Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
статья

Лысенко Лариса Васильевна

                    

     «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального  развития ребенка в раннем детском возрасте».

                                                                      Закон РФ об образовании, ст. 18, п1.

 

      В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному. Явление стирания половых различий  в поведении противоречит существующим культурным нормам взаимоотношений полов, а также традициям половой дифференциации формировавшимся в течение многих веков.

    Что лучше для развития детей – совместное или раздельное воспитание мальчиков и девочек? На этот вопрос до сих пор нет однозначного ответа.

Но многие ученые  уверены в необходимости совместных игр мальчиков и девочек. Но не для того, чтобы быть одинаковыми, а как раз для того, чтобы быть разными. В совместных играх, выполняя «мужские» и «женские» роли, наблюдая друг за другом, мальчики и девочки учатся быть собою, так сказать, «от противоположного». Ведь часто говорят, что более всего делает мужчину мужественным слабая женщина, а её женственной сильный, настоящий мужчина.

    Женщину в девочке, также как и мужчину в мальчике следует формировать с раннего возраста, не отделяя полоролевое воспитание от общего нравственного. Иначе при становлении личности девочки или мальчика неизбежны отклонения, приводящие к эмоциональному неблагополучию среди сверстников, а в дальнейшем – препятствующие выполнению семейной и общественной функции. Когда-то основы традиционной народной культуры каждый человек получал в семье «из уст в уста», «от сердца к сердцу». В силу рода исторических событий преемственность традиционного уклада жизни была прервана. Однако, это именно тот «багаж», который необходим человеку на его жизненном пути. Традиционное воспитание состояло в целенаправленной передаче культурного (хозяйственного и духовного) опыта старшими младшим, что позволяло молодым спокойно и достойно  в своё время занять своё место в обществе  и полноценно реализовать свои силы. Огромную в социализации ребенка, воспитании в раннем развитии может оказать аутентичнй фольклор, значение которого уже оценили зарубежные ученые, медики, педагоги и наши соотечественники.  Для русской народной культуры было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он начнет осваивать этот мир сам. Тексты колыбельных  рисуют в сознании и подсознании малыша полную картину мира, адекватную, которую ребенок в состоянии понимать. Материнский фольклор – колыбельные песни, пестушки, потешки часто сопровождались телесными играми». (Осорина М.Б. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. С-Пб, 2000г. «Мастера психологии»).

      Тексты материнского фольклора, игры передавались от поколения к поколению. И сегодня они содержат в доступной каждому, легко запоминающейся форме проверенные временем способы обучения ребенка.

    Примитивность,  устарелость этих текстов кажущаяся. Даже не вполне понятные многим современным мамам «страшные» колыбельные песни, например: «…придет серенький Волчек и ухватит за бочек…» - имеет глубокий смысл. Пока ребенок маленький, комната, родной дом – это место, где он находится в безопасности. Огромный внешний мир таит не только множество открытий, но и неведомые опасности и отправляться туда малышу до поры до времени одному нельзя. Так постепенно начинает складываться система запретов и поощрений. В этих колыбельных дом – защита и опасный внешний мир разделены условной границей, обозначенной обычно словом «край». Всему свое время, со временем границы мира раздвигаются, но в любом возрасте чувство « края», зародившееся ещё в раннем детстве, хранит человека, позволяет здраво оценить свои возможности в различных жизненных ситуациях.

     Воссоздание детской игровой традиции является важнейшим этапом  в развитии и воспитании ребенка. Народные игры поистине являются  школой

жизни: они воспитывают характер, формируют правильное отношение к жизненным ценностям, учат действовать в жизни самостоятельно, не бояться

трудностей. Народные игры развивают художественный вкус, учат разумным и достойным формам поведения. В любой народной культуре этот процесс

направлялся и контролировался традицией: девочек с раннего возраста начинали воспитывать, как будущих матерей и хранительниц домашнего очага, а мальчиков, как защитников, ответственных за семью.

    У мальчиков есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается, и в которой  наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В процессе игр у мальчиков большое место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание в цель и на дальность, лазание, борьба, спортивные игры: футбол, хоккей). Девочки предпочитают игры с мячом,  со скакалкой, упражнения в равновесии ( ходьба по бревну, скамейке, скольжение по ледяной дорожке и пр.), танцевальные движения. В то же время подвижные игры, эстафеты нравятся и мальчикам и девочкам в равной степени. Такжеследует помнить, что девочки в большей степени нуждаются в побуждении к двигательной деятельности. Мальчики, как правило, либо сами находят развлечения большой двигательной активности, либо сразу присоединяются к организованной игре. Девочкам и мальчикам должны предъявляться разные

требования к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий для мальчиков и пластичности, выразительности, грациозности для девочек. Неодинаковая эффективность овладения мальчиками и девочками отдельными движениями предполагает, что требования к их результативности должны быть разными. Например, в прыжках на скакалке для мальчиков хорошим результатом  можно считать безостановочные прыжки, в то время. как для девочек хороший результат – усложненные варианты прыжков. Иногда девочки проявляют  способности  к упражнениям с видимой «мальчишеской» направленностью, и наоборот.

Поэтому не надо подавлять  стремление ребенка заниматься определенным видом движений, если только это не вредит здоровью. Половая     принадлежность не должна использоваться в качестве довода  против какой-либо двигательной деятельности. Однако стойкий интерес к несвойственной двигательной деятельности  должна стать поводом для размышлений взрослых. Учет половых особенностей дошкольников при организации двигательной деятельности позволит добиться хороших результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.

Самостоятельная деятельность возникает по инициативе ребенка и протекает под наблюдением взрослого; проходит в форме индивидуальных занятий или совместных действий с другими детьми. Потребность в движении у людей разная, поэтому необходим дифференцированный подход к детям разной подвижности в их самостоятельной деятельности.

    Наиболее уязвим организм малоподвижных детей. Лучший метод руководства – увлечь застенчивого, нерешительного,  ребенка игрой, новым пособием или интересным упражнением. Предпочтение следует отдать простым упражнениям, в которых не требуется точность и играм с элементами соревнований.

 

 

 

                                                                        

 

 

                                                                        

                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gendernoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             Автор: Лысенко Л.В., инструктор по ФК

                                                                             ГБДОУ №79 Приморского района

                                                                             г. Санкт-Петербурга    

                               

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

                     

     «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального  развития ребенка в раннем детском возрасте».

                                                                      Закон РФ об образовании, ст. 18, п1.

      В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному. Явление стирания половых различий  в поведении противоречит существующим культурным нормам взаимоотношений полов, а также традициям половой дифференциации формировавшимся в течение многих веков.

    Что лучше для развития детей – совместное или раздельное воспитание мальчиков и девочек? На этот вопрос до сих пор нет однозначного ответа.

Но многие ученые  уверены в необходимости совместных игр мальчиков и девочек. Но не для того, чтобы быть одинаковыми, а как раз для того, чтобы быть разными. В совместных играх, выполняя «мужские» и «женские» роли, наблюдая друг за другом, мальчики и девочки учатся быть собою, так сказать, «от противоположного». Ведь часто говорят, что более всего делает мужчину мужественным слабая женщина, а её женственной сильный, настоящий мужчина.

    Женщину в девочке, также как и мужчину в мальчике следует формировать с раннего возраста, не отделяя полоролевое воспитание от общего нравственного. Иначе при становлении личности девочки или мальчика неизбежны отклонения, приводящие к эмоциональному неблагополучию среди сверстников, а в дальнейшем – препятствующие выполнению семейной и общественной функции. Когда-то основы традиционной народной культуры каждый человек получал в семье «из уст в уста», «от сердца к сердцу». В силу рода исторических событий преемственность традиционного уклада жизни была прервана. Однако, это именно тот «багаж», который необходим человеку на его жизненном пути. Традиционное воспитание состояло в целенаправленной передаче культурного (хозяйственного и духовного) опыта старшими младшим, что позволяло молодым спокойно и достойно  в своё время занять своё место в обществе  и полноценно реализовать свои силы. Огромную в социализации ребенка, воспитании в раннем развитии может оказать аутентичнй фольклор,

значение которого уже оценили зарубежные ученые, медики, педагоги и наши соотечественники.  Для русской народной культуры было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он начнет осваивать этот мир сам. Тексты колыбельных  рисуют в сознании и подсознании малыша полную картину мира, адекватную, которую ребенок в состоянии понимать. Материнский фольклор – колыбельные песни, пестушки, потешки часто сопровождались телесными играми». (Осорина М.Б. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. С-Пб, 2000г. «Мастера психологии»).

      Тексты материнского фольклора, игры передавались от поколения к поколению. И сегодня они содержат в доступной каждому, легко запоминающейся форме проверенные временем способы обучения ребенка.

    Примитивность,  устарелость этих текстов кажущаяся. Даже не вполне понятные многим современным мамам «страшные» колыбельные песни, например: «…придет серенький Волчек и ухватит за бочек…» - имеет глубокий смысл. Пока ребенок маленький, комната, родной дом – это место, где он находится в безопасности. Огромный внешний мир таит не только множество открытий, но и неведомые опасности и отправляться туда малышу до поры до времени одному нельзя. Так постепенно начинает складываться система запретов и поощрений. В этих колыбельных дом – защита и опасный внешний мир разделены условной границей, обозначенной обычно словом «край». Всему свое время, со временем границы мира раздвигаются, но в любом возрасте чувство « края», зародившееся ещё в раннем детстве, хранит человека, позволяет здраво оценить свои возможности в различных жизненных ситуациях.

     Воссоздание детской игровой традиции является важнейшим этапом  в развитии и воспитании ребенка. Народные игры поистине являются  школой

жизни: они воспитывают характер, формируют правильное отношение к жизненным ценностям, учат действовать в жизни самостоятельно, не бояться

трудностей. Народные игры развивают художественный вкус, учат разумным и достойным формам поведения. В любой народной культуре этот процесс

направлялся и контролировался традицией: девочек с раннего возраста начинали воспитывать, как будущих матерей и хранительниц домашнего очага, а мальчиков, как защитников, ответственных за семью.

    У мальчиков есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается, и в которой  наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В процессе игр у мальчиков большое место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание в цель и на дальность, лазание, борьба, спортивные игры: футбол, хоккей). Девочки предпочитают игры с мячом,  со скакалкой, упражнения в равновесии ( ходьба по бревну, скамейке, скольжение по ледяной дорожке и пр.), танцевальные движения. В то же время подвижные игры, эстафеты нравятся и мальчикам и девочкам в равной степени. Такжеследует помнить, что девочки в большей степени нуждаются в побуждении к двигательной деятельности. Мальчики, как правило, либо сами находят развлечения большой двигательной активности, либо сразу присоединяются к организованной игре. Девочкам и мальчикам должны предъявляться разные

требования к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий для мальчиков и пластичности, выразительности, грациозности для девочек. Неодинаковая эффективность овладения мальчиками и девочками отдельными движениями предполагает, что требования к их результативности должны быть разными. Например, в прыжках на скакалке для мальчиков хорошим результатом  можно считать безостановочные прыжки, в то время. как для девочек хороший результат – усложненные варианты прыжков. Иногда девочки проявляют  способности  к упражнениям с видимой «мальчишеской» направленностью, и наоборот.

Поэтому не надо подавлять  стремление ребенка заниматься определенным видом движений, если только это не вредит здоровью. Половая     принадлежность не должна использоваться в качестве довода  против какой-либо двигательной деятельности. Однако стойкий интерес к несвойственной двигательной деятельности  должна стать поводом для размышлений взрослых. Учет половых особенностей дошкольников при организации двигательной деятельности позволит добиться хороших результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.

Самостоятельная деятельность возникает по инициативе ребенка и протекает под наблюдением взрослого; проходит в форме индивидуальных занятий или совместных действий с другими детьми. Потребность в движении у людей разная, поэтому необходим дифференцированный подход к детям разной подвижности в их самостоятельной деятельности.

    Наиболее уязвим организм малоподвижных детей. Лучший метод руководства – увлечь застенчивого, нерешительного,  ребенка игрой, новым пособием или интересным упражнением. Предпочтение следует отдать простым упражнениям, в которых не требуется точность и играм с элементами соревнований.

                                                                       

 

                                                                             

                                                                          Литература:

                                                                          Коваленко В.С. Руководство по подготовке

                                                                          родителей к рождению и воспитанию

                                                                          здорового ребенка. С-Пб. «Фолиант», 2004г.

                                                                          Филиппова С.О., Пономарев Г.Н.

                                                                          Теория и методика физической культуры  

                                                                           Дошкольников. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008г.

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

               В соответствии с направлениями современных подходов к дошкольному образованию  гендерное  воспитание – процесс, направленн...

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Предлагаемый материал содержит методическую разработку семинара-практикума для педагогов ДОУ по теме "Гендерные аспекты воспитания и обучения детей дошкольного возраста", проведённого на базе нашего Д...

Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста

Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность  в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспи...

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Помните, что у вас появился не просто малыш, а мальчик или девочка и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе. ...

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе....

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...