логоритмика как современная образовательная технология
консультация

Регина Илдаровна Миниазданова

логоритмика как современная образовательная технология

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 73»

Мастер-класс на тему

«Логоритмика как современная образовательная технология при формировании речи у детей дошкольного возраста»

                                                                              Подготовила

музыкальный руководитель

Миниаздановой Р. И.

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

«Логоритмика как современная образовательная технология при формировании речи у детей дошкольного возраста»

Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это технология,  которая вклюсает  в  себя  средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение.

        Действительно,  в  последнее время значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.

Если обратиться к истокам появления логоритмики, то нужно сказать, что изначально создатель знаменитого метода ритмического воспитания Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950), внедряя свою  новую методику, стремился сломать  укоренившиеся устои музыкального воспитания, выступал, своего рода, новатором в системе воспитания и развития творческой музыкальной личности. Вся система Далькроза построена на полном отрицании дрессуры, тупого заучивания, это увлекательная игра, в   которой ни взрослые, ни дети, не чувствуют усталости. Постепенно ритм у Далькроза перерастает своё «узкоцеховое» музыкальное значение, становясь универсальным символом всеобщей упорядоченности и организованности. Упражнения на телесное переживание музыки, первоначально имевшие исключительно прикладную цель - помочь будущим музыкантам в освоении музыкального ритма, - превращаются в жизнестроительный эксперимент, призванный преобразовать мир и создать «нового человека»,  способный менять его психику и физику.

В настоящее время в логопедии разработан целый ряд авторских методик по логопедической ритмике, которые используются практиками в системе коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения речи (Г. А. Волкова, Н. А. Рычкова, Г. Р. Шашкина и др., М. Ю. Картушина).

Итак,  любые ритмические движения (хлопки, прыжки, притопы, махи руками и т.д.) активизируют деятельность мозга человека.

 Мозг имеет ключевое значение в организме. Он выполняет ряд важных функций. Основные функции мозга включают в себя обработку сенсорной информации, поступающей от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями,  положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Мозг человека выполняет высшую функцию — мышление. Одной из функций мозга человека является восприятие и генерация речи.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие  слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной его части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и слухового восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может воспринимать  информацию на слух или глазами, позднее читать и писать.

С помощью лоритмики, логоритмических игр и упражнений мы активизируем работу обоих полушарий головного мозга, в частности запускаем и развиваем речь ребёнка, учим контролировать свое тело, координировать его движения, что в дальнейшем благотворно скажется на его обучении в школе.

Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Логопедическая ритмика может включаться в коррекционный педагогический процесс при любом виде речевого расстройства. Занятия  включают в себя: пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Доступность  игр подтверждает возможность их  применения не  только  специалистами дошкольных учреждений (музыкальными руководителями, логопедами), но и воспитателями, что в свою очередь, способствует повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на  использование новых технологий в  своей практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Консультация «Логоритмика - современная образовательная технология»

Задача взрослых - помочь детям овладеть речью. Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой  речепроизношения; правильность речи, ее выразительность, четкая ди...

«Логоритмика - современная образовательная технология»

                                                      ...

Доклад на педагогическом совете в ДОУ: «Логоритмика, как современная образовательная технология при формировании речи у детей дошкольного возраста»

Способствовать  повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на  использование новых технологий в  своей практике....

Мастер -класс "Логоритмика как современная педагогическая технология направленная на развитие речи"

Логоритмика способствует развитию речи у детей дошкольного возраста, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличении словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти. Логор...