Комплекс упражнений для сонорных звуков Р РЬ
материал (старшая группа)

Садыкова Альмира Гайнулловна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sonornyh_zvukov_r_r.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений для сонорных звуков Р РЬ.

1. Выработка воздушной струи.

Кто дальше загонит мяч?

Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания:

1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

2. Нельзя надувать щеки.

3. Следить, чтобы дети произносили звук Ф, а не звук Х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Фокус.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания:

1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

3. Нижняя губа  не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

2. Выработка подъема языка вверх, растяжение подъязычной связки. Выработка фрикативного Р (проторного).

1.Чьи зубы чище?

Описание: Приоткрыть рот и кончиком языка “почистить” верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания:

1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

2. Следить, чтобы кончик  языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

2.Маляр.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и “погладить” кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед – назад.

Методические указания:

1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

3. Лошадка. (пощелкать кончиком языка).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания:

1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.

3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение “Приклей конфетку”, а потом вернуть к этому упражнению.

4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

4.Беззвучно пощелкивать кончиком языка.

Цель: Вырабатывать движения языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука Р.

Описание: Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

Методические указания:

1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.

2. Кончик языка не должен загибаться  внутрь.

3. Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.  

5.Грибок.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку).

Методические указания:

1. Следить, чтобы губы были e положении улыбки.

2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.

3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

6.Гармошка.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки.  При повторении упражнения надо стараться открывать рот все  дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания:

1. Следить, чтобы, когда открывается рот, губы были неподвижны.

2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от 3 до 10.

3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

3. Выработка вибрации кончика языка.

1.Индюк.

 Описание.  Приоткрыть рот,  положить язык на верхнюю губу  и  производить движения широким передним  краем языка по верхней губе вперед и  назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее.

 Методические указания.

  1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
  2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
  3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

2.Барабанщики.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами,   многократно   и   отчетливо   произнося   звук   Д:   Д-Д-Д.   Сначала  звук произносить медленно, постепенно увеличивать темп.

 Методические указания.

1.Рот  должен   быть  все   время   открыт,   губы   в   улыбке,   нижняя   челюсть неподвижна; работает только язык.

2.Следить, чтобы звук Д носил характер четкого удара - не был хлюпающим.

3.Кончик языка не должен подворачиваться.

4.Звук Д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого можно поднести ко рту полоску бумаги, при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

3.Вкусное варенье.

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука  ш, ж, ч, щ, р, л.

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания:

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не “подсаживала” язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению “Наказать непослушный язычок”. Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

4. Шмель ( р – проторный )

Цель: Вырабатывать артикуляционный уклад как при произнесении звука Р.

Описание: Приоткрыть рот как при произнесении звука Р, передний край языка поднять к альвеолам и длительно произносить звук З. Посередине языка должна идти сильная воздушная струя, которую можно ощутить тыльной стороной руки.

Методические указания:

1. Следить, чтобы язык всегда находился на одном и том же месте.

2. Такой звук можно закреплять в словах, фразах и вводить в речь, одновременно вырабатывая вибрацию кончика языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация артикуляционных упражнений для сонорных звуков в игровой форме

Для автоматизации звуков подобраны артикуляционные упражнения сопровождающиеся картинками и стихотворным текстом...

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

Здесь описаны цели и методические указания к кождому упражнению....

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

ЗДЕСЬ ОПИСАНЫ ЦЕЛИ, ОПИСАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ У КАЖДОМУ УПРАЖНЕНИЮ...

Комплекс упражнений для сонорных звуков.

Упражнения для сонорного звука "Р"...

Комплекс упражнений на свистящие звуки

Данный комплекс упражнений подготовит артикуляционный аппарат для постановки свистящих звуков...

Картотека артикуляторных упражнений для сонорных звуков

Артикуляторна гимнастика для сонорных звуков...

Комплекс упражнений для сонорных звуков Л ЛЬ

Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к...