Занятия с детьми с ТНР
консультация

Пильникова Наталья Александровна

 

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это группа нарушений, включающая целый ряд медицинских и логопедических диагнозов. Сюда входят все стойкие в своих проявлениях отклонения речевой системы у детей с нормальным развитием слуха и без первичных нарушений интеллекта.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия с детьми с тяжелыми нарушениями речи

У детей с тяжелыми нарушениями речи присутствует полностью сохраненный слух и изначально нормальное состояние интеллекта. Однако задержка речевого развития постепенно начинает сказываться на формировании высшей психической деятельности. Поэтому часто детей с ТНР незаслуженно принимают за интеллектуально неполноценных.

Такое впечатление производится в связи с тем, что у ребенка страдают все стороны речи:

  • произносительная;
  • лексическая;
  • грамматическая.

Помимо данных проявлений дети с ТНР страдают ограниченностью мышления, недостаточностью памяти и произвольного внимания, способности к обобщениям и анализу. В более старшем возрасте отмечается неспособность к овладению навыками чтения, письма, восприятию математических представлений.

По этой причине очень важно как можно раньше начать корректирующие занятия с такими детьми. Ведь чем меньше ребенок «упустил» в развитии, тем проще будет восстановить необходимые темпы формирования речи и, следовательно, высших психических функций.

Симптомы тяжелого нарушения речи у детей

В зависимости от тяжести состояния дети либо совсем не говорят, используя лепетный и жестовый способ общения, либо имеют очень скудный словарный запас. Их высказывания строятся в отсутствии грамматических норм и далеко не всегда понятны окружающим из-за недостатков произношения.
При этом характерными являются также нарушения и в других областях:

  • снижена вербальная память;
  • отстает логическое мышление, способность к анализу и синтезу;
  • недостаточно развита моторика — как мелкая, так и крупная;
  • трудно дается выполнение действий по устным инструкциям;
  • слабо развита эмоционально-волевая сфера, снижена мотивация, выражены неуверенность в себе, негативизм и раздражительность.

Отсутствие возможности налаживать социальные контакты и полноценно обучаться значительно снижают качество жизни детей с ТНР, поэтому с ними обязательно проводят коррекционные занятия. Исходя из тяжести нарушения и конкретного состояния назначается «расписание уроков».

Занятия с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В связи с особенностями состояния высших психических функций и возраста занятия с детьми проводятся в игровой форме с частой сменой видов деятельности для того, чтобы избежать утомляемости и сохранить интерес и внимание. Длительность занятия также не может быть долгой. Поэтому крайне важна заинтересованность и поддержка членов семьи. Выполнение «домашних заданий», создание развивающей и речевой среды в окружении ребенка значительно способствуют достижению успеха.

По логопедической классификации к тяжелым нарушениям речи относят следующие состояния:

  • общее недоразвитие речи;
  • алалия;
  • афазия;
  • брадилалия;
  • ринолалия;
  • дизартрия;
  • заикание.

Отталкиваясь от конкретного состояния ребенка, логопед-дефектолог строит план занятий. Однако, учитывая наличие вторичного отставания развития высшей психической деятельности, необходимо использовать не только упражнения на преодоление основного нарушения, но и подключать задания, необходимые для коррекции общего состояния.

Направления коррекционных занятий при тяжелых нарушениях речи:

  • Дыхательная гимнастика. Необходима для формирования правильного речевого дыхания. Многие педагоги используют упражнения Стрельниковой.
  • Развитие мелкой моторики — пальчиковые игры, различная деятельность, связанная с работой рук и пальцев (рисование, лепка, аппликация, выкладывание мозаики, перебирание круп и т. д.). Помимо основной своей цели такие игры развивают также внимательность, усидчивость, стремление к достижению результата.
  • Стимуляция координации движений и ориентирования. Хорошие результаты дает использование логоритмики — выполнение определенных движений под музыку и в сопровождении текста вызывает положительные эмоции у детей, при этом развивая также навык восприятия словесной информации.
  • Упражнения на развитие артикуляционного аппарата — обязательны в данном случае. Мимическая гимнастика, «зарядка для языка» должны присутствовать на каждом занятии.
  • Расширение лексического словаря детей происходит в рамках дидактических игр. Такие игры не только обогащают словарный запас, но и стимулируют ребенка к общению.
  • Задания на развитие фонематического слуха, речевого анализа и синтеза необходимы для того, чтобы ребенок смог правильно распознавать звуки, а впоследствии осваивать чтение и письмо.
  • Развитие связной речи происходит постепенно в рамках дидактических игр и упражнений. Стимулирование речи происходит с помощью наводящих вопросов педагога, игр на подбор слов с противоположным или похожим значением, описаний предметов и т. д.
  • Для развития наблюдательности, внимания и памяти также проводятся игры и упражнения.

Для детей с ТНР важно соблюдение режима дня и отдыха, сохранение спокойного психического состояния и положительного настроя. В силу слабой способности у ребенка к восприятию устной информации необходимо поддерживать ее наглядными способами. Для это служит различный дидактический материал, карточки и, конечно, игрушки.

Родителям детей с нарушениями речи необходимо знать, что при своевременной и правильно проведенной коррекции многие проблемы можно исправить. Наиболее оптимальный возраст для начала занятий 3-4 года. Но даже в более раннем возрасте опытный логопед сможет провести диагностику речевого развития ребенка и установить наличие нарушений. Следует помнить, что впоследствии проблемы речи приводят к отставанию формирования высших психических функций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия с детьми.Экспериментальная деятельность с детьми.

Занятия с детьми. Экспериментальная деятельность с детьми. Авторы:  Коржавина Марина Игоревна, воспитатель, Климушина Анна Сергеевна, воспитатель, ГДОУ детский сад N 93 компенсирующего вида Фру...

Занятие с детьми по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: познакомить детей со свойствами камней.Програмные задачи:дать понятие о поверхности Земли и свойствах камней;развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством поиско...

Занятие с детьми по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста

Тема :       Путешествие  по стране « Внимания »   Цель: Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста Задачи :   - ...

Конспект занятия с детьми Тема: «Совместная организованная деятельность по рисованию с детьми раннего возраста. « Воздушные шары».

учить детей правильно держать в руке карандаш; формировать интерес к рисованию, учить выполнять действия по инструкции воспитателя, Выполнять построение в круг, подпрыгивать, Вызывать интерес к физкул...

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

Технологическая карта коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей и подготовительной групп к проекту «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период адаптации к школе» «Путешествие в волшебную страну»

Таблица Технологическая карта коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей иподготовительной групп к проекту «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период...