Комплекс упражнений для сонорных звуков Л ЛЬ
материал (старшая группа)

Садыкова Альмира Гайнулловна

Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научить артикуляционная гимнастика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sonornyh_zvukov_l_l.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений для сонорных звуков Л ЛЬ.

1. Развитие силы и напряженности воздушной струи.

Кто дальше загонит мяч?

Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания:

1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

2. Нельзя надувать щеки.

3. Следить, чтобы дети произносили звук Ф, а не звук Х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Фокус.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания:

1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

3. Нижняя губа  не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

2. Выработка подъема языка вверх, подвижности его передней части.

1.Наказать непослушный язык

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким,распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и,   пошлепывая   его   губами,   произносить   звуки   «пя-пя-пя...».   Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

 Методические указания.

1.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить,
чтобы     ребенок     не     задерживал     при     этом     выдыхаемый     воздух.
Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка,
если    тот    делает    упражнение    правильно,    она    будет    отклоняться.
Одновременно   это   упражнение   способствует   выработке   направленной
воздушной струи.

2.Лопатка или блинчик (сделать язык широким).

Описание.  Улыбнуться,  приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать   его в таком положении   под счет от 1 до 5-10.

Методические указания.

1.Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения

2.Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3.Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

4.Боковые края языка должны касаться углов рта.

5.Если   это   упражнение   не   получается,   надо   вернуться   к   упражнению
«Наказать непослушный язык».

3.Вкусное варенье.

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука  ш, ж, ч, щ, р, л.

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания:

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не “подсаживала” язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению “Наказать непослушный язычок”. Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

4.Пароход гудит.

Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

Методические указания.

Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

5.Самолет.

- как предыдущее, только язык между зубами.

6.Индюк.

 Описание.  Приоткрыть рот,  положить язык на верхнюю губу  и  производить движения широким передним  краем языка по верхней губе вперед и  назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее.

 Методические указания.

1.Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

2.Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

3.Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

7.Качели.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Методические указания.

Следить,  чтобы работал  только язык,  а нижняя челюсть  и  губы  оставались неподвижными.

8.Лошадка. (пощелкать кончиком языка).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания:

1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.

3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение “Приклей конфетку”, а потом вернуть к этому упражнению.

4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

9.Беззвучно пощелкивать кончиком языка.

Цель: Вырабатывать движения языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука Р.

Описание: Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

Методические указания:

1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.

2. Кончик языка не должен загибаться  внутрь.

3. Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация артикуляционных упражнений для сонорных звуков в игровой форме

Для автоматизации звуков подобраны артикуляционные упражнения сопровождающиеся картинками и стихотворным текстом...

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

Здесь описаны цели и методические указания к кождому упражнению....

Комплекс упражнений для сонорных звуков.

Упражнения для сонорного звука "Р"...

Картотека артикуляторных упражнений для сонорных звуков

Артикуляторна гимнастика для сонорных звуков...

Комплекс упражнений для сонорных звуков

артикуляционная гимнастика для сонорных звуков ...

Статья: Артикуляционные упражнения для сонорных звуков.

Статья: Артикуляционные упражнения для сонорных звуков....