Дыхательная гимнастика (рекомендации по проведению дыхательной гимнастики).
консультация

Садыкова Альмира Гайнулловна

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №20 «Солнышко» городского округа  город Октябрьский  

Республики Башкортостан

 «Дыхательная гимнастика для детей»

        выступление на городской конференции для родителей (законных представителей) по вопросам дошкольного образования  «Воспитание детей - дело общее» 

                                                                               

                                                                         

 Подготовила и провела:                                 Садыкова  Альмира  Гайнулловна,                    учитель-логопед высшей категории

                                         Согласовано:

                                         старший воспитатель

                                         ______________  С. В. Шуматбаева

                                          Дата проведения:

                                           17. 10. 2018г.

г. Октябрьский

2018г.

Цель:

Информирование родителей о значимости дыхательной гимнастики для детей. Ознакомление и демонстрирование игр и игровых упражнений, направленных на развитие дыхания.

Задачи:

1.Рассказать родителям о необходимости развития у детей речевого дыхания.

2. Продемонстрировать игры и игровые упражнения дыхательной гимнастики.

3. Мотивировать родителей к занятиям с ребенком.

Предварительная работа:

Подготовка к мастер-классу, оформление выставки «Дышим правильно, говорим красиво, болеем редко!»

Участники семинара: учитель - логопед, родители (законные представители)

План выступления:

I. Теоретическая часть.

1. Актуальность проблемы.

2. Что такое дыхательная гимнастика. 

3.Польза дыхательной гимнастики.

4. Почему дыхательная гимнастика нужна?

5. Как проводить занятия с ребенком?

6. Развлечения и игры, тренирующие органы дыхания

II. Практическая часть.

1. Знакомство с пособиями, представленными на выставке и проведение мастер-класса «Дышим правильно, говорим красиво, болеем редко»

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня я хочу рассказать вам, что такое речевое дыхание и зачем нужно его развивать.

  Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Речь и дыхание неразрывно взаимосвязаны между собой. 

Различают речевое и неречевое дыхание.

 Неречевое, или дыхание физиологическое, осуществляется в автоматическом режиме.

 Речевое дыхание произвольно, оно позволяет рациональнее расходовать выдыхаемый воздух. Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов, фраз.

     Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

     Как показывает опыт, маленькие дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе. Встречаются случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Несомненно, это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного и слитного речевого высказывания.

Несовершенства речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями.

1. Очень слабый вдох и выдох , что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.

2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.

3. Неумелое распределение дыхания по словам .

 Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – дём гулять). 4.Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».

 5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно. Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.

Правильному речевому дыханию детей вполне можно обучить.

Для формирования правильного речевого дыхания детей существует большое количество дыхательных упражнений, дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика -  это комплекс специализированных дыхательных упражнений.

Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно, глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких. Если ребенок не делает полноценного выдоха, то в легких остается некоторое количество «отработанного» воздуха, который мешает поступлению нового свежего воздуха в достаточном объеме.

Польза дыхательной гимнастики:

Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний лор-органов. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, укрепляет защитные силы организма, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться). Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

У дыхательной гимнастики очень мало противопоказаний. Выполнять данные упражнения не рекомендуется тем, кто имеет травмы головного мозга, травмы позвоночника, выраженный остеохондроз шейно-грудного отдела позвоночника, при кровотечениях и высоком артериальном, внутричерепном или внутриглазном давлении.

Дыхательные упражнения можно использовать у детей уже в возрасте 3-4 лет.

Как проводить занятия с ребенком?

Во время проведения игр и упражнений необходимо соблюдение некоторых условий.

Условия проведения дыхательной гимнастики

1. Не заниматься в пыльном, не проветренном, или сыром помещении;

2. Температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;

3. Одежда не должна стеснять движений;

4. Не заниматься сразу после приема пищи (не раньше, чем через 1 час после еды, или на голодный желудок), при недомогании;

5. Не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

6. ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями

Дыхательные упражнения можно выполнять вместе с утренней гимнастикой или отдельным комплексом. Занятия для детей проводят в игровой форме. Чтобы заинтересовать ребенка, упражнениям дают «детские» или веселые названия. Родителям неплохо увлечь ребенка личным примером, делая дыхательную гимнастику вместе.

Очень полезно в теплое время года выполнять все упражнения на улице, на свежем воздухе.

Во время проведения дыхательных игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

Запомните: выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»;  выдох происходит плавно, а не толчками; во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки; во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух); выдыхать следует, пока не закончится воздух; во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Развлечения и игры, тренирующие органы дыхания:

Некоторые привычные детские развлечения тоже являются хорошими упражнениями, укрепляющими органы дыхания. Это такие интересные занятия, как надувание воздушных шариков, резиновых игрушек, выдувание мыльных пузырей, «бульканье» в стакане с водой через соломинку, игры со свистульками (детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных животных и птиц), вертушками,  игры с дудочкой, на трубе, губной гармошке.

 «Вертушки» - традиционные и очень эффективные игрушки для работы над дыханием.

Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно

 Следите за тем, чтобы ребенок, подув на вертушку 2-3 раза, отдохнул (во избежание гипервентиляции легких и головокружения).

«Моторчики»

 Из бумаги сделайте вертушку-«моторчик», предложите ребёнку «завести «моторчик»,  подуть на нее, чтобы она вращалась.

Если ребенок дует плавно, то вертушка хорошо вращается и гудит, если выдох прерывистый, то вертушка крутиться не будет. По мере развития силы выдоха ребёнку предлагаются моторчики всё большей величины. Эту игру можно проводить в виде соревнования « Чей моторчик работает дольше?».

« Воздушный футбол»

Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота — два кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.

«Рисунок на окне»

 Ребенок выдыхает на стекло или зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего пальцем рисует на нем заданную фигурку.

«Снегопад»

 Сделать «снежинки»- маленькие комочки ваты или бумаги. Просим малыша устроить снегопад – класть «снежинки» на ладонь и сдувать их.     Эту игру можно проводить в виде соревнования: «Чья снежинка улетит дальше?»

«На полянку, на лужок тихо падает снежок» (вырезанные из бумаги снежинки  на ниточках).

 «Наступила зима. На улице идёт снег. Летят весёлые снежинки. Давай подуем и на наши снежинки, чтобы они полетели и закружились, Чья снежинка дольше продержится в воздухе? » Ребёнок дует на свои снежинки.  Следить, чтобы ребёнок дул плавно, длительно, не надувая щёк.

 «Бабочки»

 Вырезать из бумаги маленьких бабочек и подвесить их на нитках. Взрослый показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.

Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. Взрослый дует на бабочек. Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Предложить ребенку дуть на бабочек так, чтобы они летали.

«Султанчик» (султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав её к палочке).

Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.

«Дует ветерок» (картонный домик с прорезанным в нём окошечком, занавески на окошечке можно сделать из тонкой бумаги, кальки или легкой ткани.)

 «Тёплый летний день. В окно подул приятный ветерок. Занавески колышутся, взлетают от ветерка». Взрослый предлагает  ребенку сделать вдох («нюх») и плавно длительно подуть на занавеску.

«Одуванчик»

 Во время цветения одуванчиков обязательно стоит поиграть  и с ними!
Играть можно как одному, так и в компании, проводя соревнования по дальности или интенсивности полёта пушистых зонтиков.

 «Осенние листья» (вырезанные из бумаги разноцветные осенние листья на ниточках).

 «Пришла осень. Все деревья покрылись разноцветными листьями. Посмотрите, какие красивые у нас листья. А ещё осенью дует ветер, и осенние листья красиво кружатся в воздухе. Давайте подуем на наши листочки, как ветерок.

 «Прогоним тучку» (вырезанная из картона тучка с приклеенными полосками тонкой бумаги или кальки, изображающими дождик).

 «Пришла осень. По небу плывут тучи, часто идёт дождик. Давайте прогоним тучки, чтобы вновь засветило солнышко». Дети дуют на полоски из бумаги, которые имитируют дождик.

Дыхательные игры с водой:

«Веселые пузырьки»

 Предложить ребенку подуть в воду через трубочку. Эту игру можно проводить в виде соревнования: « Чьи пузырьки пляшут дольше?». Выигрывает тот, у кого вода пузырится дольше.

«Волны» (ёмкость с водой, уровень воды должен быть ниже края ёмкости всего на 2-3 см).

 «На море (озере) задул ветер: ф-ф-ф. Он гонит волны. Ветер воет: в-в-в. Волны становятся все выше». Дети наклоняются над ёмкостью с водой и плавно дуют, создавая волны. Более сильный выдох сопровождается длительным произношением звуков: «ф-ф-ф-ф», «в-в-в-в».

 «Плыви, кораблик»

Налить в ванну или тазик воду, пустить на воду легкий кораблик и дуть на него, чтобы он поплыл. 3адание можно усложнить: кораблик должен подплыть к берегу, на котором растёт дерево (стоит дом, замок и т. д.). Фигурку можно прикрепить к краю ёмкости прищепкой или скотчем.

«Шарик»

Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.

Уважаемые родители!

Если Вы хотите помочь своему ребенку овладеть правильным звукопроизношением, голосом, необходимо прежде всего научить его правильно дышать. Без правильного дыхания, для которого характерны короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, невозможна хорошо звучащая речь. Игр и упражнений на развитие речевого дыхания  много! В большинстве случаев они не требуют покупки дорогостоящих игрушек. Достаточно фантазии и желания играть.

.

 Литература:

1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей.  М, 2005.

2. Воробьёва Т.А., Воробьёва П.А. ДЫХАНИЕ И РЕЧЬ Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения. Издательский дом «Литера», 2014.

3.Краузе Е.Н. Логопедический  массаж. Артикуляционная гимнастика. Санкт-Петербург КОРОНА  принт 2004

4. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. – М., 2006.

5. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. – М., 2005.

6. Янушко Е. И. Игры с аутичным ребенком. – М., 2004.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №20 «Солнышко» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан «Дыхательная гимнастика для детей» городская конференция для родителей (законных представителей) по вопросам дошкольного образования «Воспитание детей - дело общее» Садыкова Альмира Гайнулловна , учитель-логопед высшей категори и

Слайд 2

Дыхание одна из важных функций жизнеобеспечения человека. Речь и дыхание неразрывно взаимосвязаны между собой

Слайд 3

Основные различия в дыхании речевое правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов, фраз неречевое осуществляется в автоматическом режиме

Слайд 4

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи, интонационной выразительности.

Слайд 5

Несовершенства речевого дыхания очень слабый вдох и выдох, неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, неумелое распределение дыхания по словам, торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе , с «захлебыванием», неравномерный толчкообразный выдох.

Слайд 6

Дыхательная гимнастика - это комплекс специализированных дыхательных упражнений

Слайд 7

Польза дыхательной гимнастики формирует правильное речевое дыхание, способствует профилактике заболеваний лор-органов , стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы , избавляет человека от многих болезней, укрепляет защитные силы организма , медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Слайд 8

Как проводить занятия с ребенком помещение предварительно нужно проветрить, температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С, одежда не должна стеснять движений, не заниматься сразу после приема пищи , занятия для детей проводить в игровой форме, ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями,

Слайд 9

дыхательные упражнения можно выполнять вместе с утренней гимнастикой или отдельным комплексом, упражнениям дают «детские» или веселые названия, в теплое время года выполнять все упражнения на свежем воздухе, увлечь ребенка личным примером, делая дыхательную гимнастику вместе Как проводить занятия с ребенком

Слайд 10

Правила выполнения упражнений выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха» выдох происходит плавно, а не толчками во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки,

Слайд 11

во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух), выдыхать следует, пока не закончится воздух, во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов. Правила выполнения упражнений

Слайд 12

Развлечения и игры, тренирующие органы дыхания надувание воздушных шариков, резиновых игрушек, выдувание мыльных пузырей, « бульканье» в стакане с водой через соломинку, игры со свистульками, игры с вертушками, игры с дудочкой, на трубе, губной гармошке.

Слайд 13

Развлечения и игры, тренирующие органы дыхания «Вертушки» « Воздушный футбол»

Слайд 14

Развлечения и игры, тренирующие органы дыхания «Бабочки» «Осенние листья»

Слайд 15

Развлечения и игры, тренирующие органы дыхания «Прогоним тучку» «Снегопад»

Слайд 16

Развлечения и игры, тренирующие органы дыхания «Одуванчик» «Султанчик»

Слайд 17

Развлечения и игры, тренирующие органы дыхания «Кораблик» «Веселые пузырьки»

Слайд 18

Игр и упражнений на развитие речевого дыхания много! В большинстве случаев они не требуют покупки дорогостоящих игрушек. Достаточно фантазии и желания играть.

Слайд 19

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы.

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, укрепляет защитные силы организма, улучшает пищеварение.

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка –  научить его правильно, глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких.

У дыхательной гимнастики очень мало противопоказаний.

Дыхательные упражнения можно использовать у детей уже в возрасте 3-4 лет.

           Регулярные выполнения дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Легко и просто!

Упражнения для развития дыхания

вместе с родителями

«Воздушный футбол»

Скатайте ватный шарик и поставьте два кубика в качестве ворот. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол».

«Вертушки»

Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно.

                    «Снегопад»

 Сделайте «снежинки» из ваты (рыхлые комочки) или бумаги. Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинки» на ладошку ребенка. Пусть он правильно сдует их. Эту игру можно проводить в виде соревнования: «Чья снежинка улетит дальше?»

  «Листопад»

Вырежьте из цветной бумаги различные осенние листья и объясните ребенку, что такое листопад. Предложите ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листья с какого дерева упали.

«Бабочки»

Вырежьте из бумаги маленьких бабочек и подвесьте их на нитках. Предложьте ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следите, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

«Плыви, кораблик»

Налейте в ванну или тазик воду, пустите на воду легкий кораблик. Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик, чтобы он поплыл.

     «Одуванчик»

Во время цветения одуванчиков обязательно стоит поиграть  и с ними!
Играть можно как одному, так и в компании, проводя соревнования по дальности или интенсивности полёта пушистых зонтиков.
(Следим  за правильностью выдоха).

«Веселые пузырьки»

 Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

 Эту игру можно проводить в виде соревнования: «Чьи пузырьки пляшут дольше?». Выигрывает тот, у кого вода пузырится дольше.

«Дышим правильно,

говорим красиво,

болеем редко!»

Рекомендации

по проведению дыхательной гимнастики:

1. Не заниматься в пыльном, не проветренном или сыром помещении.

2. Температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С.

3. Одежда не должна стеснять движений.

4. Не заниматься сразу после приема пищи (не раньше, чем через 1 час после приёма пищи).

5. Не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

 

Правила выполнения упражнений:

1. перед выдохом ребенок делает сильный вдох через нос, как говорят, «набирает воздуха полную грудь».

2. Совершает выдох плавно, не толчками. Во время выдоха губы не сжимает, а складывает их трубочкой и не надувает щеки.

3. Во время выдоха нельзя допускать, чтобы воздух у ребенка выходил через нос, только через рот!

4. Выдыхать надо до тех пор, пока не закончится воздух.

5. Дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (10-15минут) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №20 «Солнышко» городского округа город Октябрьский  Республики Башкортостан

               (МАДОУ Детский сад №20)

Адрес: 452614  РБ г. Октябрьский

ул.Губкина 24а

e-mail: detsad20_2010@mail.ru

        

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №20 «Солнышко» городского округа город Октябрьский  Республики Башкортостан

 

Рекомендации для родителей

                                   

     

                              Подготовила:

                        Садыкова  А.Г., учитель-логопед       высшей квалифицированной квалификации

г. Октябрьский

2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Игровые упражнения для проведения дыхательной гимнастики"

Картотека "Игровые упражнения для проведения дыхательной гимнастики"...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Проведение дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста"

Ознакомить воспитателей с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста....

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...

выступление на педсовете " ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ"

Тренажеры для дыхательной гимнастики: «Дышим правильно – болеем мало!»  Автор - составитель:АНДРИЯН ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА    Мастер-класс для воспитателей на тему...

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста. Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхатель...