Комплекс упражнений для сонорных звуков Р РЬ
материал (старшая группа)

Садыкова Альмира Гайнулловна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sonornyh_zvukov_r_r.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений для сонорных звуков Р РЬ.

1. Выработка воздушной струи.

Кто дальше загонит мяч?

Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания:

1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

2. Нельзя надувать щеки.

3. Следить, чтобы дети произносили звук Ф, а не звук Х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Фокус.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания:

1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

3. Нижняя губа  не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

2. Выработка подъема языка вверх, растяжение подъязычной связки. Выработка фрикативного Р (проторного).

1.Чьи зубы чище?

Описание: Приоткрыть рот и кончиком языка “почистить” верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания:

1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

2. Следить, чтобы кончик  языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

2.Маляр.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и “погладить” кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед – назад.

Методические указания:

1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

3. Лошадка. (пощелкать кончиком языка).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания:

1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.

3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение “Приклей конфетку”, а потом вернуть к этому упражнению.

4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

4.Беззвучно пощелкивать кончиком языка.

Цель: Вырабатывать движения языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука Р.

Описание: Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

Методические указания:

1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.

2. Кончик языка не должен загибаться  внутрь.

3. Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.  

5.Грибок.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку).

Методические указания:

1. Следить, чтобы губы были e положении улыбки.

2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.

3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

6.Гармошка.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки.  При повторении упражнения надо стараться открывать рот все  дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания:

1. Следить, чтобы, когда открывается рот, губы были неподвижны.

2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от 3 до 10.

3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

3. Выработка вибрации кончика языка.

1.Индюк.

 Описание.  Приоткрыть рот,  положить язык на верхнюю губу  и  производить движения широким передним  краем языка по верхней губе вперед и  назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее.

 Методические указания.

  1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
  2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
  3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

2.Барабанщики.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами,   многократно   и   отчетливо   произнося   звук   Д:   Д-Д-Д.   Сначала  звук произносить медленно, постепенно увеличивать темп.

 Методические указания.

1.Рот  должен   быть  все   время   открыт,   губы   в   улыбке,   нижняя   челюсть неподвижна; работает только язык.

2.Следить, чтобы звук Д носил характер четкого удара - не был хлюпающим.

3.Кончик языка не должен подворачиваться.

4.Звук Д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого можно поднести ко рту полоску бумаги, при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

3.Вкусное варенье.

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука  ш, ж, ч, щ, р, л.

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания:

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не “подсаживала” язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению “Наказать непослушный язычок”. Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

4. Шмель ( р – проторный )

Цель: Вырабатывать артикуляционный уклад как при произнесении звука Р.

Описание: Приоткрыть рот как при произнесении звука Р, передний край языка поднять к альвеолам и длительно произносить звук З. Посередине языка должна идти сильная воздушная струя, которую можно ощутить тыльной стороной руки.

Методические указания:

1. Следить, чтобы язык всегда находился на одном и том же месте.

2. Такой звук можно закреплять в словах, фразах и вводить в речь, одновременно вырабатывая вибрацию кончика языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация артикуляционных упражнений для сонорных звуков в игровой форме

Для автоматизации звуков подобраны артикуляционные упражнения сопровождающиеся картинками и стихотворным текстом...

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

Здесь описаны цели и методические указания к кождому упражнению....

Комплекс упражнений для сонорных звуков.

Упражнения для сонорного звука "Р"...

Картотека артикуляторных упражнений для сонорных звуков

Артикуляторна гимнастика для сонорных звуков...

Комплекс упражнений для сонорных звуков Л ЛЬ

Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к...

Комплекс упражнений для сонорных звуков

артикуляционная гимнастика для сонорных звуков ...

Статья: Артикуляционные упражнения для сонорных звуков.

Статья: Артикуляционные упражнения для сонорных звуков....