Консультация для родителей "Чтение (пение) колыбельных песен и потешек"
консультация (младшая группа)

Гуцова Наталья Анатольевна

В дошкольном возрасте важно петь колыбельные песни перед сном своему ребенку. Ведь с помощью колыбельных песен, ребенок быстро настраивается на сон и успакаивается. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чтение  (или пение) колыбельных песен и потешек

Читайте  малышу, начиная с раннего возраста, потешки, колыбельные, прибаутки; при   этом следите за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Колыбельные песни и потешки- бесценный материал, который  позволяет ребенку  «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек.

Колыбельные и потешки  обогащают  словарь и  кругозор детей, обучают  образовывать однокоренные слова ( например, котя, котенька, коток; коза, козонька и  т.д.) Позволяют запоминать слова  и формы слов и словосочетаний.   Положительная эмоциональная окраска  колыбельных и потешек делает освоение речи более успешным; повторяющиеся  звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический  слух. Приведем примеры   работы  с художественным  текстами колыбельных песен и потешек.

  1. Выразительно  прочитайте  или спойте колыбельную песню, сопровождая текст показом произносимых действий.

Люли, люли, люленьки,

Прилетели  гуленьки. (Взмахнуть  руками и  показать, как прилетели гули.)

Прилетели гуленьки,

Сели возле  люленьки. (Показать руками , как гули сели возле люленьки.)

Стали люленьку качать. (Показать руками, как гули покачивают люльку.)

Стали малышку усыплять.

Баю, баю,  баиньки,

Прилетели галоньки.

Сели у качалоньки. (Показать руками, как  галки сели возле люльки.)

Стали галки напевать.

И качалоньку качать. (показать руками , как галки покачивают люльку.)

При повторном чтении колыбельной попросите ребенка повторять за вами сначала все движения, а затем, после очередного прочтения, слова. Выучив текст песни, младшие дошкольники смогут ответить на следующие вопросы.

   -Кто такие гуленьки?

   -Что они делают возле люленьки малыша?

   -Кто такие  галоньки?

   -Что они делают возле люльки малыша?

  1.  Выразительно прочитайте  или спойте колыбельную, сопровождая показом рук те образы, которые описаны в колыбельной.

Люли, люли,  моя крошка,

Люли, люли , тонконожка,

Ты б скорее засыпал,

 Поскорее подрастал,

Подрастал  сильный, сильный (показать  руками , какой  крошка сильный),

Как березка, стройный, стройный (показать руками , какой крошка стройный),

Как дубочек, крепкий, крепкий (показать руками , какой крошка крепкий).

Словно лебедь, белый, белый.

Зайки серого  резвее (показать, как скачет  зайчик),

Птички певчей веселее (показать, как  птичка поет).

После знакомства с текстом взрослый  предлагает ребенку ответить на вопросы.

  - Как ты понимаешь слово «тонконожка»?

   -Какое дерево  напоминает  стройный  человек?

   -Какое дерево напоминает крепкий человек?

   -Какую птицу напоминает белая кожа человека?

   -Какой зверек в лесу самый  резвый?

   -Кто из обитателей   леса самый         веселый?

  1.  Выразительно прочитайте потешку «Я по лесу зеленому бреду».

Я по лесу зеленому бреду,

Я грибочки в кузовок соберу,

Я в осиннике рыжики соберу,

По березничку - березовики,

По сосновым пням - опеночки,

А под елкой - белый гриб-боровик,

Залогом успешной работы с детьми младшего дошкольного возраста является неоднократное повторение одного и того же текста.

Это необходимо для того, чтобы они воспринимали этот текст как старого знакомого.  

 После многократного повторения текста, когда дошкольники хорошо владеют его содержанием, предложите им ответить на вопросы.

 - По какому лесу бредет герой произведения?

 - Куда он собирает  грибочки?

 - Где растут рыжики?

- Где  собирает  герой произведения березовики?

  - Как по-другому называют такие  грибы?

 - Где растут опеночки?

- Где можно найти в лесу гриб – боровик? Какого цвета у него ножка?

Вопросы направлены на развитие поэтического слуха младшего дошкольника, умения находить в небольшом тексте художественно – выразительные средства ( эпитеты, сравнения, метафоры и др. ), выделять предмет из ряда подобных. Необходимость отвечать на вопросы не только развивает речь ребенка, делает ее образной, художественной, но и помогает сделать процесс восприятия художественной литературы осмысленным.

  1. Выразительно прочитайте потешку «Сидит белка на тележке».

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

После многократного прочтения потешки предложите детям ответить на вопросы.

- Где сидит белка и продает орешки?

- Кому она продает орешки?

- Как в народе называют мишку? Почему?

- Как в народе называют зайку? Почему?

- Куда кладет белка купленные животными и птицами орехи?

- Кто из перечисленных героев имеет зобок?

- Кто из перечисленных героев имеет лапочку?

Когда работа с художественным текстом станет для детей привычным делом, предложите им найти на картинке любого понравившегося героя потешки: лисичку, воробья, синичку, мишку, зайчика. Картинки для работы воспитатель подбирает сам. Они должны отвечать следующим требованиям: быть яркими, красочными, максимально реалистично изображать персонажей потешки, быть подлинно художественными. Когда дети выберут персонажа, попросите их составить небольшой рассказ (три – четыре предложения) о нем. Необходимо следить за тем, чтобы речь ребенка была связной, а описание содержало эпитеты, сравнения, метафоры. Для облегчения работы задавайте детям наводящие вопросы: « Какого цвета…? С какой птицей, другим зверем можно сравнить…? Чем этот зверь, эта птица отличаются от других животных, птиц?». И т. д. Так взрослый совместно с младшим дошкольником становятся участниками процесса формирования связной речи, использования образных средств и выражений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Влияние колыбельных песен на сон детей раннего возраста"

Консультация для родителей "Влияние колыбельных песен на сон детей раннего возраста" , примеры колыбельных песен....

Консультация для родителей "Влияние колыбельных песен на развитие детей"

Консультация предназначена для родителей воспитанников детского сада....

Консультация для родителей. Польза колыбельных песен для детей.

Современные мамы редко поют колыбельные песни, вместо детских колыбельных песен включают обычную музыку, тихую, чаще всего классическую.Однако теперь, когда нам доступна практически любая информация, ...

Консультация для родителей «Использование колыбельных песен, пестушек, потешек в свободной деятельности в игре»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая  наше общество сегодня не  в развале экономики не в смене политической ...

Консультация для родителей «Использование колыбельных песен, пестушек, потешек в свободной деятельности в игре»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая  наше общество сегодня не  в развале экономики не в смене политической ...