Ребенку нужно время и возможность «отгоревать», пережить потерю каких-то удовольствий домашней жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация для родителей «Адаптация ребенка к детскому садику»

Многие родители ведут своих детей в сад, не придавая никакого значения тому, что у ребенка явные признаки начинающейся болезни. Это н...

Адаптация к детскому садику.

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому садику...

Адаптация к детскому садику

Адаптация к детскому садику...

Консультация для родителей Адаптация к детскому садику. Если в семье процветает гиперопека

Материал содержит информацию о том как стиль семейного воспитания "гиперопека" влияет на адаптацию ребенка к детскому садику и рекомендации родителям как действовать чтобы ребенок успешно ад...

АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДИКУ. КАК ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК? 

Детям любого возраста непросто начинать посещять детский сад.Каждый из них проходит период адаптации.Ребенка можно считать адаптированным к ДОУ при двух условиях:ребенку психологически комфортно; ребе...

Памятка по адаптации к детскому садику для родителей

Что нужно обязательно сделать перед посещением детского сада:1. Режим дня дома должен быть максимально похож на режим дня детского сада.2. Желательно приучить ребенка к унитазу (как минимум, чтобы реб...

Адаптация к детскому саду:ошибки родителей и способы их преодоления

Адаптация к детскому саду:ошибки родителей и способы их преодоленияРодительские ошибки и способы преодоления адаптация к детскому садуМногие родители, когда малышу ...