Опыт работы. Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ
материал (средняя группа)

Колдаева Оксана Тахировна

 

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. В Федеральном Государственном Стандарте говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.  Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. И как бы серьезно не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокой ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_.netraditsionnaya_forma_raboty_s_roditelyami.docx33.76 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по теме: «Нетрадиционная работа с родителями».

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. В Федеральном Государственном Стандарте говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.  Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. И как бы серьезно не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокой ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.

Анализ организации работы с родителями выявил ряд актуальных проблем:

  • традиционные формы работы с родителями (беседы, собрания, уголки) дают малый результат.
  • педагогическая пассивность родителей, родители не понимают своей воспитательной функции, не желают устанавливать единые требования к ребенку дома и в детском саду.
  • незнание родителей истинной работы с детьми в детском саду.
  • педагог выступает в роли информатора семьи о жизни ребенка в детском саду.

Почему же так происходит? Не хотят, потому что заняты? Не понимают значимости? Всего понемногу. Но в большей степени – потому что не испытывают насущной потребности. Нужны новые нетрадиционные формы для сближения детей, родителей, педагогов. Сближение, контакт, взаимодействие родителей и детей необходимо для формирования морально - нравственных качеств и социализации ребенка.

Проблема взаимодействия детского сада и семьи в настоящее время является одной из самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия. Поэтому необходим единый курс на создание единого образовательного пространства, как в семье, так и ДОУ.

Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила  перед собой необходимость решить следующие задачи:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
  • Апробировать нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор позитивного развития ребенка.
  • Объединить усилия для развития и воспитания детей.
  • Выявить и реализовать потребность родителей в педагогических знаниях.
  • Создать атмосферу взаимопонимания и общности интересов.
  • Вовлечь родителей в участие в воспитательно-образовательном процессе через совместное творчество.
  • повышение педагогических умений педагогов: (планирование работы с родителями, самообразование педагогов, консультации, педагогический опыт).

Всю работу с родителями в детском саду можно свести к следующему:

  • Изучение потребности родителей в образовательных услугах,
  • Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры

Взаимосвязь семьи и детского сада - один из важнейших факторов повышения воспитания подрастающего поколения. Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими знаниями по вопросам воспитания и развития детей, но применить на практике свои знания не всегда умеют. Здесь и важна помощь педагога, который поможет родителям  теоретические знания преобразовать в практику радостного общения с ребенком. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух составляющих – семьи и ДОУ.

Работа с семьями дошкольников организуется на основе следующих принципов:

  • параллельности воздействия детского сада и семьи на детей,
  • взаимодополнения воздействия детского сада и семьи на детей,
  • организации совместной деятельности взрослых и детей в детском саду и семье.

Этапы работы:

1. Изучение литературы по данному вопросу,

2. Знакомство с современными подходами и формами  взаимодействия семьи и  ДОУ.

3. Разработка новых  интерактивных форм работы с родителями.

4. Анкетирование родителей.

5. Реализация нетрадиционных форм работы с родителями.

6. Анализ результатов работы.

Родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и учреждения. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей.

В повседневном общении воспитатель и родители часто упускают из вида положительные особенности ребёнка и сосредоточиваются в основном на его отрицательных проявлениях.

Надо предостеречь педагогов от такой типичной ошибки, как сообщение родителям о негативных особенностях ребенка. И это может спровоцировать недоверие к педагогу, на фоне которого дальнейшие совместные действия взрослых будут невозможны. Скорее всего, родители начнут жалеть своего ребёнка, вынужденного общаться с таким «плохим» воспитателем. Поэтому внешняя цель первого этапа взаимодействия педагога с родителями - «перестановка акцентов», а внутренняя - установление доверительных отношений с родителями. Доверие родителей к педагогу должно основываться на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

Таким образом, я пришла к выводу, что отношения педагога с родителями должно осуществляться на основе сотрудничества и доверительных отношений друг к другу. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. Я добавила такие формы взаимодействия:

- Непрерывная образовательная деятельность с участием родителей.

Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Воспитатель при проведении занятия включает в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов). Родитель принимает непосредственное участие в деятельности.

- Педагогический совет с участием родителей

Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.

- Анкетирование родителей.

Цель: Выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме.

- Посещение семьи

Воспитатель каждой возрастной группы должен был посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель.

Цель первого посещения семьи — выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания; выяснение условий подготовки к школе.

- Педагогические беседы с родителями

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей.

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.

Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.

- Тематические консультации

Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет. Групповые собрания родителей. Подбирается музыкальное сопровождение, игра для снятия напряжения, небольшой текстовый материал, рекомендации, совет. На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня групповых родительских собраний включает педагогическую беседу (доклад) по наиболее важной теме на данный момент; выступление врача или медицинской сестры, музыкального работника; сообщения кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания (по теме собрания); обсуждение текущих организационных вопросов. По окончании собрания родители задают вопросы, которые их волнуют и не были освещены на собрании, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии.

- "Круглый стол" с родителями

Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. На заседание "круглого стола" приглашались родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами. Общие собрания родителей. На собраниях обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения. На каждом собрании избираются председатель и секретарь (из родителей), ведется протокол, выносится решение. Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая детским садом совместно с родительским комитетом и воспитателями.

Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду осуществляется также при организации дней открытых дверей, которые проводятся у нас 2 = 3 раза в год в назначенные числа. В эти дни родители могут без предварительной договоренности побывать в детском саду, в той или иной возрастной группе. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами, но не только, они могли и поиграть с детьми, не отказывались и от участия. После просмотра проводится небольшая коллективная беседа, родители задают вопросы, делятся впечатлениями.

Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды — разнообразные стенды. В каждой возрастной группе оформлен групповой стенд (уголок для родителей). Наряду с традиционными формами существуют современные формы  работы с семьей.

- Первые визиты в детский сад.

Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители должны прийти на занятия и познакомиться с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.

- Конференции родителей и воспитателей.

Конференция – это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуализированных программ (обучение грамоте, развитие речи…).

Как использовать письменные формы общения?

Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают нам встретиться с родителями лично или если у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями помогут некоторые формы письменного общения.

- Брошюры.

Брошюры помогают родителям узнать о детском саде и дать общую информацию о нем, информация о создании безопасных условий дома.

- Пособия.

Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года. Воспитатели приготовили для родителей картотеку с эффективными средствами закаливания, профилактика заболеваний; безопасное поведение в различное время года. Картотеку «Игры между делом», «Игры дома».

- Доска объявлений.

Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях, мероприятиях в ДОУ и др.

- Ящик для предложений.

Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с воспитателем. Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики.

Применение инновационных методов работы с семьями помогло установить более тесный контакт с родителями, повернуть их взгляды на ребёнка, на отношения в семье. Большинство родителей воспитанников, посещающих наши мероприятия, понимают, что это важно для развития ребёнка, для установления позитивных контактов с ним и с детским садом. Родители стали принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, обустраивать и украшать групповые помещения и участки. Детский сад становится не просто местом, куда отводят детей, а местом, куда всегда можно прийти с какой-либо проблемой и найти пути ее решения. Применение интерактивных методов повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогом, психологом и другими специалистами. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и успех.

По сравнению с известными формами работы с родителями огромную роль и преимущество играет создание официального сайта в сети Интернет нашего детского сада. На сайте содержится информация для родителей: о направлении работы ДОУ, об оказании дополнительных коррекционно-развивающих, эстетических и оздоровительных услуг. На форуме происходит виртуальное общение родителей, с воспитателями и специалистами детского сада, где они высказывают свои предложения, пожелания, пишут отзывы о работе ДОУ. Открываются сайты групп, где педагог делится информацией о жизни детей в детском саду, чем занимались, идёт переписка между родителями и воспитателем.

Традиционным стало проведение ежегодной акции: «Подари книгу детям».

У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагогов. Уже сейчас можно сказать, что работа в этом направлении ведётся в нашем образовательном учреждении успешно. По наблюдениям более, чем у 59% родителей сформированы элементы педагогической рефлексии. Они научились самокритично оценивать себя как воспитателей и смотреть на ситуацию глазами ребёнка, не стесняются обратиться за советом к педагогу. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось участвовать в совместных проектах. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Проведя анализ работы родителей, я составила таблицу активности;

группа

семья

всего

родителей

активисты

исполнители

наблюдатели

Младшая

22

42

8%

27%

65%

Средняя

24

46

27%

27%

46%

Старшая

24

45

61%

34%

5%

Подготовительная

23

43

75%

24%

1%

По результатам диагностики в группах увеличилось число родителей активистов и исполнителей, уменьшилось количество родителей наблюдателей. Искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно педагоги, так как они получили для этого специальное профессиональное образование и делают нечто нужное для ребенка в отсутствии родителей. Мы не имеем право забыть, о родителях, которые должны понять, что перестраиваться нужно не только образовательным организациям, но и семье, которая формирует социальный заказ на подготовку ребёнка к школе. При взаимодействии с семьями воспитанников, педагоги познакомили родителей (законных представителей) с новыми требованиями дошкольного образования. Обеспечивают его открытость, создают условия для участия родителей в образовательной деятельности, поддерживают их в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлекают семьи воспитанников в непосредственно образовательную деятельность, в том числе посредством организации открытых мероприятий, творческих конкурсов. Коллектив учреждения готов к внедрению и принятию нового в дошкольном образовании, постоянно находится в поиске нового. Педагоги считают, что не дети должны приспосабливаться к детскому саду, а дошкольное образовательное учреждение должно стремиться создать необходимые условия для каждого ребёнка, принимая во внимание его склонности и способности, состояние психического и физического здоровья.

Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: в тесном сотрудничестве с родителями с использованием нетрадиционных форм работы позволило нам решить те задачи, которые мы перед собой ставили. Работа продолжается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников в системе хатха - йога"

Материалы опыта работы "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников в системе хаиха - йога" отражают  вопросы преемтственности участников образовательного процесса в организации физичес...

Опыт работы "Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

"Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"...

Опыт работы "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"

"Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства ...