Особенности развития детей раннего возраста
статья (младшая группа)

Куркина Ольга Александровна

Научная статья о развитии детей раннего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_detey_rannego_doshkolnogo_vozrasta.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

О. А. Куркина

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассмотрены особенности развития детей раннего дошкольного возраста, показаны изменения, происходящие в познавательной сфере, мышлении, речи и поведении ребенка 1-3 лет.

Ключевые слова: раннее детство, предметная деятельность, потребность в общении, двигательная активность, кризис 3-х лет.

O. A. Kurkina

Features of the development of children of early preschool age

The article discusses the features of the development of children of early preschool age, shows the changes that occur in the cognitive sphere, thinking, speech and behavior of a 1-3 year old child.

Keywords: early childhood, objective activity, need for communication, physical activity, crisis of 3 years

 

Рассматриваемый возраст очень важен для последующего развития ребенка и поэтому педагогам, работающим с данной категорией детей, необходимо быть компетентными в вопросах, связанных с особенностями психического развития ребенка раннего возраста.

Раннее детство – возраст от 1 до 3 лет – особый период для развития. Это возраст, когда закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребенка, организм растет наиболее быстрыми темпами, воздействие взрослых на детей наиболее значительно и непосредственно, отмечает Л.Н. Павлова [4, с. 12]. Происходит интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку: осваиваются основные движения и действия с предметами, закладываются основы для психических процессов и личности, устанавливаются зрительные, слуховые, тактильные и двигательные взаимосвязи.

Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь физического и нервно-психического развития. У детей наблюдается большая физическая и психическая ранимость, они быстро заболевают, легко утомляются, их настроение часто меняется. Несмотря на богатые возможности развития, формирующиеся умения и навыки ребенка неустойчивы и при неблагоприятных условиях легко разрушаются.

В первые три года жизни у ребенка ярко выражены ориентировочные реакции, стимулирующие развитие сенсомоторных потребностей в движениях и впечатлениях. Данные потребности побуждают его к двигательной активности. А движения, в свою очередь, способствуют интеллектуальному развитию.

Одним из важнейших направлений работы с детьми раннего возраста является обучение их разнообразным предметным действиям. По мнению Н.Е. Вераксы, ребенок первого года просто манипулирует с объектами, а для 2-х летнего ребенка они выступают в качестве предметов человеческой культуры. В этом случае каждая вещь обладает своими, особенными свойствами. И задача ребенка состоит в том, чтобы узнать эти свойства и научиться действовать с предметом в соответствии с культурными правилами [2, с. 18].

Ранний возраст, считает Н.Е. Веракса, – это период не только овладения предметными действиями, но и развития наглядно-действенного, а затем, наглядно-образного мышления, для которого важно создание такой развивающей среды, которая позволяла бы совершать различные формы познавательной активности. Если на втором году жизни ребенок не заботится о результате действия, то на третьем году он начинает учитывать тот результат, который вызывается его собственной активностью. В зависимости от произведенного действия, ребенок начинает специально ожидать тот или иной результат [2, с. 26].

Именно поэтому педагоги должны оказывать поддержку естественной активности ребенка в ходе освоения им окружающего социального и природного мира. При этом следует фиксировать две крайние точки в педагогическом процессе. На одной — располагается воспитание и образование как деятельность педагога. Началом его деятельности является формулирование воспитательно-образовательных целей, на основе которых в последующем конструируется жизнедеятельность ребенка в детском саду, организуется взаимодействие с ним. На другой точке располагается образование как деятельность ребенка. Накопление ребенком знаний, развитие его компетентности есть всегда результат проявленной им активности, побуждаемой интересом и увлеченностью. Воспитатель рискует не достичь поставленных им целей, если обращается ко всем детям с одинаковыми предложениями, которые, возможно, не имеют точек соприкосновения с актуальными интересами каждого отдельного ребенка. Поэтому задачей воспитателя является проникновение в уникальный внутренний мир каждого ребенка, выявление данных интересов и их понимающее осмысление [8, с. 147].

Ведущая роль в психическом развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому, отмечает Г.А. Урунтаева. Взрослый обеспечивает оптимальные условия не только для его выживания, хорошего состояния здоровья и физического развития, но и заботится о его психическом развитии. Он ухаживает за ребенком, знакомит его с окружающим миром, направляет и формирует его активность. В ответ на заинтересованное, доброжелательное отношение взрослого у ребенка очень рано формируется потребность в общении с ним [6, с. 143].

По утверждению М.И. Лисиной, содержание потребности в сотрудничестве со взрослым на протяжении первых лет жизни ребенок претерпевает изменения. Так, впервые 1-1,5 года, на доречевом уровне развития, детям требуется помощь в предметных действиях. Затем, на речевом уровне, стремление к сотрудничеству принимает новый оттенок. Ребенок не хочет ждать помощи от взрослого, а стремится действовать самостоятельно, копируя его. В рамках такой формы общения со взрослым и в условиях делового сотрудничества с ним, дети овладевают речью [3, с. 75].

Именно в период раннего детства возникает коммуникативная деятельность со сверстниками, имеющая форму эмоционально-практического общения. Главная цель данной формы общения заключается в соучастии: детей радуют совместные шалости и процесс действия с игрушками. Не совершая общего дела, они заражаются весельем, демонстрируя его друг другу.

Ранний дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Так, к концу первого года жизни словарный запас ребенка составляет 10-12 слов, в 2 года – 300-400 слов, а к 3 годам – 1500 слов. Такой скачок объясняется не только заимствованиями слов из речи окружающих, но и овладением способами образования слов. По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития» [7, с. 24]. Ранние формы общения определяют дальнейшее развитие личности ребенка, его отношение к окружающим людям и миру.

С самых первых лет жизни вместе с развитием нервной системы ребенка происходит и развитие его движений, мелкой моторики. В начале второго года жизни все дети начинают ходить (кто-то раньше, кто-то позже). Благодаря этому он получает определенную независимость и пытается «взять все в свои руки». Ребенок начинает познавать предметы, которые его окружают, пытается выяснить, как их использовать. При этом важен сам процесс, а не результат. Он уверенно работает пальчиками, особенно указательным. Делает первые попытки рисовать – линии, круги, точки. С 1,5 лет у детей появляются определенные игровые действия: накормить куклу, искупать ее, покачать, уложить спать, покатать на машинке и т.д.

По мнению Т.М. Бабуновой, ребенок от 1,5 до 2 лет ребенок может складывать мелкие предметы в мелкие отверстия. Это говорит о том, что развивается не только мелкая моторика, но и мозг [1, с. 71].

К 2,6 месяцам ребенок правильно держит карандаш. Но при том условии, что взрослые показывают, как это делать. После показа он может рисовать вертикальные и горизонтальные линии. Любимое занятие – играть с водой, высыпать крупы, переливать жидкость из одной емкости в другую.

К концу третьего года жизни его руки становятся более крепкими. Он уже может самостоятельно скатать «колбаску» из пластилина, открывать ящики, вываливать их содержимое, играть с песком, держать ножницы и пытаться ими резать.

Он становится намного активнее, движения отличаются разнообразием и скоординированностью. Ребенок в состоянии справиться с различными видами застегивания (расстегиванием пуговиц, крючков, петель, липучек и т.д.), купанием (одеванием) куклы, стиркой кукольной одежды, накрыванием на стол, складыванием салфеток. Все это способствует подготовке детской руки к письму.

Для того, чтобы ребенок раннего возраста освоил различные виды движений, подражания и показа их взрослыми недостаточно, необходима специально организованная деятельность взрослого. Задача взрослых – помочь ребенку развить мелкомоторные движения. Для этого родители и педагоги подбирают подходящую развивающую среду, игры и упражнения (Л.И. Тищенко) [5, с. 56].

В возрасте 3-х лет в психическом развитии ребенка наступает кризис – он отделяется от взрослого, происходит эмансипация. Н.Е. Веракса описывает следующие проявления, характерные для поведения ребенка данного периода: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест, обесценивание и деспотизм [2, с. 38].

В настоящее время разработано большое количество программ нового поколения, предназначенных для образования детей раннего возраста, как комплексных («Первые шаги», «Теремок», «От рождения до школы», «Радуга» и др.), так и парциальных («Расти, малыш!», «Цветные ладошки» и др.).

Таким образом, ранний дошкольный возраст – особый период для развития, когда закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребенка. Это возраст овладения предметными действиями, развития наглядно-действенного мышления. Ведущую роль в психическом развитии ребенка играет потребность в общении со взрослыми, другими детьми. Движения ребенка раннего возраста отличаются разнообразием и скоординированностью. Завершается данный возраст кризисом трех лет.

Итак, мы рассмотрели особенности психического развития ребенка раннего возраста, которые сопровождают его в период от 1,5 до 5 лет. Также мы проанализировали особенности мозговой и физической активности ребенка раннего дошкольного возраста.

Полагаем, что владение информацией о них позволит педагогам обеспечивать эффективное сопровождение каждого ребенка, сообразующееся с его возрастными и индивидуальными потребностями.

Список источников:

1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. М.: Сфера, 2007. 204 с.

2. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 71 с.

3. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. СПб.: Питер, 2009. 320 с.

4. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: методическое пособие / Л. Н. Павлова. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 163 с.

5. Тищенко Л.И. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста / Л.И. Тищенко // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. 2014. № 12. С. 56–59.

6. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.А. Урунтаева. М.: Академия, 2013. 336 с.

7. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Академия», 2013. 448 с.

8. Яценко И.А. Понимающее наблюдение в педагогической работе с детьми дошкольного возраста (на материале опыта ФРГ) // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. СПб., 2013. N 155. С. 144-151.

REFERENCES

         1. Babunova T.M. Preschool Pedagogy / T.M. Babunova. M.: Sphere, 2007.204 s.

         2. Veraksa N.E. Child development in preschool childhood: a manual for teachers of preschool institutions / N.E. Veraksa, A.N. Veraksa. M.: Mosaic-Synthesis, 2008.71 s.

        3. Lisina M.I. The formation of the personality of the child in communication / M.I. Lisina. St. Petersburg: Peter, 2009.320 s.

        4. Pavlova L.N. Early childhood: the development of speech and thinking: a methodological manual / L. N. Pavlova. M.: Mosaic-Synthesis, 2008.163 s.

        5. Tishchenko L.I. The development of fine motor skills of preschool children / L.I. Tishchenko // Educational projects "Owlet" for preschoolers. 2014. No. 12. P. 56–59.

        6. Uruntaeva G.A. Child psychology: a textbook for students. institutions of higher prof. education / G.A. Uruntaeva. M.: Academy, 2013.336 s.

        7. Yashina V.I. Theory and methodology for the development of children's speech: a textbook for students. institutions of higher prof. education / V.I. Yashina, M.M. Alekseeva; under the general. ed. IN AND. Yashina. 4th ed., Revised. and add. M.: Academy, 2013.448 s.

       8. Yatsenko I.A. Understanding observation in pedagogical work with children of preschool age (based on the experience of Germany) // Bulletin of the Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen. St. Petersburg, 2013. N 155.S. 144-151.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

особенности развития детей раннего возраста

В статье говорится об особенностях  становления детей от 1,5 лет до 3 лет....

«Особенности развития детей раннего возраста»

В раннем возрасте у ребёнка формируется функция мозга. Складывается характер качество как доброжелательность к окружающему  и сочувствие к другому ребёнку. Я использую устный опыт эмоционального ...

Особенности развития детей раннего возраста

Какие изменения происходят у детей в раннем возрасте...

Особенности развития детей раннего возраста

Особенности развития детей раннего возраста...

Особенности развития детей раннего возраста

Особенности развития детей раннего возраста...