Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
методическая разработка по теме

Шипова Светлана Петровна

Предлагаемый материал содержит методическую разработку семинара-практикума для педагогов ДОУ по теме "Гендерные аспекты воспитания и обучения детей дошкольного возраста", проведённого на базе нашего ДОУ в 2011-2012 уч.году. Этот семинар может быть использован как в готовом виде, так и стать основой для Вашей разработки. Памятка для педагогов при общении с мальчиками и девочками является приложением к семинару, использовавшимся в виде раздаточного материала для воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум с  педагогами ДОУ

 «Гендерные аспекты воспитания и обучения

детей дошкольного возраста»

Цель: повышение психологической компетентности педагогов ДОУ; развитие интереса у педагогов к планированию образовательного процесса с использованием дифференцированного подхода по половому и социальному признаку.

  1. Приветствие.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались с тем, чтобы посвятить время изучению весьма актуальной проблемы современной науки- и психологии, и педагогики – вопросу гендерного воспитания и обучения в условиях воспитательно-образовательного процесса, организуемого в нашем ДОУ

Надеюсь, что встреча будет не только информационно насыщенной, но и интересной, доступной, а главное – познавательной и продуктивной-то есть мы все с вами сможем привнести что-то новое, разумное, полезное в свою педагогическую практику- работу с детьми.

  1. Разминка, создание рабочей атмосферы.

Упражнение «Кто быстрее?»

Цель: сплочение коллектива.

Группа выполняет задания быстро и четко.

Инструкция: Постройте, используя всех игроков команды.

  1. квадрат;
  2. треугольник;
  3. круг;
  4. ромб;
  5. угол;
  6. букву;
  7. птичий косяк.

Упражнение «Сбор по голосам»

Цель: сплочение коллектива, активизация, настрой на работу.

Ведущий раздает заранее приготовленные листочки с написанными на них названиями животных каждому участнику. Поскольку все названия парные, каждый может найти себе пару после команды ведущего. После команды «Начали», каждый начинает изображать то животное, которое написано у него на карточке и пытаться найти свою пару (кошка, собака, корова, коза, ворона, заяц,  лошадь, курица). Как только нашли, поднимают руку. После того как каждый нашел себе «своего» животного, ведущий опрашивает: «Кто вы?»

  1. Информационный блок.

Состояние психофизического здоровья подрастающего поколения в связи с проблемами его прогрессирующего ухудшения, особенно в нашей стране, ставит неотложные задачи по поиску новых методов его охраны. В этом свете вызывает большой интерес гендерный подход (специализированный по признаку пола) в учебной и воспитательной практике как способ возможной профилактики феномена нарастающей умственной и физической дисфункциональности, так называемой болезни цивилизации  наблюдаемой в детском населении разных возрастов. То есть, в нашем случае мы призываем вас рассматривать сегодняшнюю тему как возможный вариант использования здоровьесберегающей технологии ( также в свете решения годовой задачи, поставленной в нашем дошкольном учреждении). Надеемся, что рекомендации, озвученные сегодня и добытые самостоятельно в ходе работы, пригодятся и сыграют свою положительную роль в оздоровлении и создании благоприятного психологического климата в детских коллективах.

Половая принадлежность ребенка - важный фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение.

Почему речь идет о гендерном, а не полоролевом воспитании? В чем разница?

– Когда-то полоролевое воспитание детей в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (англ. gender – род), который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.

 Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. При этом роль биологических различий, в том числе гормональных, центрально-нервных, морфологических, не отрицается, но уходит на второй план.

В чем же цель гендерного подхода?

Целью гендерного подхода в образовании является деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых способов научения, отличных по качеству, способам организации учебного процесса и темпам от традиционных.

Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.п.), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь

Процесс, в ходе которого мы учим, что есть вещи, которые свойственны одним и несвойственны другим, в зависимости от пола обучаемого обозначают термином дифференциальная социализация.

Зачатки дифференциальной социализации можно увидеть еще до рождения ребенка. Примером служит желание родителей и окружающих знать, кто же родится мальчик или девочка, ведь от этого уже многое зависит: как они его назовут, какую одежду, игрушки будут покупать, как будут воспитывать.

В 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу, что называется гендерной идентификацией. В это время дети начинают замечать, что мужчины и женщины по-разному выглядят, занимаются разной деятельностью и интересуются разными вещами, а также у ребенка появляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом, что и он сам. Наиболее важным периодом для гендерной социализации считается дошкольный возраст потому, что в этот период формируются наиболее значимые черты, свойства и качества человека.

В последнее время гендерные аспекты воспитания и обучения детей дошкольного возраста привлекают внимание специалистов разных областей – нейрофизиологов, нейропсихологов, психологов, педагогов. По данным нейрофизиологов и нейропсихологов, именно различия в структуре и работе головного мозга определяют особенности развития детей разных полов.

У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки. Дети одного возраста, посещающие одну возрастную группу, будут иметь разный биологический возраст по характеристикам созревания мозговых структур: девочки опережают мальчиков на 1-1,5 года.

У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление (поэтому этим объясняется тот факт, что некоторые девочки начинают говорить очень рано).

У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста (до старшего дошкольного возраста) доминирует образно-чувственная сфера – мыслят образами и представлениями.

Так что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.

Есть и другие принципиальные различия в психологии мальчиков и девочек, но одинаковые у всехдетей независимо от культур и народов.  В подсознании любого человека присутствуют так называемые архетипы – фундаментальные образы, восходящие к глубокой древности, общие для самых разных народов, но различные у двух полов. Подобные архетипические символы проявляются в детских снах и рисунках. У мальчиков это символы свободы и путешествий (ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полеты, машины, самолеты, ракеты, велосипеды, корабли), символы врага (драконы, роботы, монстры, змеи), символы силы и борьбы (меч, копье, лук, стрелы, крепость), символы победы (флаг, горн, крики “ура!”). А у девочек в снах и рисунках проступает совсем другая система символов: символы материнства (куклы, невесты, детские кроватки или коляски), символы женственности, изящества, легкости, нежности (воздушные шарики, птички, принцессы), символы очага и домашнего уюта (дом, стол, занавески, посуда), символы достатка в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы), символы женской красоты (цветы, яркие губы, глаза, наряды).

В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками:

  1. в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;
  2. организации внимания;
  3. в формах активации эмоций;
  4. в мотивации деятельности и оценки достижений;
  5. в игре  и поведении.
  1. Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.

Девочки :

  1. быстрее схватывают новый материал;
  2. легче усваивают алгоритмы и правила;
  3. любят задания на повторение;
  4. чаще используют ближнее зрение;
  5. воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;
  6. лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;
  7. новую информацию анализируют с помощью левого полушария;

Мальчики:

  1. труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
  2. им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения “от простого к сложному”;
  3. лучше выполняют задания на сообразительность;
  4. не терпят однообразия;
  5. лучше выполняют задания при ярком свете;
  6. новую информацию анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного).

Особенности мышления девочек и мальчиков.

Мальчики и девочки начинают по-разному думать уже в дошкольный период. Исследования психолога И.А. Капуловича показали: у каждого человека – в зависимости от возраста, пола и индивидуальных особенностей преобладает одна из пяти подструктур мышления. Эти способы “думанья” человека закладываются еще в детстве и, как правило, остаются таковыми и в его взрослой жизни.

Чтобы понять, какая из подструктур мышления преобладает, для этого надо ответить на очень простой вопрос: Что изображено на рисунке? (Необходимо выбрать один из пяти предложенных вариантов ответов. Номер ответа соответствует доминирующему способу мышления.)

  1. Замкнутые фигуры на листе бумаги.
  2. Тоннель.
  3. Маленький, средний и большой квадраты.
  4. Три четырехугольника.
  5. Комбинация квадратов, лежащих один на другом.

 

  1. Топологический тип мышления – в любом предмете или явлении их интересует, прежде всего, свойства замкнутости, непрерывности. Для них неважно, какая именно фигура изображена (квадрат, куб, четырехугольник), для них важно, что эта фигура замкнута. Такие люди не любят торопиться. Все делают последовательно, стараясь ничего не пропустить. В речи часто пользуются словами: постоянно; плавно; свободно; вокруг; ограниченно; внутри; рядом; около; вместе и др. Этот способ мышления и поведения характерен для девочек.
  2. Проективный тип мышления - любимое занятие для этих людей найти для предмета, попавшего им на глаза, практическое применение в жизни. Этот способ мышления преобладает у сильной половины человечества. Они обычно употребляют слова: если посмотреть; по-моему; с моей точки зрения.
  3. Порядковый способ мышления – жизнь таких людей состоит из норм и правил. Они организованные, аккуратные, исполнительные. Действуют логично, последовательно, любое задание выполняют по алгоритму. В речи упор делают на прилагательные, причастия и наречия. Развит больше у девочек.
  4. Метрический способ мышления – акцентируют свое внимание на количестве. Очень любят считать. Эта подструктура у мальчиков и девочек развита одинаково. Дети с метрической подструктурой очень любят считать все, что им попадается на глаза: деревья, машины, игрушки и др.
  5. Композиционный способ мышления – любят комбинировать, совершать прямые и обратные операции. Это торопыги, которые не хотят подробно прослеживать все шаги и решения или обосновывать действия, поэтому часто ошибаются. В речи чаще употребляют существительные, метафоры, крылатые выражения, комбинированные слова. Преобладает у мальчиков.

Девочки чаще всего думают при помощи топологического и порядкового способов мышления, а мальчики - композиционного и проективного. Метрический способ мышления развит у обеих полов одинаково.

На формирование преобладающего способа мышления оказывают влияние:

  1. Особенности общения с ребенком

При общении с ребенком взрослые сами формируют особенности мышления и поведения детей. Например, слова, обращенные к девочке:

- С начало заправь аккуратно кроватку, а потом иди одеваться. Взрослый формирует порядковую подструктуру мышления. Задает определенный алгоритм действий.

- Давай, подъем, зарядка, умывание, перекусим и в путь. Взрослый формирует композиционную подструктуру мышления. Перечисленные этапы деятельности можно представить.

Или слова, обращенные к мальчику:

- Миша! Подъем! Вставай, мы пойдем выбирать подарок, если ты, конечно, хочешь его получить. Взрослый формирует проективную структуру мышления: “Что будет, если я встану (получу подарок) и если не встану (рискую остаться без него)”

- Ну вот, подарок выбрали. Теперь надо торопиться к праздничному столу. А то сам подумай, что будет, гости соберутся, а именинника нет. Формируется проективный тип мышления: “Если гости соберутся без меня, то я не получу подарки, все будут меня ждать и т.д.”, и композиционный способ мышления: пропущено много этапов деятельности (заплатить, завернуть подарок).

  1. Способы поведения и игры

Например, кубики, конструкторы и пазлы – формируют композиционный способ мышления.

Спокойные игры в малом пространстве с куклами, посудкой – формируют порядковый и топологический способы мышления.

Игрушки, связанные с движением, преобразованием – формируют проективный тип мышления.

  1. Детская литература и телевидение.

Детская литература предлагает девочкам и мальчикам разные модели поведения. Малыши впитывают их и стараются подражать. Так у детей формируются разные установки и особенности мышления, которые наиболее ярко проявляются во взрослом возрасте.

Например, объясняя, почему сказочный царь поехал на войну, мальчик присваивает мужскую модель поведения, а девочка учиться понимать мужские (композиционный и проективный) способы мышления.

И, напротив, образ Золушки служит для девочки моделью для подражания, а для мальчика примером, при помощи которого он сможет понять женские (порядковый и топологический) способы мышления.

Телевидение сегодня служит в качестве источника ролевых моделей для подражания. Поэтому, при воспитании взрослые могут специально обращать внимание детей на героев мультфильмов, фильмов, рекламы и т.п, как на пример, так и антипример для подражания.

Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике ее развития, то есть понимать способ мышления.

Рекомендации педагогам при подготовке к занятиям

  1. Педагоги должны быть грамотны в вопросах не только возрастных и физиологических особенностей детей своей группы, но и знать особенности познавательной сферы мальчиков и девочек.
  2. При подготовке к занятиям педагог должен продумать следующие моменты:

а) пути решения познавательной задачи должны носить как информационный, так и исследовательский характер (особенно для молодого специалиста);

б) продумывать вопросы к занятию, учитывая особенности детей разного пола;

в) использовать больше наглядности на занятиях, т.к. это важно для мальчиков;

г) использовать проблемные ситуации на занятиях, помнить, что для девочек важны ситуации развивающего характера, чтобы найти другой способ или вариант решения, а для мальчиков – ситуации поискового характера.

  1. Проводить КВН, викторины типа “А ну-ка мальчики!”, “А ну-ка девочки!” 1 раз в 2 месяца.
  2. При обучении новому материалу разделять детей на подгруппы мальчики и девочки (вариант) рассаживать детей на занятии: мальчик – девочка, т.к. дети взаимодополняют друг друга.
  3. В начале занятия использовать игровые разминки, чтобы дать возможность мальчикам сконцентрировать внимание.
  4. При объяснении последовательности работы, следить за тем, чтобы оно было четким, конкретным, понятным, особо немногословным. Особенно это важно для мальчиков.
  1. В организации внимания:
  1. У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность.
  1. В формах активации эмоций:
  1. Мальчики в дошкольном возрасте эмоционально чувствительны и склонны к ситуативной тревожности не меньше чем девочки, хотя внешне эмоции могут не отражаться на лице;
  2. Эмоциональная выразительность девочек высока и легко «считывается» взрослым с лица. К тому же, девочки более легко говорят о том, что они чувствуют-их чувства «вербализированы».
  3. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Из-за эмоций они хуже улавливают смысл произносимой информации.

Мальчики подсознательно ждут от взрослого, что он поймёт, что они чувствуют, но, в силу социальных установок, идущих ещё из советской школы и оттуда же произрастающих методов семейного воспитания, о своих чувствах у них говорить не принято.

Согласитесь, что мальчиков, даже совсем маленьких, родители реже берут на руки и чаще ругают, чем девочек. По отношению к ним речь взрослых содержит в основном прямые указания: “Отойди, принеси, дай, сделай, перестань…”. А с девочками, даже годовалыми, родители говорят о чувственных состояниях: “Мне нравится… Ты любишь? Кто это грустный?…”

  1. В мотивации деятельности и оценке достижений:
  1. Девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для них важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей.
  2. Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата в чем-то конкретном: научился здороваться, чистить зубы, конструировать. Каждый приобретенный навык позволяет ему гордиться собой и стремиться к новым достижениям.
  1. В игре и поведении:
  1. Мальчики более подвижны, больше кричат, бегают;
  2. В социальном поведении мальчики  характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность.
  3. Стремятся к независимости.
  4. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше.
  5. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей. Освоенное пространство по-разному отражается в рисунках детей. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки

Рекомендации педагогам: Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причины для осуждения будет меньше. Просто предоставьте им пространство и следите, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек), при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр приобретать конструкторы «сборно – разборные модели транспорта».

  1. Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т.к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.
  2. Мальчик в  случае усталости истощается интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно
  1. Девочкам пространства нужно меньше, но атрибутов для сюжетно-ролевых игр-больше;
  2. В социальном поведении девочки характеризуются более высоким уровнем развития таких черт как дружелюбность и контактность.
  3. Стремятся к взаимозависимости.
  4. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых.
  5. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства — куклы, тряпочки, бусинки, пуговички – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка

Рекомендации педагогам: Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно об этом помнить. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.

  1. Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.
  2. Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого “эмоционального” полушария мозга)

  1.    Закрепление полученной информации. Мозговой штурм.

Уважаемые педагоги, предлагаю вам сейчас в качестве закрепления того, что Вы услышали и более качественной переработки услышанного, разделиться на 2 подгруппы и сесть за эти столы. На каждом столе имеются листы, на которых написаны те самые отличия в развитии мальчиков и девочек, о которых мы сейчас говорили.

Ваша задача: читая эти особенности, определить, кому же они принадлежат и разделить на 2 части: что принадлежит мальчикам, а что- девочкам.

Выполнение задания, обсуждение.

Следующее задание будет немного иным: Вам предлагается вспомнить, исходя из того, что Вы услышали, каким рекомендациям следует придерживаться педагогам во время организации занятий и в совместной деятельности – 1 подгруппе; а 2 подгруппе -  каких же рекомендаций следует придерживаться педагогам в общении с детьми в свободной деятельности и  игре. И исходя из Вашего опыта, прошу Вас поделиться своими находками, своими педагогическими «изюминками», которые помогут другим воспитателям в работе с детьми.

Выполнение задания, обсуждение.

  1. Благодарность за участие в работе, окончание семинара.


Предварительный просмотр:

             Памятка для педагогов при общении с мальчиками и девочками

  1. Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
  2. Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.
  3. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые.
  4. Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.
  5. Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
  6. Старайтесь, давая задание мальчикам, как в детском саду, в школе, в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
  7. С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
  8. Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
  9. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?
  10. Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
  11. Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.
  12. Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т.к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.
  13. Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого “эмоционального” полушария мозга). Мальчик в этом случае истощается интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
  14. Никогда не забывайте, что мы ещё очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте – “не навреди!”