Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика»
консультация

Исаева Тамара Павловна

Нарушения звукопроизношения - наиболее типичный речевой недостаток у большинства будущих первоклассников.

Работа над формированием правильного звукопроизношения у детей это очень сложный и продолжительный процесс, состоящий из нескольких этапов, основным из которых является артикуляционная гимнастика

Одной из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики является - ежедневное многократное выполнение артикуляционных упражнений. К сожалению, быстрая утомляемость, кратковременность и неустойчивость внимания, недостаток интереса к организованной деятельности снижают их интерес к ежедневным занятиям, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. В связи с этим в процессе работы по коррекции нарушений звукопроизношения очень часто возникает проблема – недостаток интереса у детей к выполнению артикуляционной гимнастики, трудности в удержании их внимания во время занятий, в формировании желания добиваться необходимых результатов.

Исходя из данной проблемы целью коррекционной работы в данном направлении является - воспитание игровой мотивации, интереса у детей к работе по формированию правильного звукопроизношения путём использования игровых упражнений.

Крайне важно создать условия для организации динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной деятельности в данном направлении, что особенно актуально в рамках федеральных государственных требований. Разработка и внедрение вариативных моделей и форм логопедической помощи обеспечивает её доступность и высокое качество для детей.

1. На начальном этапе работы с детьми возможно применение элементов пассивной артикуляционной гимнастики.

Пассивная гимнастика предполагает проведение следующих упражнений: собирание губ в «трубочку»; растягивание губ в «улыбочку»; поднимание верхней губы с обнажением верхних дёсен; опускание нижней губы с

обнажением дёсен; приподнимание кончика языка; подтягивание языка вперёд. Пассивные движения выполняются медленно, ритмично; каждое движение повторяется 3-4 раза.

2. Так же можно использовать самомассаж мышц языка во время проведения организационного момента или динамической паузы на занятиях. Рекомендуется использовать следующие упражнения:

«непослушный язычок» - пошлёпать губами язык, произнося «пя-пя»;

«покусывание» -легко покусывать язык, высовывая и убирая его назад;

«поглаживание языка губами» - просунуть язык как можно дальше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта.

3. Сказка о веселом язычке. Взрослый рассказывает сказку, а дети выполняют движения по тексту и по показу.

4. Очень заинтересовывает детей использование метода биоэнергопластики

при выполнении артикуляционной гимнастики. Для работы над развитием подвижности артикуляционных органов наиболее значимым является

соединение движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык. Целесообразно

использовать «Волшебные перчатки»используя данный метод: на выполняющую движения руку взрослого надевается перчатка с глазками, ребёнку надевается такая же.

Руки «превращаются» в сказочных человечков, повторяющих движения друг за другом. При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой рука ребёнка подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок.

5. Выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. Ничто так не утомляет ребёнка как однообразие, поэтому одному и тому же упражнению можно давать разные названия.

Например, положение острого языка «Иголочка» можно сравнить с жалом, морковкой, ножницами, ракетой, острым карандашом, клювом птицы. При изучении темы «Дикие животные» детям предлагается показать, какие острые ушки у лисы, иголки у ежа и др.

6. С большим интересом воспринимаются детьми интересные истории, сказки и обыгрывание их с помощью артикуляционных упражнений. Например: жила был Маша (выставляется картинка или игрушка Маша). Была она очень веселой и любила играть. Однажды Маша Познакомилась с Веселым Язычком (картинка Язычка, и они стали дружить. Веселый Язычок научил Машу своим играм вот по этим картинкам. Что это за игры? (Выполняются

артикуляционные упражнения “Лопатка”, “Заборчик”, “Улыбка”, “Ветерок”, “Почисти зубки”, “Птенчики”, “Накажи непослушный язык”.

Для обыгрывания артикуляционных упражнений «Качели»«Вкусное варенье»«Иголочка»«Лопаточка» применяется наглядное пособие «Солнышко» («солнышко» изготавливается из картона, в прорезь для рта вставляется «язычок»):

7. Ребята, посмотрите, сегодня к нам на занятие пришло Солнышко. Солнышко просыпается зарядкой занимается. Зарядка для язычка очень трудна и для Саши, и для Маши, а для Наташи? Давайте и мы вместе с Солнышком выполним зарядку для язычка.

8. С помощью пособия «Волшебный куб» можно обыграть комплекс артикуляционной гимнастики на любую группу звуков. Куб изготавливается из картона, в окошечки, изготовленные из плёнки, вставляются сменные карточки с изображением символов - картинок артикуляционных упражнений. Ребёнок самостоятельно выбирает любую сторону куба и выполняет то упражнение, символ которого изображён на ней.

9. Кроме того, возможно использование различных предметов для выполнения упражнений. Например в ведерко насыпается фасоль, туда же кладут игрушки (соответствующие артикуляционным упражнениям, ребенок достает игрушку и выполняет упражнение.

Успешное использование нетрадиционного оборудования при выполнении артикуляционной гимнастики, элементов массажа, игровых обучающих ситуаций позволило мне достигнуть высоких результатов в развитии речи детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика»

Нарушения звукопроизношения - наиболее типичный речевой недостаток у большинства будущих первоклассников.

Работа над формированием правильного звукопроизношения у детей это очень сложный и продолжительный процесс, состоящий из нескольких этапов, основным из которых является артикуляционная гимнастика

Одной из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики является - ежедневное многократное выполнение артикуляционных упражнений. К сожалению, быстрая утомляемость, кратковременность и неустойчивость внимания, недостаток интереса к организованной деятельности снижают их интерес к ежедневным занятиям, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. В связи с этим в процессе работы по коррекции нарушений звукопроизношения очень часто возникает проблема – недостаток интереса у детей к выполнению артикуляционной гимнастики, трудности в удержании их внимания во время занятий, в формировании желания добиваться необходимых результатов.

Исходя из данной проблемы целью коррекционной работы в данном направлении является - воспитание игровой мотивации, интереса у детей к работе по формированию правильного звукопроизношения путём использования игровых упражнений.

Крайне важно создать условия для организации динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной деятельности в данном направлении, что особенно актуально в рамках федеральных государственных требований. Разработка и внедрение вариативных моделей и форм логопедической помощи обеспечивает её доступность и высокое качество для детей.

1. На начальном этапе работы с детьми возможно применение элементов пассивной артикуляционной гимнастики.

Пассивная гимнастика предполагает проведение следующих упражнений: собирание губ в «трубочку»; растягивание губ в «улыбочку»; поднимание верхней губы с обнажением верхних дёсен; опускание нижней губы с

обнажением дёсен; приподнимание кончика языка; подтягивание языка вперёд. Пассивные движения выполняются медленно, ритмично; каждое движение повторяется 3-4 раза.

2. Так же можно использовать самомассаж мышц языка во время проведения организационного момента или динамической паузы на занятиях. Рекомендуется использовать следующие упражнения:

«непослушный язычок» - пошлёпать губами язык, произнося «пя-пя»;

«покусывание» -легко покусывать язык, высовывая и убирая его назад;

«поглаживание языка губами» - просунуть язык как можно дальше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта.

3. Сказка о веселом язычке. Взрослый рассказывает сказку, а дети выполняют движения по тексту и по показу.

4. Очень заинтересовывает детей использование метода биоэнергопластики

при выполнении артикуляционной гимнастики. Для работы над развитием подвижности артикуляционных органов наиболее значимым является

соединение движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык. Целесообразно

использовать «Волшебные перчатки»используя данный метод: на выполняющую движения руку взрослого надевается перчатка с глазками, ребёнку надевается такая же.

Руки «превращаются» в сказочных человечков, повторяющих движения друг за другом. При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой рука ребёнка подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок.

5. Выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. Ничто так не утомляет ребёнка как однообразие, поэтому одному и тому же упражнению можно давать разные названия.

Например, положение острого языка «Иголочка» можно сравнить с жалом, морковкой, ножницами, ракетой, острым карандашом, клювом птицы. При изучении темы «Дикие животные» детям предлагается показать, какие острые ушки у лисы, иголки у ежа и др.

6. С большим интересом воспринимаются детьми интересные истории, сказки и обыгрывание их с помощью артикуляционных упражнений. Например: жила был Маша (выставляется картинка или игрушка Маша). Была она очень веселой и любила играть. Однажды Маша Познакомилась с Веселым Язычком (картинка Язычка, и они стали дружить. Веселый Язычок научил Машу своим играм вот по этим картинкам. Что это за игры? (Выполняются

артикуляционные упражнения “Лопатка”, “Заборчик”, “Улыбка”, “Ветерок”, “Почисти зубки”, “Птенчики”, “Накажи непослушный язык”.

Для обыгрывания артикуляционных упражнений «Качели»«Вкусное варенье»«Иголочка»«Лопаточка» применяется наглядное пособие «Солнышко» («солнышко» изготавливается из картона, в прорезь для рта вставляется «язычок»):

7. Ребята, посмотрите, сегодня к нам на занятие пришло Солнышко. Солнышко просыпается зарядкой занимается. Зарядка для язычка очень трудна и для Саши, и для Маши, а для Наташи? Давайте и мы вместе с Солнышком выполним зарядку для язычка.

8. С помощью пособия «Волшебный куб» можно обыграть комплекс артикуляционной гимнастики на любую группу звуков. Куб изготавливается из картона, в окошечки, изготовленные из плёнки, вставляются сменные карточки с изображением символов - картинок артикуляционных упражнений. Ребёнок самостоятельно выбирает любую сторону куба и выполняет то упражнение, символ которого изображён на ней.

9. Кроме того, возможно использование различных предметов для выполнения упражнений. Например в ведерко насыпается фасоль, туда же кладут игрушки (соответствующие артикуляционным упражнениям, ребенок достает игрушку и выполняет упражнение.

Успешное использование нетрадиционного оборудования при выполнении артикуляционной гимнастики, элементов массажа, игровых обучающих ситуаций позволило мне достигнуть высоких результатов в развитии речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Артикуляционная гимнастика и ее роль в коррекционно-логопедической работе.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органо...

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика»

К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушением звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.Речь не является врожденной способностью, она формируется посте...

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика"

Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи....

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика"

Комплекс артикуляционной гимнастики...

Консультация для родителей Артикуляционная гимнастика

Клонсультация для родителей.  Разработка демонстрационного наглядного материала по выполнению артикуляционной гимнастики....

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика"

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика"...