консультация для родителей "Развитие логического мышления дошкольников"
консультация (подготовительная группа)

Консультация для родителей по теме:

«Развитие логического мышления дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы.

 

Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься.

 

Прежде всего разберемся в том, из чего складывается логическое мышление.

Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления.

 

При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников

 

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения

 

Использование логических блоков Дьенеша (называемых по имени автора ) в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики : алгоритмы, кодирование информации , логические операции . Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений . С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики . 

 

Во всем мире широко известен дидактический материал , разработанный бельгийским математиком Х . Кюизнером. Он предназначен для обучения  числу и счету, используется педагогами разных стран в работе с детьми всех возрастов. Палочки Кьюизнера называют еще счетными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.

 

 

 Игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур- силуэтов.

Суть игр заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности детей, их склонности, возможности,уровень подготовки.

Все игры представляют собой различные геометрические фигуры (например, квадрат в игре «Танграм» или круг в « Волшебном круге» ) , раделенные на части.

В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение.   

 

 

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.

 

 

 

 

 

Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала

Совершенствование работы по всестороннему развитию детей дошкольного возраста предполагает поиск новых путей во взаимосвязи детского сада и семьи, повышения педагогической культуры родителей. Это в полной мере относится и к обогащению содержания семейного воспитания.

Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач.

Прежде всего следует направить внимание родителей на осознание необходимости повышения их роли во всестороннем развитии детей в период дошкольного детства в связи с возросшими требованиями школы, осуществлением постепенного перехода к обучению детей в школе с шестилетнего возраста. С этой целью познакомить ребят с разными видами занимательных математических игр и упражнений, их назначением и развивающим влиянием, методикой руководства соответствующей детской деятельностью. Воспитатель знакомит родителей с педагогическими положениями о развивающем воздействии игр с занимательным математическим материалом на детей, раскрывая это на конкретных примерах.

Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Достижение цели игры - составить фигуру, модель, дать ответ, найти фигуру - приводит к умственной активности, основанной на непосредственной заинтересованности ребенка в получении результата. Все это способствует формированию готовности к школьному обучению.

Интерес к конечному результату, правильному ответу стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения качественного результата).

Упражнения в решении занимательных задач, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение зрительно и мысленно анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы решения и планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за действиями и соотносить их с поставленными задачами, оценивать полученный результат). Решение практических задач с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать умственные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур-силуэтов из специальных наборов "Танграм", "Колумбово яйцо" и др.).

Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.

Работу с родителями следует вести одновременно с включением занимательных упражнений и игр в жизнь детей группы. Этим будет обеспечено разностороннее воздействие на ребят, воспитание у них интереса к играм, занимательным задачам, обучения их способам поиска ответа, решения.

Формы и методы работы с родителями по данной проблеме могут быть разнообразными: тематические родительские собрания, беседы и консультации, просмотр занятий и игр детей, оформление уголков для родителей по соответствующей математике, пропаганда знаний о роли занимательного материала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_po_teme.docx62.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по теме:

«Развитие логического мышления дошкольников»

shhhhh-quiet-everyone-study-wallpaper.jpg

Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы.

Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься.

Прежде всего разберемся в том, из чего складывается логическое мышление.

Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления.

При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения

 

Использование логических блоков Дьенеша (называемых по имени автора ) в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики : алгоритмы, кодирование информации , логические операции . Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений . С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики .  

Во всем мире широко известен дидактический материал , разработанный бельгийским математиком Х . Кюизнером. Он предназначен для обучения  числу и счету, используется педагогами разных стран в работе с детьми всех возрастов. Палочки Кьюизнера называют еще счетными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.

 Игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур- силуэтов.

Суть игр заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности детей, их склонности, возможности,уровень подготовки.

Все игры представляют собой различные геометрические фигуры (например, квадрат в игре «Танграм» или круг в « Волшебном круге» ) , раделенные на части.

В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение.    

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.

Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала

Совершенствование работы по всестороннему развитию детей дошкольного возраста предполагает поиск новых путей во взаимосвязи детского сада и семьи, повышения педагогической культуры родителей. Это в полной мере относится и к обогащению содержания семейного воспитания.

Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач.

Прежде всего следует направить внимание родителей на осознание необходимости повышения их роли во всестороннем развитии детей в период дошкольного детства в связи с возросшими требованиями школы, осуществлением постепенного перехода к обучению детей в школе с шестилетнего возраста. С этой целью познакомить ребят с разными видами занимательных математических игр и упражнений, их назначением и развивающим влиянием, методикой руководства соответствующей детской деятельностью. Воспитатель знакомит родителей с педагогическими положениями о развивающем воздействии игр с занимательным математическим материалом на детей, раскрывая это на конкретных примерах.

Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Достижение цели игры - составить фигуру, модель, дать ответ, найти фигуру - приводит к умственной активности, основанной на непосредственной заинтересованности ребенка в получении результата. Все это способствует формированию готовности к школьному обучению.

Интерес к конечному результату, правильному ответу стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения качественного результата).

Упражнения в решении занимательных задач, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение зрительно и мысленно анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы решения и планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за действиями и соотносить их с поставленными задачами, оценивать полученный результат). Решение практических задач с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать умственные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур-силуэтов из специальных наборов "Танграм", "Колумбово яйцо" и др.).

Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.

Работу с родителями следует вести одновременно с включением занимательных упражнений и игр в жизнь детей группы. Этим будет обеспечено разностороннее воздействие на ребят, воспитание у них интереса к играм, занимательным задачам, обучения их способам поиска ответа, решения.

Формы и методы работы с родителями по данной проблеме могут быть разнообразными: тематические родительские собрания, беседы и консультации, просмотр занятий и игр детей, оформление уголков для родителей по соответствующей математике, пропаганда знаний о роли занимательного материала.

Почему у детей возникает компьютерная зависимость.

 

* Человеку свойственна потребность в игре. Раньше, когда не было массового использования компьютера, дети тоже играли в игры: "казаки-разбойники", "войнушки", "дочки-матери". сейчас многие из этих игр заменяет компьютер. Причем  на компьютере в любую игру можно играть одному.

* Ребенок принимает на себя роль компьютерного персонажа. это помогает ему удовлетворить определенные потребности, которые трудно удовлетворить в реальной жизни (например стать самым сильным, непобедимым).

* Столкнувшись  с повседневными проблемами,  требующими разрешения, подросток уходит от решения этих проблем ("уходит от реальности") в виртуальное  пространство игры. В игре он может контролировать ситуацию, а для контроля жизненной ситуации ему не хватает опыта и достаточного развития волевой сферы.

 

Признаки компьютерной зависимости.

 

  • Хорошее настроение у ребенка за компьютером, и ощущение пустоты, раздражения, когда надо заниматься чем-то другим.
  • Невозможно остановить ребенка, играющего за компьютером.
  • Ребенок стремиться  любым способом продолжить деятельность за компьютером.
  • Постепенное увеличение времени, проводимого ребенком за компьютером , в ущерб другим занятиям - учёбе, домашним делам.
  • Конфликты ребенка с родителями и близкими из-за игры на компьютере.
  • Предвкушение  ребенком следующего сеанса "жизни" в виртуальном мире, что улучшает настроение ребенка.
  • Уменьшение социальных контактов у детей. Интересны друзья, которые тоже участвуют в компьютерных играх.
  • Нарущение режима: днем сонливость, ночью бессонница.
  • Ухудшение успеваемости в учебном заведении. Потеря мотивации к учебе.
  • Нарушение режима питания. Ребенок забывает кушать, или ест то, что под попадает  в руки  не отходя, от компьютера.
  • Нарушение в личностной и  эмоциональной сфере, которые сопровождаются пониженным фоном настроения.

Качества личности ребенка склонного к формированию компьютерной зависимости.

  • Отсутствует способность адекватно выражать свои чувства.
  • Заниженная самооценка или неадекватно завышенная.
  • Повышенная уязвимость к критике, или неодобрению взрослых или группы детей.
  • Переживание чувства стыда или вины.
  • Страх быть отвергнутым другими.
  • Пассивная жизненная позиция, отказ от принятия решений. Страх одиночества и желание его избежать.
  • Социальная неприспособленность: узкий круг общения или поверхностное общение  со многими.
  • Пониженный фон настроения, состояние депрессии.
  • Неумение делиться своими переживаниями с окружающими.
  • Импульсивность поступков.
  • Неумение планировать своё время.
  • Неспособность добиваться поставленных целей.
  • Неумение говорить "нет", и как следствие крайняя несамостоятельность.
  • Ощущение неудовлетворенности своей жизнью.
  •  

Что делать, чтобы избежать чрезмерного увлечения  ребёнком компьютерными играми. 

  • Родителям необходимо больше уделять внимания своим детям: совместное проведение досуга, активный отдых, спортивные мероприятия, походы  в театр, кино, общее хоби и многое другое.
  • Родителям необходимо сохранять близкие отношения со своими детьми, чтобы первым  заметить возникновение проблем у своего ребенка, и, соответственно, помочь ему.
  • Необходимо  воспитывать у детей самостоятельность- поручать им важные задания, которые он должен выполнить сам.
  • Если мы, родители будем открыты со своими детьми, будем делиться печалью и радостью, не будем стесняться выражать и говорить о своих чувствах, дети ответят тем же. 
  • Необходимо формировать  у ребенка активную жизненную позицию. Размышлять с ним о будущем, ставить цели и искать пути их достижения.

Что делать, если у ребенка формируются признаки компьютерной зависимости.

  • Не пытайтесь  игнорировать проблему, надеясь, что все само уладиться.
  • Не ослабляйте контроль. Обговорите  с ребенком время пребывания за компьютером. Ставьте будильник, чтобы он напоминал, что время игры подошло к концу.
  • Обратитесь за помощью  к специалистам: психолог, психотерапевт, психоневролог и нарколог.
  • Старайтесь больше времени проводить вместе. Найдите общее интересное дело, способное на некоторое время отвлечь ребенка от компьютерной  игры.
  • Спросите совета специалистов: в каком случае пагубно злоупотребление компьютерной ролевой игрой, и, когда возможно применение игры, как терапевтического метода и психокоррекционной работы.

Консультация для родителей

«Проблемы компьютерной зависимости»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы:" Система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша".

Система работы с дошкольниками по развитию логического мышления с использованием блоков Дьенеша...

«Использование игрового материала с логическими блоками Дьенеша для развития логического мышления дошкольников».

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть напр...

Презентация "Учимся мыслить логично". Цель работы - развить логическое мышление дошкольников. Данные логические задачи доступны детям 4-7 лет.

В основу данной презентации положено пособие «Учимся мыслить логично» автора Зак А.З., психолога, который много лет изучает мышление детей....

Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».

Конспект мастер-класса на методобъединении для воспитателей, презентация игрового материала....

Использование дидактичкского материала "Логические блоки Э. Дьенеша" в развитии логического мышления дошкольников

Презентация Использование дидактического материала  «Логические блоки З.Дьенеша» в развитии логического мышлении у дошкольников...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ"

В этой статье мы обсуждаем способы использования кругов Эйлера на занятиях по развитию логического мышления у дошкольников....

Использование логических блоков Дьёныша, палочек Кьюзинера и кубиков Никитина для развития логического мышления дошкольников

Методические советы по использованию дидактических игрс блоками Дьенеша, палочек Кьюзинера и кубиков Никитина...