Опыт работы "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"
материал

Литвиненко Анна Владимировна

Материал полезен для работы с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnaya_tehnika_opyt.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 2  «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»  г. МАКАРОВА»

Утверждаю

И.о. заведующий МБДОУ ДС № 2

_________________ ( Колесникова Е.А.)

Приказ №______ от__________ 2021 год

Опыта работы

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников»

 

 

Выполнили: воспитатели

 Литвиненко А. В.

МБДОУ «Детский сад № 2

«Аленький цветочек» г. Макарова»

                г. Макаров, 2021 год.

Опыта работы

по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников»

Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Условия возникновения опыта

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Ведущая педагогическая идея:

Развитию изобразительной деятельности в детском саду отводится большая роль. Нельзя упускать этот период в развитии ребенка, потому что дошкольное детство – это период, когда происходит многогранное развитие личности, где закладывается фундамент для последующего развития человека. Опыт моей работы показывает, что развитие изобразительной деятельности нетрадиционными способами рисования творят чудеса и превращают обычные занятия в игру. Современные нетрадиционные техники и материалы – это толчок к развитию воображения, фантазии, творчества, проявлению индивидуальности, самостоятельности и инициативы.

Цель:
Развивать изобразительную деятельность дошкольников средствами современных нетрадиционных техник рисования.

Задачи:
Образовательные:
Знакомить детей с современными нетрадиционными материалами и их возможностями в изобразительной деятельности.

Развивать у детей цветовосприятие, воображение, чувства ритма и композиций.
Развивающие: 

Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Формировать умения и навыки детей в использовании необычных материалов для создания выразительных художественных образов и композиций.

Воспитательные:  

Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
Теоретическая база опыта:

В своей работе я ориентируюсь на программу «Из детства в отрочество» Т. Н .Дороновой и др. Е.Н.Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников» А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».
О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски». Мэри Энн, Ф. Колль «Рисование красками». К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка» А. М. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности».

Технологический аспект:

Процесс художественно-эстетического, воспитания дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по-особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.
В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях: от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию; от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным; от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить; от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла; от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования.
Оптимальность и эффективность средств

Я сделала вывод, что развитие творческих способностей детей необходимо осуществлять такими методами, которые позволят им лучше усвоить знания. Это, прежде всего организованные формы обучения:

- выявление уровня знаний детей.

- разработка конспектов и проведение с детьми бесед, экскурсий.

- занятия, экскурсии, беседы, наблюдения;

- изобразительная деятельность;

Большое значение для усвоения знаний имеет совместная деятельность воспитателя и детей:

- Просмотр репродукций.

- Фотовыставка «Вот и осень пришла».

- Создание альбома «Нетрадиционные техники рисования»

- Конкурс рисунков «Осенний листопад», «Морское путешествие»

- Целевые прогулки по поселку.

Результативность опыта:

В процессе творчества дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно.

Результатами моей работы в данном направлении стали:
- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
 Вывод: Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.