Почему ребенок говорит неправильно?
консультация

Гараева Елена Александровна
 Звуки воспроизводятся при помощи голосовых связок и особенного положения языка. Когда мы говорим, наш язык находится в постоянном движении. Эти движения строго упорядочены и при произнесении звука язык занимает определенное место. При формировании звукопроизношения ребенок ведет поиск правильных положений языка. Даже при небольшом отклонении языка в сторону звук получается неправильным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_rebenok_govorit_nepravilno.pptx615.69 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Почему ребенок говорит неправильно?

Слайд 2

Человеческая речь состоит из слов, а слова из различных согласных и гласных звуков. Звуки воспроизводятся при помощи голосовых связок и особенного положения языка. Когда мы говорим, наш язык находится в постоянном движении. Эти движения строго упорядочены и при произнесении звука язык занимает определенное место. При формировании звукопроизношения ребенок ведет поиск правильных положений языка. Даже при небольшом отклонении языка в сторону звук получается неправильным.

Слайд 3

П ричины речевых нарушений Внешние (причины социального характера ): Недостаточное речевое общение, отсутствие эмоционально положительного окружения, сверхшумное окружение . Задерживают речевое развитие, а иногда и приводят к заиканию психологические травмы, разлука с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье . Неправильная речь окружающих ребёнка людей.

Слайд 4

Внутренние (органические причины ): Снижение биологического слуха . Нарушение слуховой дифференциации звуков речи . Нарушения анатомического строения органов артикуляторного аппарата . Недостаточная подвижность артикуляторных органов прежде всего языка и губ .

Слайд 5

«Факторы риска» Вследствие чего это происходит? Слабость нейродинамических процессов возбуждения и торможения в результате соматической (физической) ослабленности ребёнка. Воздействие различных неблагоприятных факторов на ЦНС ребёнка и на его организм в целом.

Слайд 6

Внешние (причины социального характера): Недостаточное речевое общение, отсутствие эмоционально положительного окружения, сверхшумное окружение. Для нормального речевого развития ребёнка общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слушать звуки (магнитофон, телевизор), необходимо прямое общение с взрослым . Задерживают речевое развитие, а иногда и приводят к заиканию психологические травмы, разлука с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье.

Слайд 7

Неправильная речь окружающих ребёнка людей. Неправильная речь окружающих ребёнка взрослых людей, равно как и невнимание к его речи – частые причины дефектного звукопроизношения. Если ребёнок в качестве образца для подражания имеет неправильно произносимые взрослыми звуки , то он и следует этому образцу, формирует для себя эталон. Отрицательную роль в этом плане играет и «двуязычие» в семье, когда в период становления звукопроизношения ребёнок постоянно слышит по разному артикулируемые звуки.

Слайд 8

Внутренние (органические причины): Снижение биологического слуха. При снижении слуха (тугоухости) речь ребёнка развивается с отклонениями от нормы, в том числе и в отношении звукопроизношения. Поэтому, при малейшем подозрении на снижение слуха у ребёнка немедленно нужно обратиться за помощью к специалистам. Потому что от своевременности оказания помощи зависит дальнейшее состояние слуховой функции и речи ребёнка, а значит и вся его школьная судьба.

Слайд 9

Нарушение слуховой дифференциации звуков речи. Помимо снижения биологического слуха на формирование звукопроизношения отрицательно сказывается и нарушение слуховой дифференциации звуков речи, т.е. неспособность различать их на слух. В этом случае дети слышат хорошо, но некоторые похожие по звучанию звуки (например, С и Ц, Ч и Щ и др.) кажутся им одинаковыми и поэтому не различают на слух. Почему это мешает овладению правильным произношением звука? Дело в том, что если звуки С и Ц кажутся ребёнку одинаковыми, то он не чувствует надобности в овладении более сложной артикуляцией звука Ц, потому что произношение « сапля » вместо «цапля » его устраивает. Значит, основной причиной звуковых замен здесь являются затруднения в слуховой дифференциации звуков.

Слайд 10

Нарушения анатомического строения органов артикуляторного аппарата. Частой причиной неправильного произношения звуков являются выраженные дефекты в строении речевых органов ребёнка , не позволяющие ему воспроизвести правильную артикуляцию некоторых звуков. Дефекты, часто встречающиеся у детей: * дефект в строении челюстей - это неправильный прикус, т.е. неправильное расположение зубов верхней и нижней челюстей по отношению друг к другу; * аномалии зубов: - редкое расположение зубов; - расположение зубов вне челюстной дуги; - слишком мелкие или деформированные зубы; - наличие диастемы (щели между верхними резцами). * аномалии в строении языка: - слишком большой или маленький язык; - короткая подъязычная уздечка, не позволяющая ему подниматься вверх. * аномалии в строении мягкого и твёрдого нёба: - расщелины мягкого и твёрдого нёба; - слишком высокое или низкое твёрдое нёбо. * аномалии в строении губ: - расщелина верхней губы; - недоразвитие губ.

Слайд 11

Недостаточная подвижность артикуляторных органов прежде всего языка и губ. В момент произнесения звука происходит сближение или смыкание языка, губ, мягкого нёба с неподвижными частями артикуляционного аппарата: зубами, альвеолами, твёрдым нёбом. Недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата не даёт возможность осуществлять более точные движения языком, губами, которые создают условия для правильного произношения трудных звуков.

Слайд 12

Факторы 1. Слабость нейродинамических процессов возбуждения и торможения в результате соматической (физической) ослабленности ребёнка. Соматическая ослабленность может быть вызвана: - частыми заболеваниями; - недостаточным питанием; - недостаточным сном (10-11 ч) в период образования новых речевых укладов, новых звуков речи . Неблагоприятные факторы, действовавшие во время внутриутробного развития: - заболевания матери во время беременности инфекциями (краснуха, цитомегалия , таксоплазмоз , грипп и др.); - интоксикации; - токсикозы, особенно в первые 4 месяца беременности; - приём лекарственных препаратов; - алкоголизм, курение; - несовместимость по резус-фактору крови матери и ребёнка; - сердечно-сосудистая патология матери - почечная недостаточность - гормональные заболевания матери (сахарный диабет) - физическое давление на плод (из-за строения матки) - психологическая травма - влияние высоких температур (горячий цех, профессия повара, пребывание во время беременности в непривычно жарком климате).

Слайд 13

Ведущее место среди факторов, влияющих на речевое развитие, занимают родовые травмы и асфиксии (кислородное голодание плода в момент родов). Это возникает вследствие того, что: - у женщины узкий таз - затяжные или стремительные рода - преждевременное отхождение вод - обвитие пуповиной - неправильное предлежание плода - акушерские манипуляции, которые могут повредить нервную систему плода и др. Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток. Внутричерепные кровоизлияния могут захватывать и речевые зоны головного мозга, что влечёт за собой различные нарушения речи (от нарушения звукопроизношения до отсутствия речи).

Слайд 14

Неблагоприятные факторы, действующие в первые годы жизни ребёнка: - недостаточность эмоционально положительного общения с взрослым; - нарушение взаимосвязи матери с ребёнком; - черепно-мозговые травмы, опухоли; - нарушение мозгового кровообращения. Наследственные факторы (изменение генетической информации). Они являются предрасполагающими условиями и проявляются под влиянием каких-либо неблагоприятных воздействий. Они выступают в сочетании с социальными и внутренними факторами (органическими): - особенности нервной системы - интеллектуальная недостаточность - нарушение обмена веществ и т.д. Таким образом, любое общее или нервно-психическое заболевание ребёнка первых лет жизни обычно сопровождается нарушением речевого развития.

Слайд 15

Важно понимать то, что раннее выявление проблемы и совместная помощь логопеда, родителей и медицинских специалистов позволяют устранить или значительно уменьшить речевые нарушения особенно в период дошкольного детства, когда компенсаторные возможности ребёнка уникальны.

Слайд 16

Спасибо за внимание!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Почему ребенок говорит неправильно?"

Консультация для воспитателей...

Статья на тему:"Почему ребенок говорит неправду?"

В данной статье содержится информация, которая затрагивает такую проблему, как детская ложь или почему ребенок говорит неправду? Здесь Вы можете ознакомиться с причинами детской лжи, а также получить ...

«Почему ребенок говорит неправду»

Одна из главных причин лжи маленького человека — его недоверие к взрослым.Ребёнок лжёт, потому что боится — вдруг мы его накажем за какой-либо часто случайный, нечаянный, но, очевидно, запрещённый нам...

«Почему ребенок говорит неправду»

Одна из главных причин лжи маленького человека — его недоверие к взрослым.Ребёнок лжёт, потому что боится — вдруг мы его накажем за какой-либо часто случайный, нечаянный, но, очевидно, запрещённый нам...

«Почему ребенок говорит неправду»

Одна из главных причин лжи маленького человека — его недоверие к взрослым.Ребёнок лжёт, потому что боится — вдруг мы его накажем за какой-либо часто случайный, нечаянный, но, очевидно, запрещённый нам...

«Почему ребенок говорит неправду»

Одна из главных причин лжи маленького человека — его недоверие к взрослым.Ребёнок лжёт, потому что боится — вдруг мы его накажем за какой-либо часто случайный, нечаянный, но, очевидно, запрещённый нам...

"Почему ребенок говорит неправду?"

Консультация для родителей о причинах, побуждающих ребенка говорить неправду....