«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Консультация для родителей по мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

«Истоки способностей и дарований

детей–на кончиках их пальцев».

                                                                                              В. А. Сухомлинский.

Развитие мелкой моторики является важной составляющей обучения и развития ребёнка. При работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов происходит развитие тонких движений кистей и пальцев рук.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.

           Родители в домашних условиях могут использовать различные предметы для развития мелкой моторики своих малышей. Кроме рекомендованной педагогами пальчиковой гимнастики можно поиграть с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее действие. Можно сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Катать между двух ладоней шестигранный карандаш, при этом придумывать различные рифмовки «карандаш в руках катаю и т.д.» Можно дать ребенку грецкий орех, показать как крутить его между ладонями и приговаривать: "Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех". Например, в банку с крупой можно положить мелкие игрушки и попросить ребенка найти сюрприз. Различные игры с песком также положительно влияют на развитие мелкой моторики детей, совершенствуют их тактильные ощущения.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

         Позвольте своему малышу работать с тестом, это не занимает много времени, вылепленный элемент на домашнем пироге принесет хороший результат. Для развития вашего малыша приобретите пластилин. Вылепленные колбаски, колечки, шарики можно разрезать пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепить кусочки снова. Из каждого маленького кусочка можно сделать лепешку или монетку. Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток. Лепите геометрические фигуры, цифры, буквы и т.д.

Порисуйте дома с ребенком. Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости. Учите детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью.

Также уделите внимание работе с бумагой. Это может быть простое складывание листа бумаги пополам, затем уголок к уголку и т.д. Дайте ребенку ножницы, научите вырезать различные узоры, снежинки и т.д.

Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство развития речи и развитие познавательной сферы.

Работа с  детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий....

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:

Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:

Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст

Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...