Опыт работы "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа) на тему
"Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" (В.И.Сухомлинский)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 83.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные техники рисования
как средство развития творческих способностей дошкольников
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребѐнок»
(В.И.Сухомлинский)
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными педагогами – практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Поэтому уже третий год работаю над темой «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников»
Актуальностьтемы я вижу в том, что нельзя упускать этот период в развитии ребенка, потому что дошкольное детство – это период когда происходит многогранное развитие личности, где закладывается фундамент для последующего развития человека. Опыт моей работы показывает, что развитие изобразительной деятельности нетрадиционными способами рисования творят чудеса и превращают обычные занятия в игру. Современные нетрадиционные техники и материалы – это толчок к развитию воображения, фантазии, творчества, проявлению индивидуальности, самостоятельности и инициативы.
Новизна моего опытазаключается в том, что изобразительная деятельность детей с нетрадиционными материалами и в нетрадиционной технике выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от грустных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное приподнятое настроение, обеспечивает положительно – эмоциональное состояние, способствуя активизации творческого воображения дошкольников.
И если следовать мнению исследователя детского творчества Е.А.Флериной; то «Творческие способности мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, в лепке, конструировании, отражения, которые построены на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, подученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношениикизображаемому».
Работая над темой и наблюдая за детьми, я убедилась, что дети любят рисовать не только стандартно, но и рисовать нетрадиционными способами.
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Целью моей работы стало – развитие творческих способностей дошкольников на основе изучения и освоения нетрадиционных техник рисования и формирования устойчивого интереса к изобразительной деятельности.
Поставленная мною цель привела к решению следующих задач:
1.Раскрыть значение нетрадиционной техники изображения в процессе создания детских рисунков;
2.Рассмотреть проблемы развития детского изобразительного творчества в
психолого–педагогической и методической литературе;
3.Рассмотреть содержание и методику работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.
Выбирая нетрадиционные техники рисования для работы с детьми, я в первую очередь, основываласьна показаниях диагностики по сформированию графических навыков и умений, развития воображения, фантазии, мышления детей. (Приложение №1)
Использование нетрадиционных техник я начинаю по принципу «от простого к сложному».Для этого мной был разработан перспективный план работы с детьми по технике нетрадиционного рисования. (Приложение №2)
Работу с детьми начала с младшей группы. Начинаю со способов, не требующих от маленьких художников профессионально четких линий, несущих важную художественную нагрузку. Неотъемлемой частью работы становятся экспериментирование с красками (создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования.
Самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому с малышами использую пальчиковую живопись, рисование ладошкой и кулачком.
У детей это вызывает огромное удовольствие, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги. Он пытается определить, и если находит сходство с чем – либо, тут же дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси – лебеди, цветы и солнце, кусты и деревья и т.д.
С детьми среднего возраста продолжаю совершенствовать нетрадиционные техники рисования, освоенные ранее и знакомлю с новыми, более сложными.
«Тампонирование» (оттиск поролоном, марлей, бумагой) – ребята учились прижимать поролон к штемпельной подушке с краской и наносили оттиск на бумагу. В детских создавался эффект легкости, воздушности, прозрачности («Одуванчик», «Добрый снеговичок», «Веселые зайчата» и др.)
Рисование свечкой, наверное, самое волшебное и увлекательное занятие, т.к. ребенок старается сделать фон, а перед ним внезапно появляется рисунок (который он совсем не рисовал). Разве это не волшебство! («Морозные узоры», «Рыбки в аквариуме» и т.д.)
Особенно удачным и целесообразным, я считаю использование способа монотипии при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию. Лист, складывается пополам, краска наносится кляксами на одну половину листа, после чего лист снова складывается, а изображение получается как бы зеркальное.
В конце учебного года знакомлю с трудоемкой нетрадиционной техникой «Печать листьев». Почему трудоемкой, т.к. с сухими листьями нужно работать очень аккуратно, чтобы их не сломать. Ребята покрывают гуашью сухие листья, затем окрашенной стороной прикладывают на лист бумаги, получается аккуратный цветной отпечаток растений («Золотая осень», «Бабочка красавица» и т.д.)
В старшей группе дети начинают осваивать более сложные нетрадиционные техники рисования.
В начале учебного года дети осваивали достаточно трудную технику – кляксография с трубочкой. Дети на лист бумаги наносили несколько капель жидкой краски, брали трубочку (для коктейля), с усилием дули в трубочку и раздували краску от центра в разные стороны. Пятно дорисовывали, преобразуя в какой – либо задуманный объект («Веселые кляксы», «Озорные осьминожки», «Осенние мотивы»).
Для создания космического пейзажа или морской тематики, я с детьми использую технику«граттаж» (гравюра). Свечой натираем лист бумаги и тушью наносим фон в определенном цвете. Даём высохнуть, и после этого стекой процарапываем нужный рисунок.
Дети всегда очень трепетно относятся к своим работам. И когда я предложила им смять свои рисунки, то они смутились. Но когда я им показала технику мятый рисунок, что из этого может получиться, они пришли в восторг. Лист бумаги зарисовали полностью цветными мелками и восковыми мелками, смять, нанести полностью фон гуашью с помощью губки и проточной водой смыть краску. Краска остается лишь в трещинках бумаги. Вот так получились прекрасные «Зимние кружева» и «Весенние напевы».
В своей работе я использую огромное количество нетрадиционных техник рисования, они подробно описаны в приложении №3.
В процессе работы с детьми, поняла - только в тесном сотрудничестве с родителями, можно добиться хороших результатов у детей. Поэтому проводила для мам и пап консультации («Рисуем вместе с ребенком», «Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей детей») и беседы («Заинтересуйте ребенка рисовать»), буклет «Нетрадиционные способы рисования», мастер – класс «Нетрадиционные техники рисованиякак средство развития творческих способностей дошкольников». Родители не только познакомились с нетрадиционным рисованием,но и на практике применили некоторыетехники нетрадиционного рисования.
Провела итоговое анкетирование на тему «Любит ли ваш ребенок рисовать» с целью выяснения, какие созданы условия для развития творческих способностей в домашних условиях, а так же оценить изобразительную деятельность в детском саду (анализ анкетирования в приложении №4). Следует отметить, что анализ анкетирования родителей показал: в домашней обстановке дети проявляют интерес к изобразительной деятельности и очень любят рисовать совместно с родителями. Родители создали все условия для развития творческих способностей детей в домашних условиях.
Выставки детского рисунка являются одним из важных средств развития изобразительного творчества у детей («Пальчиковые пейзажи», «Лето на моей ладошке», «Осенние мотивы», «Разнообразие нетрадиционного рисования»). Они очень радует детей и их родителей, у ребенка появляется дополнительный стимул к творчеству. Поэтому совершенно уверена в том, что совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально - комфортное состояние.
Результатом моей работы – это участие детей в конкурсах разного уровня: «Осенние напевы», «Этот далёкий космос», фестиваль детского творчества «Маленькая страна», «Эколог года», «Мамочка любимая моя», где ребята одерживали победу и становились лауреатами.
- Так зачем нужны нетрадиционные изобразительные технологии?
Чтобы разнообразить изодеятельность вообще и предоставить ребенку больше шансов для самовыражения.
- Что же они дают детям?
Возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.
- Какова их эстетическая ценность?
В каждой есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальный частью шедевра.
Приложение №1
Анализ диагностики детей
по формированию графических навыков и умений
посредством нетрадиционного рисования
Исходя из результатов данной диагностики, я заметила, что развитие
умений и навыков детей за 2014-2015 год находится на низком уровне – 40%. Дети умеют рисовать формообразующие предметы, но не могут использовать цветовую гамму в рисунке. Творческое применение различных техник
рисования отсутствует.
Результат диагностики детей за 2015 – 2016 г. показал, что результат в приобретении детьми навыков и умений в рисовании заметно повысился – 50%. Ребята работают разными материалами, подбирают самостоятельно
цветовую гамму для рисунка и составляют композицию.
По результатам наблюдений за 2016 – 2017г.благодаря использованию нетрадиционных форм рисования уровень творческих способностей старших дошкольников повысился – 65%.
Ребята уже могут самостоятельно подбирать необходимый материал, использовать в своих работах различные приемы и способы рисования. Проявляют в своих работах фантазию и воображение. У детей сформировался устойчивый интерес к изобразительной деятельности, стали использовать нетрадиционные формы рисования в свободной и самостоятельной деятельности возрос интерес к творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АПО "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"
Выбор темы исследования возник не случайно. Работая с детьми дошкольного возраста, заметила: дети очень любят рисовать, успешно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобраз...
"Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"
…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслажд...
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников.
Занятия изобразительным искусством - одни из самых интересных и увлекающих занятий для детей дошкольного возраста. Рисование развивает и формирует интеллектуальные способности детей, мышление, мелкую ...
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников
Презентация...
Художественно-творческий проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей дошкольников «Необычное в обычном»
Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к зан...
Опыт работы "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"
Материал полезен для работы с детьми дошкольного возраста...
Опыт работы по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников»
В последнее время все большую популярность приобретает рисование с использованием нетрадиционных техник. Исследователи отмечают, что все эти технологии не утомляют дошкольников, а наоборот позволяют о...