Родительское собрание. Специфика воспитания и обучения детей в старшей логопедической группе.
презентация к уроку (старшая группа)

Цуприй Людмила Ивановна

Цель: Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

1. Что такое логопедическая группа?

2. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.

3. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика».

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Специфика воспитания и обучения детей в старшей логопедической группе»

1. Что такое логопедическая группа?

2. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.

3. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика».

Цель: Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Нормы речевого развития ребенка к 5 годам

  • К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000.
  •  Активно употребляет простые обобщающие слова – «игрушки», «посуда», «одежда» и др.  
  •  В речи ребенка не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют малознакомые слова.
  •  Развитие контекстной речи проявляется способностью к пересказу сказок, рассказов, собственных впечатлений.
  •  У ребенка совершенствуется звуковая сторона речи, артикуляционный аппарат достигает такой степени развития, что может правильно произносить все звуки. Многие начинают верно произносить  [Ш], [Ж], [Ч'], [Ц], [Щ'], формируются сонорные звуки [Р], [Р'], [Л] и их дифференциация.

Общим для всех детей нашей группы является нарушение, называющееся Общее Недоразвитие Речи (ОНР) -  III уровня. Для данного нарушения характерны такие особенности, как несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями, несовершенство грамматических процессов, нарушение звукопроизношения.  Конечно, в рамках данного нарушения уровень речевого развития всех детей разный.

Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада?

В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

  • формирование правильного звукопроизношения;
    - развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
    - совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
    - совершенствование грамматического строя речи;
  •  работа по устранению нарушений слоговой структуры слова; 
    - обогащение, активизация словарного запаса речи;
    - развитие мелкой моторики рук, т.е. движений; подготовка руки к письму;
    - развитие связной речи, подразумевающее  умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
    - совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

         Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач.

На данный момент времени длится I период обучения. Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводится с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей заносятся в речевые карты детей. После окончания обследования Вы сможете подробнее узнать о результатах в индивидуальном порядке.

Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?


         Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.

Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

- тетради забираются домой на выходные;
- задания на развитие мелкой моторики рук (штриховка) выполняются карандашами;
- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители
должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Артикуляционная гимнастика

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.

Когда  люди  делают  гимнастику  для  рук,  ног  -  дело  нам  привычное  и  знакомое.  Мы  тренируем  мышцы,  чтобы  они  стали  ловкими,  сильными,  подвижными.  А  вот  зачем  язык  тренировать?  Оказывается,  язык  -  главная  мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто  необходима.  Ведь  язык  должен  быть  достаточно  хорошо  развит,  чтобы  выполнять  тонкие  целенаправленные  движения,  именуемые  звукопроизношением.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель  артикуляционной  гимнастики  -  выработка  правильных,  полноценных  движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для  правильного  произношения  звуков,  и  объединение  простых  движений  в  сложные.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных  органов  и  их  иннервацию  (нервную проводимость);

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Как проводить артикуляционную гимнастику.

При  проведении  артикуляторной  гимнастики  особое  внимание  необходимо  уделять  качеству  выполнения  артикуляторных  движений.  Важно  следить  за  чистотой  выполнения  движений  (без  сопутствующих  движений),  за  плавностью  движений,  темпом,  нормальным  тонусом  мышц  (без  излишнего  напряжения  или  вялости),  за  объемом  движений,  умением  удерживать  движение определенное  время,  за  переключаемостью  движений,  т.е.  возможностью  перехода  от  одного  движения  к  другому,  за  точной  координацией  движений языка и губ.

Поначалу  артикуляционную  гимнастику  необходимо  выполнять  перед  зеркалом.  Ребенок  должен  видеть,  что  делает  его  язык.  Мы,  взрослые,  не  задумываемся, где находится в данный момент наш язык (за верхними зубами  или за нижними). У взрослого человека артикуляция - автоматизированный навык,  а  ребенку  необходимо  через  зрительное  восприятие  обрести  этот  автома-тизм, постоянно упражняясь.

Проводить  артикуляционную  гимнастику  нужно  ежедневно,  чтобы  вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2  раза в день по 5минут.  Прежде  чем  начать  занятия,  лучше  познакомить  ребенка  с  названиями  артикуляционных органов.

Артикуляционная  гимнастика  выполняется  только  сидя,  чтобы  все другие мышцы ребенка были расслаблены, кроме прямой спины. Упражнения выполняются от простых к сложным. Упражнение необходимо выполнять без напряжения, в спокойном  темпе. Каждое упражнение повторять по 5-7 раз.  Если у ребенка не получается сразу упражнение - не беда, проделайте вместе с  ним упражнение и скажите, что у Вас тоже не получается, но мы потренируемся  и  все  получится.  Чаще  хвалите ребёнка  и  ни  в  коем  случае  не  выказывайте  недовольство.  

Хочу обратить ваше внимание на то, что речь и интеллект тесно взаимосвязаны: если мы будем совершенствовать речь - значит, повышается уровень развития мышления. Дефекты речи оказывают тормозящее действие и на развитие самой речи, и на развитие мышления ребенка, на его подготовку к овладению грамотой.

Нам бы очень хотелось, чтоб Вы - родители относились серьезно к образовательному процессу в детском саду, в эти 2 года, для того чтобы максимально помочь своему ребенку в подготовке к школе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание на тему: «Специфика воспитания и обучения детей в старшей логопедической группе» Учитель-логопед: Цуприй Л.И .

Слайд 2

Нормы речевого развития ребенка к 5 годам Запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000 Активно употребляет простые обобщающие слова – «игрушки», «посуда», «одежда» и др. В речи ребенка не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Чистое произношение шипящих звуков, появляются звуки [ р ], [ р ’], [л] Развиваются простейшие формы звукового анализа ( возможность узнавать звук в слове ) Развитие монологической речи, способность к пересказу сказок, рассказов.

Слайд 5

В логопедических группах проводится работа с детьми по следующим направлениям : формирование правильного звукопроизношения; - развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка); - совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции; - совершенствование грамматического строя речи ; работа по устранению нарушений слоговой структуры слова; - обогащение, активизация словарного запаса речи; - развитие мелкой моторики рук, т.е. движений; подготовка руки к письму; - развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы; - совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Слайд 7

Роль семьи в преодолении речевых нарушений Формирование правильного отношения к речевому нарушению у ребенка! Выполнени е и показ ребенку простых артикуляционных упражнений ! Выполнение домашних логопедических заданий! Правильная собственная речь!

Слайд 9

«Окошко»

Слайд 10

«Дудочка»

Слайд 11

«Заборчик»

Слайд 12

«Чашечка»

Слайд 13

«Качели»

Слайд 14

«Лошадка»



Предварительный просмотр:

Дети к 5-ти годам должны знать:

  • Своё имя, фамилию, возраст;
  • Имя, фамилию своих родителей, их место работы;
  • Свой домашний адрес;
  • Всех членов своей семьи и ближайших родственников;
  • Местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом);
  • Время суток, их последовательность (утро, день, вечер, ночь);
  • Времена года, их последовательность (осень, зима, весна, лето);
  • Названия детёнышей;
  • Правую и левую руку;
  • Основные и оттеночные цвета;
  • Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
  • Размер предметов: по длине (длинный, короткий);   по   высоте   (высокий,   низкий);   по   ширине   (широкий, узкий); по толщине (толстый, тонкий); по массе (тяжелый, легкий); по глубине (глубокий, мелкий); по объему (большой, маленький);
  • Формы вежливого обращения к взрослым и сверстникам с просьбой, благодарностью, обидой, жалобой;
  • Названия предметов и материалов, из которых они изготовлены (ткань, бумага, дерево, резина и др.);
  • Названия живых существ и сред их обитания (земля, почва, воздух), некоторых трудовых процессов (кормление животных, выращивание овощей, стирка белья, сервировка стола и др.);
  • Слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения (игрушки, посуда, животные, растения и др.),

Дети должны уметь:

  • Высказываться о себе, своём самочувствии, настроении и отвечать на соответствующие вопросы окружающихся;
  • Употреблять существительные с обобщающим значением: мебель, овощи, фрукты, ягоды, животные.
  • Правильно согласовывать слова в предложении;
  • Образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах (лисята лисят, медвежата — медвежат);
  •  Правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных (ложек, вилок, груш, яблок, помидоров):
  • Правильно употреблять формы повелительного наклонения глаголов хотеть, лежать, ехать, бежать;
  • Использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
  • Задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей, участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу;
  • Пересказывать небольшие сказки и рассказы, знакомые детям и вновь прочитанные;
  • Составлять (по образцу) небольшие рассказы о предмете, по содержанию сюжетной картины.
  • Согласовывать слова в роде, числе, падеже;
  • Считать в пределах 10;
  • Правильно пользовать количественным и порядковым счётом;
  • Самостоятельно находить и применять способ определения формы, размера предметов, геометрических фигур;
  • Выделять идентичный объект (такой же формы, такого же размера, цвета) по образцу, а затем по словесному описанию, схематическому изображению;
  • Определять направление движений от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз).

Дети к 5-ти годам должны знать:

  • Своё имя, фамилию, возраст;
  • Имя, фамилию своих родителей, их место работы;
  • Свой домашний адрес;
  • Всех членов своей семьи и ближайших родственников;
  • Местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом);
  • Время суток, их последовательность (утро, день, вечер, ночь);
  • Времена года, их последовательность (осень, зима, весна, лето);
  • Названия детёнышей;
  • Правую и левую руку;
  • Основные и оттеночные цвета;
  • Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
  • Размер предметов: по длине (длинный, короткий);   по   высоте   (высокий,   низкий);   по   ширине   (широкий, узкий); по толщине (толстый, тонкий); по массе (тяжелый, легкий); по глубине (глубокий, мелкий); по объему (большой, маленький);
  • Формы вежливого обращения к взрослым и сверстникам с просьбой, благодарностью, обидой, жалобой;
  • Названия предметов и материалов, из которых они изготовлены (ткань, бумага, дерево, резина и др.);
  • Названия живых существ и сред их обитания (земля, почва, воздух), некоторых трудовых процессов (кормление животных, выращивание овощей, стирка белья, сервировка стола и др.);
  • Слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения (игрушки, посуда, животные, растения и др.),

Дети должны уметь:

  • Высказываться о себе, своём самочувствии, настроении и отвечать на соответствующие вопросы окружающихся;
  • Употреблять существительные с обобщающим значением: мебель, овощи, фрукты, ягоды, животные.
  • Правильно согласовывать слова в предложении;
  • Образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах (лисята лисят, медвежата — медвежат);
  •  Правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных (ложек, вилок, груш, яблок, помидоров):
  • Правильно употреблять формы повелительного наклонения глаголов хотеть, лежать, ехать, бежать;
  • Использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
  • Задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей, участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу;
  • Пересказывать небольшие сказки и рассказы, знакомые детям и вновь прочитанные;
  • Составлять (по образцу) небольшие рассказы о предмете, по содержанию сюжетной картины.
  • Согласовывать слова в роде, числе, падеже;
  • Считать в пределах 10;
  • Правильно пользовать количественным и порядковым счётом;
  • Самостоятельно находить и применять способ определения формы, размера предметов, геометрических фигур;
  • Выделять идентичный объект (такой же формы, такого же размера, цвета) по образцу, а затем по словесному описанию, схематическому изображению;
  • Определять направление движений от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на родительское собрание: "Задачи воспитания и обучения детей третьего года жизни "

Содержание психолого-педагогической работы с детьми первой младшей группы. Работа основана на разностороннеее разитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педаг...

Доклад к родительскому собранию "Задачи воспитания и обучения детей первой младшей группы".

Наш детский сад работает по программе "Детство". А также мы используем и порциальные программы и таковой является программа "Кроха", которую мы используем в своей работе.И так, какие задачи стоят пере...

Родительское собрание: «Задачи воспитания и обучения детей второй младшей группы»

Задачи:·         познакомить родителей с воспитателями группы, друг с другом;·         познакомить родителей с задачами ...

Тема родительского собрания: «Задачи воспитания и обучения детей второй младшей группы»

Поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях. Способствовать формированию положительных эмоций, активной двигательной деятельности.Воспитывать интерес к жизни и деятельности взро...

Тема родительского собрания «Задачи воспитания и обучения детей второй младшей группы».

Цель: Взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребёнка в детском саду.Повестка дня:...