Консультация для родителей "Процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте"
консультация

Шмелева Галина Владимировна

Данный материал разработан для того, чтобы помочь родителям воспитанников развить творческие способности их детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему:

«Процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте».

Автор: воспитатель высшей квалификационной категории

Шмелева Г.В.

Творческие способности далеко не новый предмет исследований.

Проблема человеческих способностей вызывает огромный интерес людей все времена. Однако, в прошлом в обществе не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавались шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научного прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития одной из  важнейших задач воспитания современного человека. Объектом исследования данной статьи является процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте.

В обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.д.

Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается что-то новое – будь то предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие  способности представляют собой сплав многих качеств.

Творческое мышление характеризуется следующими основными особенностями:

Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей,

Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей,

Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи,

Законченность – способность совершенствовать продукт или придавать ему законченный вид.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

Развитие воображения,

Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Говоря о формировании способностей необходимо остановиться на вопросе о том, когда,  с какого возраста следует развивать творческие способности.

Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. Если анатомическое созревание клеток мозга и начало функционирования совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко, с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться , деградировать и тем быстрее , чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию необратимый процесс.

Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают о  себе заявлять. Проявляется это сначала в  форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего, от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять интересы детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. И это качество необходимо всячески развивать. Из всего этого можно сделать вывод, что дошкольный возраст дает прекрасные возможности для развития способностей к творчеству.

Первым шагом к развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными материалами.

Вторым важным условием развитие творческих способностей ребенка является создание обстановки опережающей развитие детей.

Необходимо на сколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться (Например: еще за долго до обучению чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы, что способствует раннему овладению чтению).

Третье условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Четвертое условие успешного развития творческих возможностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. тогда желания ребенка, его интерес, эмоциональный подъем послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а наоборот предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Это и есть пятое условие развития  творческих способностей дошкольника. Самое главное здесь не превращать свободу во вседозволенность, а помощь, подсказку. К сожалению, подсказка распространенный среди родителей способ помощи детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать это сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Для творчества необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – теплая дружественная атмосфера в детском коллективе и семье.

Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствия к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Огромное значение для развития фантазии имеет игра детей, которая является ведущим видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги к творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за игрой, а управлять ее развитием, обогащать ее, включать в игру творческие элементы.

На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действия с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет, например, кубик может быть столом, стулом и т.д.

К трем годом появляются отношения «ребенок- ребенок», дети начинают взаимодействовать друг с другом, что способствует развитию сюжета игры.

Дети  старшего дошкольного возраста развивают сюжет игры, придумывают правила, привнося знания из личного опыта, тем самым творчески подходят к развитию игры.

Говоря о проблеме творческих способностей детей, нам бы хотелось подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более если это касается педагогики творчества

Поэтому целесообразно проводить специальные беседы  и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось бы о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приемы, игры можно использовать в семье, а также родителям рекомендовалась бы специальная литература по этой проблеме.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости  от богатства и разнообразия прежнего опыта человека.

Педагогический вывод заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения.  Именно с накопления опыта начинается всякое воображение.

Список литературы:

  1. Березина, - В.Г. Детство творческой личности/ В.Г. Березина – Спб.: изд. Буковского, 1994 – 60 с.
  2. Венгер, - Н.Ю. Путь к развитию творчества/ Н.Ю. Венгер – М.: Просвещение, 1982 – 32-38 сс.
  3. Выготский, - Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте/ Л.Н. Выготский – Спб.: Союз, 1997 – 92 с.
  4. Ендовитская, - Т.А. О развитии творческих способностей/ Т.А. Ендовитская – М.: Просвещение, 1987 – 73-75 сс.
  5. Ефремов, – В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ/ В.И. Ефремов – Пенза.: Уником – ТРИЗ, 2003 – 60 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные воп...

Консультация для родителей "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»«Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, ...

Консультация для воспитателей : "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности".

Ребенок в творческой деятельности выявляет свое понимание окружающего и отношение к нему. Через продукт детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребенка....

консультация для родителей "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры"

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. При этом игра понятие многообразное. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для дошколь...